Похожие презентации:
Церковь и государство в XVI веке
1.
2.
Слуги архиерея управлялихозяйством и земельными
владениями, собирали
доходы и судили
подчиненное духовенство и
мирян
во главе каждой
епархии стоял
архиерей,
имевший
духовных и
светских слуг
до 1589 г. главой Русской
православной церкви
являлся митрополит
Московский и всея Руси
Церковь в
XVIвеке
под властью
митрополита
находилось 11
епархий
3.
- центромрелигиозной
жизни
человека был приходской храм;
- храм
возводили
на
пожертвования землевладельца,
крестьянской
или
посадской
общины;
- община давала средства на
обеспечение
храма
утварью,
книгами, иконами;
- прихожане избирали кандидата в
священники, заключали с ним
договор о вознаграждении за
службу
(продуктами,
редко
деньгами)
4.
священники обучали детейграмоте, выступали
свидетелями при
подписании актов и
завещаний, участвовали в
межевании земель и
расследовании
преступлений
в трапезной храма
прихожане
собирались на сход,
составляли
«мирские»
документы,
прихожане делали
вклады в церковь
священники вразумляли
прихожан, не
соблюдавших
христианские обычаи
сельский батюшка
имел участок земли
(либо обрабатывал
сам, либо сдавал в
аренду)
Храм
место для
молитвы,
объявления
царских указов и
проведения
церковных служб
5.
В конце XV в., при Иване III собразованием
единого
Российского
государства,
светские власти предпринимали
попытки
изъятия
земель
у
церкви:
- стремление великого князя и
государя всея Руси получить в
свое владение плодородные
монастырские земли;
- желание подчинить церковную
власть светской
- привело
к
образованию
конфликта
между
иосифлянами и нестяжателями
6.
ИосифляниМонашеские
движения в
Русской
православной
церкви
(Иосиф Волоцкий)
Нестяжатели
(Нил Сорский)
7.
Иосиф Волоцкий (1439-1515 гг.) –Иван Санин, православный святой, основатель и настоятель
Иосифо-Волоколамского монастыря
- выступал в защиту
церковного
землевладения;
- считал, что церковь
должна иметь большие
материальные средства
для успешной
деятельности
(благотворительность и
просвещение);
- еретиков и
вероотступников следует
подвергать смертной казни
8.
Нил Сорский (1433-1508 гг.) –Николай Майков, православный святой, основоположник
нестяжательских взглядов
- считал, что монастыри не
должны заниматься
благотворительностью и
хозяйственной
деятельностью и поэтому
не нуждаются в
земельных владениях;
- монахи должны вести
скромный и аскетичный
образ жизни;
- выступал против казни за
еретические
высказывания
9.
Вассиан (Князь ВасилийИванович Патрикеев),
нестяжетель
Максим Грек (Михаил
Триволис),
нестяжетель
10.
годы: 1547, 1549,1551
Церковные
соборы
итог: утверждение
своеобразного
равновесия между
властью церковной
и государственной
11.
нет надобности посещатьхрамы, соблюдать обряды и
посты, почитать кресты и
иконы, поклоняться мощам
святых
Иисус Христос
был не Сыном
Божьим, а
основателем
религиозного
общества
следование заветам
Иисуса Христа должно
проявляться не во
внешней стороне
церковной жизни, а в
соблюдении заповеди о
любви к ближнему
Ереси
Матвея
Башкина и
Феодосия
Косого
не
признавали
Святой
Троицы
12.
митрополит Макарий (умер в 1563 г.)сторонник Ивана Грозного;
убийство митрополита Филиппа за
осуждение опричных расправ;
утверждение патриаршества
(патриарх Иов) и автокефалии РПЦ
в 1589 г.
Василий III
покровительствовал
Иосифу Волоцкому и
митрополиту
Даниилу
Церковь в
XVI веке
Правитель
высший судья в
спорах светских и
церковных
500
монастырей