12.93M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Серебряный век русской культуры

1.

Серебряный век русской культуры

2.

Конец XIX начало XX ст.
русский философ Н. А. Бердяев
назвал «серебряным веком».
Понятие возникло в среде русской эмиграции (что
немаловажно), и изначально было соотнесено с
«Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX
века), ретроспективно оценивая ушедшее время как
второй расцвет русской культуры после него. В
отличие от общеевропейского fin de siècle, об
искусстве и, главным образом, литературе
Серебряного века говорят только применительно к
русской культуре. Следует указать, что серебряный
век по отношению к золотому обозначает эпигонство,
деградацию, декаданс. Отмечают, что русская
художественная литература приобрела в
«Серебряный век» выраженную эротичность.

3.

В начале XX века во всем мире
(в том числе и в России)
философия, наука, литература,
искусство переживали расцвет.
Россия дала миру множество новых лиц

4.

Просвещение
По данным 1913 г.,
грамотные среди
подданных
Российской империи
составляли в среднем
38–39 %.

5.

Просвещение
В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. В 1909 г.
открылся Саратовский университет. Получили распространение частные высшие
учебные заведения: Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта,
Психоневрологический институт В. М. Бехтерева.
В начале XX в. в стране имелось 30 высших женских учебных заведений. В 1911
г. было признано право женщин на образование. Новым явлением в образовании
стали культурно-просветительские учреждения для взрослых: рабочие курсы,
просветительские рабочие общества и народные дома.

6.

Наука
Физик-экспериментатор П. Н. Лебедев, профессор
Московского университета, получил и исследовал
миллиметровые электромагнитные волны, открыл и
измерил давление света на твердые тела и газы. Его
работы сыграли большую роль в разработке теории
относительности, квантовой теории и астрофизики.
Ученый стал основоположником исследований в
области ультразвука. Не ограничиваясь научноисследовательской деятельностью, он создал первую
в России научную физическую школу.

7.

Наука
Естествоиспытатель В. И. Вернадский, профессор
Московского университета, заложил основы новых
наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии. Ученый
разработал учение о биосфере, живом веществе и
эволюции биосферы в ноосферу, в которой
определяющим фактором развития станет научная
мысль. Значение его научного предвидения
становится ясным только теперь: современное
экологическое сознание сформировалось под
влиянием идей Вернадского о взаимоотношении
общества и природы.

8.

Наука
Физиолог И. П. Павлов (1849–1934 гг.) разработал и
ввел в научную практику принципиально новые
методы исследования (метод «хронического» опыта).
Наиболее значительные исследования Павлова
относятся к физиологии кровообращения. За
исследования в этой области первому из русских
ученых Павлову была присуждена Нобелевская
премия (1904 г.).

9.

Наука
Биолог и патолог И. И. Мечников открыл в 1882 г.
явление фагоцитоза, в 1901 г. изложил фагоцитарную
теорию иммунитета. В 1886 г. он основал первую в
стране бактериологическую станцию. Ученый создал
теорию происхождения многоклеточных организмов. В
1908 г. совместно с П. Эрлихом стал Нобелевским
лауреатом за исследования в области сравнительной
патологии, микробиологии и иммунологии.

10.

Литература
Поэты серебряного века смело экспериментировали с литературными формами и
жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории
русской литературы произведения. Творчество этих авторов образовало такие
направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и
новокрестьянская поэзия. Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного
века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России,
отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.
Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова,
Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван
Бунин.

11.

Литература. Символизм.
Первым направлением, рождённым в Серебряном веке, стал символизм. Он и был тем самым
порождением кризиса, охватившего Российскую империю. Однако на его формирование большое
влияние оказал и ещё один кризис - кризис европейской культуры. Ведущие умы конца XIX века
пересматривали в своих произведениях все существующие моральные ценности, критиковали
направление общественного развития и сильно увлекались философией идеализма.
Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от
тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы.
Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм
подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.
Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во
французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким
отличался символизм в России.
Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма.
У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий
Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Константин Бальмонт.
Их последователями, «младшими символистами», стали Александр Блок, Андрей Белый и другие.

12.

Литература. Акмеизм.
Акмеизм как направление стал прямым наследником символизма, он выделился из него и стал
отдельным течением, противостоящим своему прародителю.
Становление акмеизма связывают с деятельностью поэтической организации «Цех поэтов», а
основателем данного направления считается Николай Гумилёв. Акмеистами были Анна Ахматова,
Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич и другие.
Акмеисты считали, что назначением искусство является облагораживание человека. По их мнению,
поэзия должна была художественно перерабатывать несовершенные явления окружающей
действительности и преобразовывать их в нечто лучшее.

13.

