Похожие презентации:
Психология молодежи
1. По определению В.Т. Лисовского
«Молодежь – поколение людей, проходящих стадиюсоциализации, усваивающих, а в более зрелом
возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие социальные
функции; в зависимости от конкретных исторических
условий возрастные критерии молодежи могут
колебаться от 16 до 35 лет»
2. По определению И.С. Кона
«Молодежь – это социальнодемографическая группа, выделяемая наоснове совокупности возрастных
характеристик, особенностей социального
положения и обусловленных тем и другим
социально-психологических свойств»
3. Ключевые критерии анализа молодежи как возрастной группы
• образ жизни,• специфика социального статуса молодежи, место и
функция в современной общественной системе.
• анализ историко-социальных предпосылок
возникновения молодежной группы и их
трансформация в современной социокультурной
ситуации
• достижение взрослости как ключевая задача данного
жизненного этапа и ее актуальные характеристики
4. Специфика социального статуса молодежи как социальной группы
группа «неполного» вхождения в общество,характеризующаяся промежуточным
положением «между детством и взрослостью».
Молодой человек не играет больше роли
ребенка и в то же время не является
полноправным носителем ролей взрослых
людей.
5.
• Молодость – это особое ощущениемира, себя, устремленность в будущее, оптимизм,
жизнелюбие, жажда деятельности.
Молодость как время начала связана в
сознании с будущим, перспективами, надеждами,
поэтому проявляет больше некоторую
устремленность (интенцию), чем определенные
характеристики.
• В то же время часто этот жизненный период полон
стрессов, проблем, конфликтов с самим собой и
обществом.
6. Саймон Фрис предлагает рассматривать молодежь в пересечении двух векторов: движение от зависимости — к независимости, и от
безответственности — к ответственности.•В чем проявляется зависимость и
независимость молодых людей?
7. молодые люди зависимы от взрослых:
-Наличие собственных средств к существованию,
возможность получения знаний и достойного образования;
от родительская любовь и от родительская привязанность
личная (психологическая и физическая) безопасность.
Движение от « зависимости» к
«независимости» проходит через ряд стадий,
которым соответствуют социальные институты:
семья, система образования, работа
(занятость), система организации досуга.
8. Молодость в социальном плане четко связана с набором социальных задач, ролей и статусов.
- получение образования,- начало профессиональной
деятельности,
- выбор спутника жизни и построение собственной семьи.
Это ключевой период перехода между зависимым и
слабым периодом детства и независимой,
автономной и весьма сильной стадией взрослой
жизни.
9.
10. Психологические характеристики самосознания и личностного развития молодежи
11. Связь самосознания и интеллекта
12. Формирование самооценки
13. Формирование образа «Я»
14.
15. Развитие самосознания
16. Переживание одиночества в юности
17. Формирование самоуважения в юности
18. Становление устойчивого образа «Я»
19. Различия самооценки подростков и юношей
20. Пути самопознания
21. Противоречия в саморазвитии в юношеском возрасте
22. Направленность личности в юности
23. ЭРИК ЭРИКСОН
(1902 – 1994)24. Согласно концепции эпигенетического развития личности Э.Эриксона, молодежь проходит через две возрастные стадии в поисках и
построенииидентичности:
25. Идентичность - целостное, устойчивое осознание личностью себя, соотнесенное с целостным, ценностным представлением о мире,
дающее чувство адекватности истабильного владения собственным "я" независимо от изменений "я" и ситуации. для
достижения идентичности личности необходимо:
- Понять себя - открыть для себя, осознать духовно-нравственные
ценности; осознавать, понимать свой внутренний мир, выстроить
его: выбрать жизненные ценности и цели, сформировать образ себя,
идентифицировать себя в социальной жизни - и выстроить все эти
аспекты в непротиворечивую целостную устойчивую систему.
- Быть самим собой. Выстраивать свое поведение
непротиворечиво в разных ситуациях, в разных ролях , согласованно с
образом себя, с целями и ценностями.
- Чувствовать себя самим собой - переживать непротиворечивость
своего внутреннего мира и поведения, соответствия своего
представления о себе и представления окружающих, ощущать свое
единство в мире, с миром и с собой.
26.
• Ватерман определял процесс поиска идентичностикак процесс постоянного ценностного выбора.
Подросток и юноша в различных жизненных
ситуациях размышляет: учиться дальше или нет,
вести половую жизнь или нет, принимать наркотики
или нет и т.п. И каждый человек делает свой выбор.
По мнению Марсиа в юношеском и подростковом
возрасте наиболее важно самоопределелиться в
четырех сферах: религиозно-нравственной,
профессиональной, политической и социальноролевой (включающей половые роли).
