Похожие презентации:
Тема 4. Философия нового времени XVII – XVIII вв
1. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVII – XVIII вв.
Тема № 4.2. ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
• СОЧЕТАНИЕ ЧУВСТВЕННОГО,ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ МИРА
И ТОЧНОГО, РАЦИОНАЛЬНОГО
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
• В век нарождающегося
капиталистического производства
наука и её инструмент – РАЗУМ стали
рассматриваться как полезные
инструменты созидания и
преобразования мира.
3. Формирование философии нового времени.
• становлениенового
типа
общества,
системы
светского
образования и культуры;
• промышленная
и
научная
революции;
• материалистическая
направленность философии;
• обращение
к
проблемам
гносеологии: борьба эмпиризма и
рационализма;
4. Формирование философии нового времени.
• формирование принципамеханицизма и развитие идей
деизма;
• большой интерес к социальнополитическим проблемам (причины
возникновения общества и
государства, проекты оптимальной
организации реально существующих
государств);
• формирование концепции
естественных прав человека и
юридического мировоззрения;
5. Формирование философии нового времени.
• секуляризация общественногосознания, утверждение принципа
веротерпимости;
• формирование культа разума
человека:
а) совокупное знание,
б) инструмент борьбы с
предрассудками,
в)предпосылка рациональной
организации
общества,
г) условие свободы человека.
6. ФРЭНСИС БЭКОН (1561 – 1626 гг.)
Философ, литератор,политик.
• Главные философские
интересы сосредоточены
на практике и науке.
• Заслуги:
1. дал философское
обоснование нового
взгляда на цель и
предназначение науки;
2. Разработал принципы
индуктивного метода
исследования.
7. Эмпиризм Френсиса Бэкона философское кредо: “Знание - сила”
Основные положения:• в основе познания лежит исключительно опыт;
• чем больше опыта (как теоретического, так и
практического) накопило человечество (и
отдельный человек), тем ближе оно к истинному
знанию;
• истинное знание не может быть самоцелью;
• главные задачи знания и опыта – помочь
человеку добиться практических результатов в
его деятельности, способствовать новым
изобретениям, развитию экономики, господству
человека над природой.
8. Индукция - главный метод познания
• Под индукцией понимается обобщение многихчастных явлений и получение на основе обобщения выводов
(например, если многие отдельные металлы плавятся, то,
значит, все металлы обладают свойством плавления);
• недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный
характер(так как если несколько вещей или явлений обладают
общими признаками, это вовсе не значит, что данными
признаками обладают все вещи или явления из данного их
класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в
экспериментальной проверке, подтверждение индукции).
• путь преодоления главного недостатка индукции - в
накоплении человечеством как можно большего опыта во всех
областях знаний.
9.
10. Пути познавательной деятельности:
• “Путь паука”получение знаний
рационалистическим путем.
Данный путь игнорирует либо
значительно принижает роль
конкретных фактов, практического
опыта.
Рационалисты оторваны от реальной
действительности, догматичны и, по
Бэкону, “ткут паутину мыслей из
своего ума”.
11. Пути познавательной деятельности:
• Путь муравья”такой способ получения знаний, когда во
внимание принимается исключительно
опыт. “Чистые эмпирики” концентрируют
внимание на практическом опыте, сборе
разрозненных фактов, доказательств.
Таким образом, они получают внешнюю
картину знаний, видят проблемы “снаружи”,
“со стороны”, но не могут понять
внутреннюю сущность изучаемых вещей и
явлений, увидеть проблемы изнутри.
12. Пути познавательной деятельности:
• “Путь пчелы”по Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по“пути пчелы”, необходимо собрать всю совокупность
фактов, обобщить их (взглянуть на проблему
“снаружи”) и, используя возможности разума,
заглянуть “вовнутрь” проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону,
является эмпиризм, основанный на индукции (сбор
и обобщение фактов, накопление опыта) с
использованием
рационалистических
приемов
понимания внутренней сущности вещей и явлений
разумом.
13. “Призраки”(“идолы”), которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание
Врожденныезаблуждения
людей,
которые
заключаются в смешивании природы познания
с собственной природой:
• Призраки рода – преломление познания через
культуру человека (рода) в целом, то есть
человек осуществляет познания, находясь в
рамках общечеловеческой культуры, и это
откладывает отпечаток на итоговый результат,
снижает истинность знания.
• Призраки
пещеры
–
влияние
личности
конкретного человека (познающего субъекта)
на процесс познания. В итоге личность
человека (его предрассудки, заблуждения –
“пещера”) отражается в конечном результате
познания.