Литература. Футуризм.
Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм
считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.
Иными словами, футуризм - «искусство будущего» Футуристов интересовало не столько
содержание стихотворений, сколько их форма. Поэты-футуристы предлагали не беречь
сложившиеся литературные традиции и культурные стереотипы, а разрушать их. Русский футуризм
отличали бунтарство, анархичность, выражение настроений толпы, эксперименты с рифмой и
ритмом.
Создателями русского футуризма считаются участники литературно-художественного объединения
«Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир
Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина
общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.
Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих
данное направление: Эгофутуризм, возглавляемый Игорем Северяниным. Он существовал
относительно недолго; Кубофутуризм, к которому и относились члены «Гилеи»; Поэтическое
объединение «Мезонин поэзии», созданное эгофутуристами; Футуристическая группа
«Центрифуга».

14.

Литература.
Новокрестьянская поэзия.
Жанр крестьянской поэзии сформировался ещё в середине XIX века. Некоторые поэты
Серебряного века развили и преобразовали данное направление, создав «новокрестьянскую
поэзию».
Самым известным представителем данного направления является Сергей Есенин.
Поэты, относящиеся к данному направлению, не образовывали какого-то литературного
объединения, лишь позже они были определены в эту категорию литературоведами, поскольку все
эти поэты в своём творчестве обращались к теме деревенской России и связи с природой.

15.

Литература. Имаджинизм.
Поэты-имаджинисты считали, что цель художественного творчеств состоит в создании образа.
Имаджинистов, как и практически всех поэтов Серебряного века, отличали бунтарство и
эпатажность.
Большое влияние на формирование имаджинизма оказал футуризм.
Отправной точкой имаджинизма считается 1918 год, в котором была создана организация «Орден
имаджинистов».
Основателями имаджинизма считаются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.

16.

Литература. Имаджинизм.
Поэты-имаджинисты считали, что цель художественного творчеств состоит в создании образа.
Имаджинистов, как и практически всех поэтов Серебряного века, отличали бунтарство и
эпатажность.
Большое влияние на формирование имаджинизма оказал футуризм.
Отправной точкой имаджинизма считается 1918 год, в котором была создана организация «Орден
имаджинистов».
Основателями имаджинизма считаются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.

17.

Живопись
Для живописцев Серебрянного
века свойственны иные способы
выражения, чем у передвижников,
иные формы художественного
творчества-в образах
противоречивых, усложненных и
лишь косвенно отображающих
современность, без
иллюстративности и
повествовательности. Художники
мучительно ищут гармонию и
красоту в мире, который в основе
своей чужд и гармонии, и красоте.
Вот почему свою миссию многие
видели в воспитании чувства
прекрасного. Это время «канунов»,
ожидания перемен в общественной
жизни породило множество
течений, объединений,
группировок, столкновение разных
мировоззрений и вкусов.

18.

Живопись. Абстракционизм.
На картинах, выполненных в этом
стиле нельзя увидеть знакомых и
понятных прежде объектов. Они
полностью абстрактны, никак не
связаны с реальностью, могут
состоять из сочетания линий,
пятен, геометрических фигур. Для
этого стиля, очень характерна игра
с цветом, они зачастую очень
яркие, пестрые, насыщенные. Его
основателем считается
Кандинский, представивший первое
полотно в этом стиле в 1910 году.
Малевич. Чёрный квадрат

19.

Живопись.
Кубизм и Кубофутуризм.
Для работ, выполненных в стиле кубизма,
характерно полное отсутствие перспективы
и светотени. В России получил более
широкое распространение не этот стиль в
его чистом виде, а следующий, который
является его подвидом.
Появился в 1912-1913 годах. Из названия
ясно, что он соединил в себе элементы
кубизма и футуризма. Скандальная картина
Казимира Малевича, которую обычно и
представляют себе при слове
«кубофутуризм», а именно, «черный
квадрат», считается одной из первых,
написанных в этом стиле картин. Впрочем,
одним Малевичем - кубофутуризм, как
стиль не ограничивается. Для этого стиля
характерны резкие, размашистые
изображения, контрастные цвета (черный,
красный, синий, белый) практически без
полутонов. Мир предстаёт, как бы разбитым
на осколки, из которых складывается целое
изображение.
Малевич. Бюро и комната

20.

Живопись. Лучизм.
Зародился этот стиль в 1913 году.
По мнению основателя этого стиля,
Ларионова, обязанностью
живописца, является выявление
форм, которые возникают
благодаря тому, что лучи света
пересекаются в пространстве.
Несмотря на интересную
теоретическую базу, (а основатель
этого стиля изложил её в
нескольких своих книгах), широкого
распространения лучизм, как стиль
не получил.

21.

