Эстетическая категория трагическое
Понятие эстетики
Основные эстетические категории
Трагическое
Трагическое на примере произведения Шекспира “Гамлет”
Символизм трагедии в “Гамлете”
Список литературы
781.04K
Категория: ИскусствоИскусство

Трагическое на примере Гамлета

1. Эстетическая категория трагическое

Выполнил Петров Валерий
Группа АПО-161

2. Понятие эстетики

• Эстетика – наука о неутилитарном созерцательном или
творческом отношении человека к действительности,
изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе и
результате которого человек ощущает, чувствует,
переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории,
восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса,
экстаза.

3. Основные эстетические категории


Прекрасное
Возвышенное
Трагическое
Комическое
Безобразное

4. Трагическое

• Трагическое – эстетическая категория, характеризующая
напряженное переживание конфликта, связанное с
духовным преодолением, преображением (катарсисом),
страданиями или аффектами героя.

5.

• Трагическое предполагает не пассивное страдание
человека под тяжестью враждебных ему сил, а его
свободную, активную деятельность, восстание против
рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В
трагическом человек раскрывается в переломный,
напряженный момент своего существования

6.

• Слово “трагическое” вызывает обычно в нашем
воображении представление о чьей-то гибели или о чьихто страданиях. Трагедия – суровое слово, полное
безнадежности. Оно несет в себе холодный отблеск
смерти, от него веет ледяным дыханием. Объясняется это
тем что трагическим мы называем некое событие тогда,
когда испытываем при его восприятии чувства
сострадания, скорби, душевной боли, то есть такие
чувства, которые являются нашей эмоциональной
реакцией на смерть и страдания близких и ближних.

7. Трагическое на примере произведения Шекспира “Гамлет”

• Написанный в 1600-1601
годах “Гамлет”, как и
большинство пьес Шекспира,
в сюжетном плане
представляет собой
литературную обработку
заимствованной истории,
произошедшей в языческой
Дании (до 827 года) и
впервые изложенный на
бумаге около 1200 года
датским летописцем
Саксоном Грамматиком.

8.

• “Гамлет” – трагедия о том, как человек открывает для себя
существование зла в жизни. Шекспир изобразил
исключительное злодейство – брат убил брата. Сам Гамлет
воспринимает этот факт не как частное явление, а как
одно из выражений того, что зло стало повсеместным и
пустило глубокие корни в обществе.

9.

• Против этого мира вступает в борьбу Гамлет. Свою задачу он
видит не столько в том, чтобы отомстить за отца, сколько в том,
чтобы уничтожить зло.
• В борьбе, которую ведет Гамлет, у него много противников. Его
главный враг — сам король Клавдий. Но он не одинок. Первый
среди приверженцев короля — льстивый и лукавый царедворец
Полоний. Подручными короля становятся прежние друзья
Гамлета по университету Розенкранц и Гильденстерн, берущие
на себя неблаговидную миссию шпионить за Гамлетом. Но даже
те, кто искренне любят принца, невольно оказываются среди его
врагов. Это прежде всего его мать — королева Гертруда, ставшая
женой жестокого и ничтожного Клавдия. Даже возлюбленная
Гамлета, Офелия, становится орудием в руках врагов, и он
отвергает ее любовь.

10.

11.

• Но у принца есть верный друг Горацио. Ему сочувствуют воины
Бернардо и Марцелл. Его любит народ, о чем говорит сам король.
Но Гамлет не прибегает к помощи тех, кто готов его поддержать,
предпочитая вести борьбу против короля один на один.
• Медлительность принца в этой борьбе объясняется несколькими
причинами. Прежде всего ему нужно убедиться в том, насколько
верны слова призрака об убийстве. Чтобы посеять тревогу в душе
короля, принц притворяется сумасшедшим. Клавдий начинает
опасаться, не узнал ли Гамлет тайну смерти своего отца.
Воспользовавшись тем, что в королевский замок прибывает
труппа актеров, Гамлет устраивает представление, которое, как он
и задумал, оказывается «мышеловкой» для короля. Но он не
убивает его даже после того, как убеждается в его вине.

12.

13.

• Случай предоставляет ему такую возможность: принц сталкивается с
королем в одной из галерей замка. Но Гамлета останавливает то, что
король молится. По понятиям того времени, душа Клавдия в этот момент
обращена к богу, и если его убить, то она вознесется на небо. Гамлет же
хочет отправить короля в ад. Для этого надо поймать его за каким-нибудь
дурным делом. Почти сразу после этой сцены, беседуя с матерью, принц
слышит в комнате шум и, думая, что убьет короля, спрятавшегося в ее
комнате, ударяет шпагой, поражая насмерть Полония.
• Этот удар сбил все планы Гамлета. Король понял, в кого метил принц.
Теперь у Клавдия есть хороший повод избавиться от принца, что он и
пытался сделать. Но на помощь Гамлету тоже приходит случай, и он
возвращается в Данию. События опять принимают непредвиденный обо
рот. Гамлет узнает о смерти Офелии. Ее гибель и смерть Полония сделали
Лаэрта заклятым врагом Гамлета. Король направляет руку Лаэрта против
принца, и тот становится жертвой их совместного коварства.

14.

• К концу трагедии Гамлет, пройдя через все испытания,
закалился. Он перестал бояться смерти, но не стал от этого
безразличным к жизни. Когда он умирает и видит, что его
друг Горацио хочет добровольно разделить с ним смерть,
Гамлет отнимает у него кубок с ядом и взывает к его
мужеству. Смерть — слишком легкий способ разделаться с
трудностями жизни, недостойный человека. «Дыши в су
ровом мире», — завещает Гамлет другу.

15.

• История датского принца трагична. Трагедию его жизни
составило то, что на него обрушилось много зла и бед, а
душа была настолько чувствительна, что разрывалась от
вызванных ими страданий. Его судьба трагична и потому,
что, защищая правое дело, он погиб.
• Но «Гамлет» не трагедия отчаяния перед лицом зла, а
трагедия о красоте и мужестве человека, который не мог
жить иначе, кроме как в непримиримой борьбе со злом.

16.

17. Символизм трагедии в “Гамлете”

• Символизм трагедии носит простой и понятный характер. Если человек –
это инструмент, то смерть – это череп, принадлежность которого может
быть установлена только через человеческую память. Кости
королевского шута Йорика ничем не отличаются от останков великого
полководца Александра Македонского. Тлен – итог физической жизни, а
что является её духовным продолжением – Гамлету неизвестно. Отсюда
и его знаменитый вопрос «быть или не быть?». Покоряться судьбе или
сражаться с ней? Умереть, чтобы избавиться от «природных мук»? И
получится ли это? Какие «сны» будут сниться человеку за порогом
могилы? Стоит ли смерть смерти, а жизнь жизни? Именно незнание даёт
людям силу жить: мириться с грубым насилием и неправдой,
презрением и отвергнутой любовью – всеми теми несчастьями, которые
заканчиваются, когда человек умирает. Но заканчиваются ли? Отсутствие
точного ответа на вопрос и есть тот единственный возможный ответ,
который придаёт человеческой жизни смысл. Пока он не получен, пока
человек сомневается, размышляет, страдает, пытается разобраться в том,
что его окружает, - он живёт.

18. Список литературы

• 1. ru.wikipedia.org
• 2 www.alexnest.ru
• 3. www.goldlit.ru
English     Русский Правила