14. “Призраки”(“идолы”), которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание
Приобретенные заблуждения• Призраки рынка – неправильное,
неточное
употребление
речевого,
понятийного
аппарата:
слов,
дефиниций, выражений.
• Призраки театра – влияние на
процесс познания существующей
философии. Зачастую при познании
старая философия мешает проявлять
новаторский
подход,
направляет
познание не всегда в нужное русло
(пример: влияние схоластики на
познание в средние века).
15. ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ БЭКОНА.
Линиисравнения
Предмет
Теология
Философия
Бог, богопознание
Природа
Функции
Обоснование и
защита
религиозного
вероучения
Изучение законов
природы,
разработка
методов познания
мира
Способы
познания
Опирается на
сверхъестественное
откровение:
авторитет
Священного
Опирается на
совпадение мысли
с
действительностью
на истину.
16. РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 – 1650 гг.)
• Рене Декарт (Descartes,латинизированное имя –
Картезий; Renatus
Cartesius) французский
философ и математик,
представитель
классического
рационализма.
• Основные сочинения:
«Рассуждение о
методе»(1637),
«Метафизические
размышления» (1641),
«Начала философии»(1644).
• Один из родоначальников
«новой философии» и новой
науки.
17. ДЕКАРТ И БЭКОН
Сближало с Бэконом•Разработка проблем
методологии научного
исследования.
•Методология носила
антисхоластическую
направленность и
содержала критику
схоластической
силлогистики.
Отличало от Бэкона
Если у Бэкона
методология была
эмпирической, опытноиндивидуальной, то у
Декарта –
рационалистической, т.е.
по его мнению, научные
открытия совершаются не
вследствие опытов, а
вследствие деятельности
ума.
18. Рационализм Рене Декарта
Философское кредо: «Я мыслю,следовательно, я существую»
• обосновал ведущую роль разума
в познании (рационализм);
• выдвинул учение о субстанции;
• стал автором теории дуализма;
• выдвинул
теорию о научном
методе познания;
• сформулировал
концепцию
о
"врожденных идеях".
19. Рационализм предполагает первичность разума по отношению к бытию и познанию
• в мире существует много вещей и явлений,которые непонятны человеку (Например: есть
ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи
можно усомниться (существует ли окружающий
мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.
д.);
• следовательно, сомнение реально существует,
этот факт очевиден и не нуждается в
доказательствах;
20. сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; - мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление явля
•сомнение — свойство мысли,значит, человек, сомневаясь, мыслит;
- мыслить может реально
существующий человек;
следовательно, мышление
является основой как бытия, так
и познания;
поскольку мышление — это
работа разума, то в основе
бытия и познания может лежать
только разум.
21. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИЯХ.
• субстанция — это все, что существует, ненуждаясь для своего существования ни в
чем, кроме самого себя;
• такой субстанцией может быть только Бог,
который
создал
мир
состоящий
из
субстанций;
• единичные
вещи
обладают
главным
качеством субстанции — не нуждаются в
своем существовании ни в чем, кроме
самих
себя.
Причем
сотворенные
субстанции
самодостаточны
лишь
по
отношению друг к другу. По отношению же
к
высшей
субстанции
—
Богу
они
производны, вторичны и зависят от него.
22. Все сотворенные субстанции Декарт делит на: материальные (вещи, обладающие протяженностью); модусы ( другие свойства: форма, движение и др.);
•Все сотворенные субстанцииДекарт делит на:
материальные (вещи, обладающие
протяженностью);
модусы ( другие свойства: форма,
движение и др.);
духовные (идеи);
- Человек, по мнению Декарта,
состоит из двух, отличных друг от
друга субстанций — материальной
(телесно-протяженной) и духовной (мыслящей)
и это позволило ему возвыситься над природой.
23. ДУАЛИЗМ ДЕКАРТА
• человек совмещает в себе двесубстанции, следовательно,
двойственен.
• с точки зрения дуализма Декартом
решается
и
"основной
вопрос
философии":
• спор о том, что первично — материя или
сознание, бессмыслен. Материя и сознание
соединяются только в человеке, а поскольку
человек дуалистичен (соединяет в себе две
субстанции — материальную и духовную), то
ни материя, ни сознание не могут быть
первичны — они существуют всегда и
являются двумя различными проявлениями
единого бытия.
24. ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД
• дедукция – это процесс получениязнаний
при помощи разума,
используя логические приемы.
