Похожие презентации:
ЕГЭ по литературе. Часть С
1. ЕГЭ по литературе
Часть С2.
3.
План написания сочинения С51.Вступление. Несколько предложений о писателе, об истории
создания произведения. Можно использовать чью-то цитату касательно
данного произведения.
2.Основная часть
1.Четкий ответ на вопрос, выбранный вами
2.Изложение позиции автора
(Автор считает... / Писатель придерживается...)
3.Выражение своего мнения, формулировка тезисов
4.Аргументация своего мнения, выдвинутых тезисов (цитаты с
комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для
доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их
интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и
т.п.)
5. Использование литературных понятий.
3.Концовка
Итог всего высказанного, обобщение. Никаких больших рассуждений здесь
не должно быть
4. C5.Охарактеризуйте особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».
Композиция.1 часть — Вступление
2 часть — Описание похода князя Игоря
3 часть — Вещий сон
Святослава и его «золотое слово»,
обращенное к князьям с призывом отомстить
за «землю Русскую, за раны Игоревы»
4 часть — Возвращение Игоря из плена
5. Д.С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве — и восхище
Композиция «Слова» отличается строгостьюи стройностью.
Стройность композиции поддерживается
делением «Слова» на ряд картин-песен.
Такие части-картины заканчиваются припевомрефреном: «О, Русская земля, ты уж за холмом!»
Д.С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось
соединить в своей поэме плач и славу: горький
упрек в безрассудстве — и восхищение мужеством
защитников Русской земли; одобрение героизма,
жажда воли — и сомнение в том, что победа может быть
достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей.
6.
Произведение совмещает в себеразноплановость, в нем сочетаются разные
художественные образы. Поэтому можно
выделить такие жанровые особенности
Слово.
Горячее ораторское
обращение к
современникам,
которых надо было
вдохновлять на
борьбу с
иноземными
захватчиками.
Героическая
поэма.
Произведение
является
историческим
документом,
героическим
воинским
повествованием о
реальных событиях
и людях.
Былинная
песня.
Поэтические
образы и картины,
лирические
отступления.
Использование
художественных
приемов,
эмоциональная
насыщенность.
7. Образ Автора «Слова о полку Игореве».
Патриот Земли русской : патриотический пафос прежде всего втом, что главный герой произведения – Русская земля
Возможно, был историком : события Игорева похода даны в
исторической ретроспективе. Автор преподносит смуту на
Руси как наглядный урок( поражение русских воиновследствие княжеских раздоров, а князь Игорь- типичный
представитель своей эпохи
Тонкий психолог: рассказал не только о героях и поступках, но
и объяснил их внутренние мотивы поступков
Мог быть участником событий: глубокое знание событий и
любимой забавы князя- соколиной охоты( это может говорить
о том, что автор не просто воин, а приближенный к князю
знатный человек
Поэт, талантливый писатель: ярко , образно, динамично
рассказал о событиях, свидетелем и участником которых,
вероятнее всего, был сам
8.
9. С2.В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?
С2.В каких произведениях русских писателейсатирически отображены нравы дворян
и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?
• Н. Гоголь «Мёртвые души»,
• М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»,
• Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Обоснования для сопоставления: изображение невежества и
паразитизма правящих классов; контраст между «живыми» и
«мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой души;
авторская позиция (обличение); средства сатирической
типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск,
элементы фантастики).
10. С5.Каковы, по-вашему, основные проблемы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
С5.Каковы, по-вашему, основные проблемыкомедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
• Проблема нравственного разложения дворянства
(Фонвизин не только констатирует упадок
моральных устоев общества — он ищет причины
этого упадка).
• Проблема воспитания ( В представлениях
Фонвизина проблема воспитания приобретала
государственное значение, ибо в правильном
воспитании коренился единственно надежный, по
его мнению, источник спасения от грозящего
обществу зла — духовной деградации дворянства).
11.