27. Дж. Марсиа выделяет четыре состояния (статуса) идентичности:
28. ДОСТИГНУТАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.
• Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса исамоисследования и сформировавший определенную
совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и
убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и
соответственно структурирует свою жизнь. Ему свойственно
чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего.
Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться
избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения
человек, достигший самоидентичности, переживает как
личностно значимые и обеспечивающие ему чувство
направленности и осмысленности жизни.
29. МОРАТОРИЙ.
• Этот термин характеризует личность, которая переживаеткризис идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя
различные варианты. На данном этапе развития
самоидентичности человек постоянно находится в состоянии
поиска информации, полезной для разрешения кризиса
(чтение литературы о различных возможностях, беседы с
друзьями, родителями, реальное экспериментирование со
стилями жизни). Для ранних стадий подобного поиска
характерно переживание чувства радостного ожидания,
любопытства.
30. ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.
• Этот статус приписывают человеку, который не переживал состояниякризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным
набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих
элементов идентичности могут быть такими же, как у личностей,
достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У
людей с преждевременной идентичностью элементы формируются
относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и
выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или
другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности
и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать
ожидания родителей.
31. ДИФФУЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.
• Такое состояние идентичности характерно для личности, которая неимеет прочных целей, ценностей и убеждений и не пытается
активно сформировать их. Человек, в подобном личностном
состоянии, или никогда не проходил через кризис идентичности,
или оказалсь неспособным решить возникающие проблемы. При
отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд
негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску,
ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства
беспомощности и безнадежности.
32. Психология общения в юности и молодости
33. Перестройка отношений с родителями
34.
35. Ролевые конфликты в группах общения
36. Особенности общения в юности
37. Отношений к дружбе
38. Предпочтения в выборе друзей
39. Изменения требований к дружбе
40. Противоречия юношеской дружбы
41. Формы общения в юности
42.
43. Компоненты личностного эгоцентризма (Д. Элкинд, Р. Энрайт)
• «Воображаемая аудитория». Подросток, юноша затрудняется вдифференциации между объектами, на которые направлено мышление
других, и объектами, на которые направлено его собственное мышление.
Поэтому, он полагает, что другие люди озабочены его поведением и
внешним видом так же, как и он сам.
• «Личный миф» - характерное для самосознания юношеского возраста
представление о том, что он являются уникальным, особым, часто,
неуязвимым человеком - исключением из законов природы,
управляющим судьбами обычных смертных. «Личный миф» - это история,
которую подросток рассказывает себе о себе же самом, но которая не
является правдой»
• «сфокусированность на самом себе» - общая подростковая тенденция к
сосредоточению внимания на своих чувствах и мыслях.
44. Гендерные особенности дружбы
45. Полоролевая идентичность
46. Любовь и взаимоотношение полов в юности
47. Формирование мировоззрения
48. Формирование мировоззрения
49. Показатели становления мировоззрения
50. Личностный смысл жизни в юности
51. Социальная ситуация в молодости
52.
53. Важнейшие социально-психологические проблемы молодежи
• Проблема становления «Я - концепция»• Проблема самопознания, так как самопознание дает возможность
прогнозировать свое будущее
• Проблема взаимного Я (Я и культура, Я и традиция)
• Проблема самоопределения, так как она во многом способствует
пробуждению личностного самоконтроля, принятию решения и
адаптации в изменяющихся условиях социальной среды.
• Проблема самопрезентации, так как ее разрешение формирует
такие качества личности, как самоуважение, самоэффективность,
что в конечном счете формирует и понимание личностного смысла
будущей семейной, профессиональной, общественной жизни
молодого человека.
54. Важнейшие социально-психологические проблемы молодежи
• Проблема конформизма, так как забота осоциальном имидже молодого человека
продуцирует нормативное влияние. А
нормативное влияние является, в свою очередь,
результатом стремления молодого человека быть
принятым в свою группу, войти в молодежную
субкультуру.
55.
•Проблема сопротивления социальномудавлению как фактор борьбы за свою
уникальность. Данная проблема
особенно обострена в молодежной
среде, так как связана с реализацией
собственных жизненных планов и
собственных возможностей.
56.
•Проблема любви, так как именно ввозрасте от 14 до 25 лет происходит
переход от психологической установки
легкого влечения к противоположному
полу к установлению длительных
семейных отношений.
57.
• Проблема социальных взаимоотношений, таккак в молодежной среде особо остро
проявляются факторы социальной,
экономической, расовой лояльности,
установление долговременных
взаимоотношений, определение самого себя в
групповой иерархии.