• Правила дедуктивного метода:
• допускать при исследовании в
качестве
исходных
положений
только
истинное,
абсолютно
достоверное, доказанное разумом
и
логикой,
не
вызывающее
никаких сомнений знание;
25. ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД
• сложную проблему расчленять наотдельные, более простые задачи;
• последовательно
переходить от
известных и доказанных вопросов
к неизвестным и недоказанным;
• строго соблюдать
последовательность, логическую
цепь исследования, не пропускать
ни единого звена в логической
цепочке исследования.
26. УЧЕНИЕ О ВРОЖДЁННЫХ ИДЕЯХ
• существует особый род знаний, который ненуждается ни в каких доказательствах.
Данные истины изначально очевидны и
достоверны ("врожденные идеи«)
• они существуют в разуме Бога и разуме
человека и передаются из поколения в
поколение.
• Данные идеи могут быть двух видов:
- понятия ("число" (существует), "воля",
"тело", "душа);
- суждения ("целое больше своей части",
"из ничего не бывает ничего", "нельзя
одновременно быть и не быть).
27. ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716)
• Подлинныйэнциклопедист.
• Автор наиболее
развитой
философской
концепции XVII
века.
• Создатель теории
о МОНАДАХ –
внутренне
активных
сущностях.
28.
Теория о монадах Г. ЛейбницаОсновные
положения
Весь мир состоит из огромного
количества субстанций, имеющих не
дуалистическую (двойственную, как у
Декарта и Спинозы), а единую природу;
Данные субстанции называются
монадами (в переводе в греческого –
«единое», «единица»);
Монада проста, неделима, не имеет
протяжения, не является материальновещественным образованием;
Монада обладает 4-мя качествами:
стремлением, влечением, восприятием,
представлением;
По своей сути монада – это
деятельность, единое, непрерывно
меняющее свое состояние;
В силу непрерывности своего
существования монада осознает себя;
Монады абсолютно замкнуты и
независимы друг от друга
Классы монад (чем
выше класс монады, тем
больше ее разумность и
степень свободы)
«голые монады» -лежат в
основе неорганической
природы (камней, земли,
полезных ископаемых);
монады животных –
обладают ощущениями, но
неразвитым самосознанием;
монады человека (души) –
обладают сознанием,
памятью, уникальной
способностью разума
мыслить;
высшая монада – Бог
29. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Проблема общества и государствастала
рассматриваться
как
главная
в
философии,
поскольку цель философии –
помогать человеку добиваться
практических
результатов
в
своей деятельности, а человек
живет и действует в обществе и
конкретном государстве.
30. ТОМАС ГОББС (1588 – 1679 ГГ.)
• Английскийфилософ –
материалист.
• Известные работы «О
гражданине»,
«Левиафан» (Чудовище).
• Автор теории
«общественного
договора» - исходный
принцип которого –
естественное
равенство всех людей.
31.
Томас Гоббс – ученик ипродолжатель философской
традиции Ф. Бэкона
Философские
воззрения
Решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
цель философии видел в достижении практических результатов
деятельности человека, способствовании научно-техническому
прогрессу;
в споре между эмпиризмом и рационализмом выступал на стороне
эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
был убежденным материалистом;
считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и
государства;
разработал теорию государства;
первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения
государства лежал общественный (совместный) договор.
32. «ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА» Т. ГОББСА
• природа человека изначально зла (личная выгода иэгоизм, страсти, потребности);
• каждый человек пытается реализовать права на все
(максимум прав);
• право каждого человека на все и пренебрежение
интересов других приводят к “войне всех против
всех”, в которой не может быть победителя и
которая
делает
невозможной
нормальную
совместную жизнь людей и экономический процесс;
• но у человека есть инстинкт самосохранения;
33. в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и “право всех на все
•в целях совместного выживаниялюди заключили общественный
(совместный) договор, в котором
ограничили свои притязания и
“право всех на все”;
--для предотвращения “войны всех против
всех”, подавления крайнего эгоизма возник
общий институт (механизм) для
регулирования жизни в обществе –
государство;
-- чтобы эффективно выполнять свои очень
трудные функции, государство должно стать
всесильным;
34. государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище -“Левиафан”, которое “пожирает и сметает все на своем пути”, сила, которой
государство – непоколебимое, многоликое,всесильное чудовище -“Левиафан”, которое
“пожирает и сметает все на своем пути”, сила,
которой невозможно противостоять, но которая
необходима для поддержания
жизнеспособности общества, порядка и
справедливости в нем.