Живопись.
Модернизм или модерн.
Впервые этот стиль, появился в Европе
еще в конце 19 века. В отличие от
предыдущих стилей, он был в гораздо
большей степени направлен на широкие
массы и доступен для их понимания.
Среди наиболее популярных мотивов
живописи в этом жанре, выделяют
растения, в особенности крупные цветы,
рептилий, образ танцующей женщины и
танца, как такового. Цветовая гамма
состоит в основном из холодных тонов.
Характерны неровные контуры и кривые
линии. Наиболее известными
представителями этого стиля, были
художники — Добужинский, Бакст и
Бенуа. Помимо картин как таковых, они
проявляли свои художественные
способности в оформлении декораций и
костюмов для знаменитых Дягилевских
сезонов.
Бакст. Древний ужас

22.

Живопись. Символизм.
Появился еще раньше, чем предыдущий стиль
– в середине 19 века во Франции. Для него
характерны евангельские и библейские вообще
сюжеты, мифы и легенды античности и
Средневековья, а также наиболее яркие
человеческие чувства, выраженные на картине.
Его эстетика определяется духовной сферой
человеческого бытия. В полотнах символистов
заложен глубокий философский подтекст.
Художники-символисты считали, что наш
материальный мир, лишь бледная тень
настоящего мира, духовного, божественного.
Привычные предметы – лишь символы куда
более значимых вещей. Вот откуда пошло
название данного стиля.
Врубель. Жемчужина

23.

Живопись. Супрематизм.
Относится к направлениям
абстрактной живописи. Основано
Казимиром Малевичем. Цель этого
художественного направления –
упростить видимый человеческим
глазом мир до простейших
геометрических форм — линий,
квадратов, хаотичных
многоугольников. Отсутствует
какая-либо перспектива, верх и низ
у картины, ее можно рассматривать
со всех сторон.
Малевич. Супрематическая комната

24.

Скульптура
Начало 20 века ознаменовало
наступление эпохи поиска и
экспериментов. Новое время
требовало новых подходов и идей.
Отечественная художественная мысль,
формировавшаяся под воздействием
многообразных внешних (развитие
модернистских течений в Европе) и
внутренних (изменение социальнополитической атмосферы) факторов,
также искала новые формы выхода.

25.

Скульптура. Импрессионизм.
Импрессионизм в скульптуре
подразумевает живую свободную
моделировку текучих мягких форм,
которая создает сложную игру
света на поверхности материала и
ощущение незавершенности. В
позах точно уловлен момент
движения, развития; фигуры как
будто сняты с помощью скрытой
камеры.
Наиболее известные скульптуры:
А. С. Голубкина, С. Т. Коненков.
Анна Голубкина. Странница

26.

Скульптура. Реализм.
Скульптура начинает стремиться быть
объемным эквивалентом
передвижнической живописи, с ее
повествовательностью и наличием
социальнокритических интонаций. Бытовой
жанр, близкий картинам Перова и
участников ТПХВ, приобретает
актуальность и в скульптуре.
Наиболее известные скульпторы: А. М.
Опекушин, М. М. Антокольский, М. О.
Микешин, П. П. Трубецкой
Микешин. Тысячелетие России

27.

Архитектура.
В архитектуре рубежа веков
проявилось множество новых
тенденций: как в материалах
(появились новые строительные
материалы — железобетон, стекло),
так и в стилях.

28.

Архитектура. Модернизм.
Кредо архитектурного модернизма
заключено в самом названии — это
создание принципиально нового, что
соответствовало бы духу современности,
требованиям сегодняшнего дня. В
модернизме присутствует принципиальная
установка на обновление художественного
языка, новизну архитектуры, — как
конструктивных и планировочных идей,
закладываемых в проект, так и внешних
пластических форм. Образное выражение
«призмы из бетона и стекла» хорошо
передаёт общий характер построек
модернизма.
Шехтель. Особняк Рябушинского

29.

Архитектура. Неорусский стиль .
Выражал мотивы древнерусского
зодчества в современной
интерпретации.
Шехтель. Ярославский вокзал в Москве

30.

Архитектура. Неоклассицизм.
В интеллектуальном отношении
неоклассицизм был симптомом стремления
вернуться к воспринимаемой «чистоте»
римского искусства, к более смутному
восприятию («идеалу») древнегреческого
искусства и, в меньшей степени, к
ренессансному классицизму XVI века,
который был также источником
академической архитектуры позднего
барокко.
Жолтовский. Здание Госбанка

31.

Театр.
Серебряный век - это эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX
в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в
большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем
жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов.
Необходимы были глубокие перемены в
театре, и они стали возможны с появлением
пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 г.
открылся Московский художественнообщедоступный театр (с 1903 г. Московский
художественный театр), основателями которого
стали фабрикант С. Т. Морозов, К.С.
Станиславский и В.И. Немирович-Данченко,
новаторы театрального искусства. Перестроить
всю жизнь русского театра, убрать всю
казенщину, увлечь общностью интересов все
художественные силы - так были определены
задачи нового театра.
English     Русский Правила