12. С5. Почему Грибоедов называет пьесу «Горе от ума» комедией?
С5. Почему Грибоедов называет пьесу «Горе от ума» комедией?1.Использован комический прием
несоответствия в изображении образов :
Фамусов ( является управляющим, а к делам
относиться «подписано, так с плеч долой»; «
монашеским известен поведением»волочиться на служанкой)
• Скалозуб ( образ не соответствует ни
служебному положению, ни тому уважению,
которое ему оказывают в обществе»
13.
• Молчалин ( циничен – но угодлив иобходителен)
• Чацкий ( несоответствие между умом и
ситуацией, в которой он оказывается).
2.Показаны комические ситуации ( разговор
глухих), пародийные образы (Репетилов),
использован прием гротеска ( спор гостей о
сумасшествии Чацкого)
3. Язык пьесы – язык комедии ( разговорный,
меткий, острый, легко запоминается)
14. С 2.Вопрос: В творчестве каких писателей затрагивалась проблема «хамелеонства» и в чём их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А.
С 2.Вопрос: В творчестве каких писателей затрагивалась проблема «хамелеонства» и в чём их произведения можно сопоставить с«Хамелеоном» А. Чехова?
Контексты:
А.
Грибоедов «Горе от ума» (рассказ о дяде Фамусова Максиме
Петровиче, который сумел обратить абсолютно проигрышную
ситуацию («…упал, да так, что чуть затылка не пришиб») в
выигрышную для себя, нарочно упав ещё дважды и получив за это
«хамелеонство» компенсацию в виде особого расположения
развеселившейся императрицы);
Н. Гоголь «Ревизор» («хамелеонство» проявляется в поведении
чиновников: то, что социально выше, возбуждает подобострастие
и безотчётный страх; страх чиновников перед ревизором
организует ход событий в комедии);
А. Островский «Гроза» (лицемерие и ханжество Кабанихи:
«нищих оделяет, а домашних заела совсем»; прикрываясь
религией и заботой о других, подавляет волю; движима страхом
потерять свою власть над окружающими).
15. С5. Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»?
Чацкий видит перед собой не живых людей, а марионеток, подчиняющихсякакой-то нелепой, на его взгляд, игре, сталкивается с фамусовским
обществом, которое не может его услышать. В этом аспекте произведение
пережило свое время: статичное общество не спешит принять яркие
личности, и не так уж важно, что первоосновой была тема декабристов.
А. С. Грибоедов, отказавшись от традиционного разделения героев на
положительных и отрицательных, создал такой тип героя, который в
веках оказался весьма неоднозначным для понимания.
По мнению критиков, роль главного героя — роль страдательная: оно
иначе и быть не может, такова миссия всех Чацких. Они не знают о своей
победе, сеют только, а пожинают другие — ив безнадежности успеха их
главный бессмертный ход.
Никогда не устареет проблема борьбы ума и безумия, а потому «едва ли
состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий».
16.
17. Принцип реалистичности романа «Евгений Онегин»
• Нелепая смерть Ленского• угасание Онегина в «бездействии досуга»
• ничтожная роль Татьяны в качестве
«законодательницы зал»
• драматический финал ее жизни («но я другому отдана...»)
• жизнь самого дворянства
глубокое осознании Пушкиным «несовершенства мира», в
котором гибнут лучшие его представители.
18. Две столицы в романе «Евгений Онегин»
• ПетербургАристократизм,
благопристойность,
строгие правила;
Жизнь однообразна и
«пестра»;
Петербургское
общество – холодная и
скучная среда «… и эта
смесь чинов и лет…»
• Москва
Патриархальность,
нежелание менять
старые устои;
Москва- прошлое
России ( любовь автора
к Москве)
Московское общество
– скука, сплетни,
равнодушие
19.
Лирические отступленияв романе «Евгений Онегин»
Автобиографические
пейзажные
Философские
размышления
Авторские
оценки
исторические
энциклопедические