Главными функциями государства
являются:
1) охрана существующего порядок в обществе;
2) просвещение своих граждан;
3) поддержка промышленности, земледелия и
торговли.
35.
ГУГО ГРОЦИЙ –нидерландский правовед,
основоположник теории
естественного права
Основные идеи:
• право не дано Богом;
• право изначально заложено в
человеке;
• все существующее право можно
разделить
на
два
больших
раздела — естественное право и
писаное (позитивное) право;
36. естественное право — это право, заложенное самой человеческой природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) — оно
• естественное право — это право,заложенное самой человеческой
природой (право на жизнь, право на
достоинство, право на свободу и т. д.) —
оно должно неукоснительно
соблюдаться независимо от того,
записано оно в законах или нет;
писаное (позитивное) право — те нормы
поведения, которые создаются
человеком и записываются в
официальных источниках — законах и т.
д.;
официальное (писаное, позитивное)
право должно опираться на
естественное и не противоречить ему.
37. ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704 гг.)
• Английский философ.• Автор Конституции
Северной Каролины.
• Выделяет три основных
права: на жизнь, на
свободу, на
собственность.
• Выдвинул идею
разделения властей на
законодательную,
исполнительную и
федеративную.
38.
Основные положения философииДж. Локка
Мир материалистичен;
в основе познания лежит только опыт («нет ничего в мыслях человека,
чего до этого не было в чувствах»);
Сознание – пустое помещение, которое в течение жизни наполняется
опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка
о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт);
источником опыта выступает внешний мир;
цель философии – помочь человеку добиться успеха в своей деятельности;
идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный
джентельмен, который повышает уровень своего образования и
добивается хороших результатов в своей профессии;
идеал государства – государство, построенное
на основе разделения властей на
законодательную, исполнительную (в том числе
судебную) и федеративную
(внешнеполитическую).
39. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ.
• Влияние оказало развитиеМЕХАНИКИ, в первую очередь
открытия Ньютона.
• Несомненным фактом для них
было вечное пространственновременное существование
материи, находящейся в
непрерывном движении.
• В ранг всеобщих были
возведены законы механики,
твёрдых тел, законы тяготения.
40. ЖЮЛЬЕН ОФРЕ де ЛАМЕТРИ (1709 – 1751 гг.)
• Наиболее известная работа«Человек-машина».
• Считает душу
материальной,
«двигателем живого
организма».
• Различие между
человеком и животным
для него лишь
количественное – в
размере и структуре
головного мозга.
41. ПОЛЬ АНРИ ГОЛЬБАХ (1723 – 1789)
• Работа «Системаприроды».
• Главная идея – принцип
РЕДУЦИРУЕМОСТИ.
• Формулирует идею
УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
движения
• Выявляет причинноследственные
всеобщие
закономерности
мира.
42. ИДЕОЛОГИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
• Возвышали роль разума поотношению к вере,
• Боролись против религиозных
предрассудков,
• Выступали за свободу научного и
философского мышления,
художественного творчества и
гражданских мнений,
• Отражали идейное и политическое
самосознание буржуазии.
43. ПРОСВЕТИТЕЛИ
• Жан-Жак РУССО(1712 -1778)
• ВОЛЬТЕР
(1694 – 1778)
• ДЕНИ ДИДРО
(1713 – 1784)
44. ОБЩЕЕ В ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМАХ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
• В центре – активно действующийСУБЪЕКТ, способный познавать и изменять
мир в соответствии со своим разумом;
• РАЗУМ – источник всей субъективной
деятельности человека. Человек – разумное
существо.
• Человек призван стать
ВЛАСТЕЛИНОМ МИРА, перестроить
общественные отношения на разумных
основаниях (декларировались права и свободы
человека).
45.
ОнтологияМеханицизм. Противостояние идеализма и
материализма. Диалектика
Теология
Деизм. Атеизм.
Механицизм. Дуализм: тело-душа.
Материализм: отрицание бессмертия души и
жизни после смерти. Биологическая природа
человека. Биологическая или социальная сущность
Антропология
человека
Логика
Рационализм эмпиризм. Критика
метафизики. Иррационализм: критика научного
разума. Позитивизм
Диалектика и ее законы
Этика
Гуманизм. Свобода. Утверждение неотъемлимых
прав человека. Обоснование ценности личности.
Социальная
философия
Теория «общественного договора». Теория
разделения властей. Правовое государство.
Критика традиционной культуры.
Идеализм: история как развитие Абсолютной
Идеи. Материализм: история как развитие
материальных отношений (способ производства
и распределения).
Гносеология
Философия истории