Похожие презентации:
Выход в поле
1. Выход в поле
Размышления о методике и этикеСовременные уровни и виды рефлексии
поля и текста
2. Перед полем
• Антропология — мультидисциплинарнаяобласть науки и образования, которая
предполагает изучение всех аспектов
человечества — археологического,
биологического, лингвистического и
социокультурного
• Поле вокруг нас (армия, город, соседи,
университет)
• Подготовка к полю: формулируем
цель/гипотезу, читаем литературу, ищем
контакты на месте
3. В поле
• Несоответствие ожидаемого реалиям (шаманскиеритуалы, взаимодействие инспекторов заповедника с
браконьерами, желание пробыть как можно дольше на
одном месте) и изменение маршрутов
• Включенное наблюдение (+ другие методы и источники;
Важнейшие задачи: предотвращение дефрагментации и
деконтекстуализации)
• Город (+Вал) = увеличение числа антропологов, которые
никогда не были дома у своих информантов
• Проблема облечения мыслей в слова и проблема
человеческой памяти (пример с опросом норвежцев о
новостной передаче на ТВ)
4. Нарушение норм/правил / провокации в поле
• Осознанный или нет – этот способ частоможет стать самым кратким путем к
пониманию этих самых норм/правил
• Это может быть и мягкая провокация в виде
обычного незнания и желания научиться
чему-нибудь + emic and etic (попробуйте
объяснить, как научиться ездить на
велосипеде, как обтесывать камень для
плиток для покрытия крыш в Арвье или как
плести узду из сыромятных ремней)
5. Проблемы понимания культуры и этика
6.
7. Техника многорядного плетения из кожи
Колл. МАЭ 39748. Использование техники сложного плетения в культуре телеутов
9. «Предпоследний» хранитель телеутского секрета, шорец Е.В. Шайчаков
10. Все очень просто…
11. … и вместе с тем сложно.
• Где подробнее прочитать:Функ Д. Техника плетения из кожи у телеутов.
СПб., 1992.
• И в чем же этический вопрос?
Проблема публикации, или кому
принадлежит аборигенное знание?
• См.: Drahos, Peter. Intellectual Property, Indigenous
People and their Knowledge. Cambridge; Cambridge
Univ. Press, 2014. xii, 247 pp.
12. Еще больше сложностей
• Этноцентризм исследователя (Reddy 1992,датская деревня)
• Слепота к привычному или невнимание к
ожидаемому (исследователь в своем поле,
два примера с эпосом)
• Незнание языка (пример с Диосеги;
варианты при работе с разным
материалом; много вербального и мало
наблюдений – во всех соц.исследованиях;
пример Балзер у хантов и Барли у
камерунских довайо)
13. Еще один уровень выхода на эмическое знание
14. Первое академическое издание эпоса тюрков Саяно-Алтая
Первое академическоеиздание эпоса тюрков СаяноАлтая
Radloff W.
Die Sprachen der türkischen
Stämme Süd-Sibiriens. Bd.1:
Die Dialekte des eigentlichen
Altai: der Altajer u. Teleuten,
Lebed-Tataren, Schoren und
Sojonen. St.-Pbg.: Akademie
der Wissenschaften, 1866
15. Академическое издание шорского эпоса в 1940 г.
Шорский фольклор.Записи, перевод,
вступительная статья
и примечания Н.П.
Дыренковой. М.; Л.:
издание АН СССР,
1940.
16. Первая попытка «адекватного» издания эпоса шорцев/хакасов
Qáj: Тирада 26Описание битвы. Богатыри бьются,
"будто твердое дерево о дерево
ударяется", так что "птицы, гнезда
имеющие, гнезда теряют".
(Поется в течение примерно 3 минут)
А.И. Чудояков (запись и перевод) &
В.М. Гацак (ответственный ред.
тома)
Шорские героические
сказания. М.; Новосибирск:
Наука, 1998. (Памятники
фольклора народов Сибири и
Дальнего Востока; Т.17)
Прозиметрический пересказ (передан в книге в 103
стихотворных строках):
Кан Перген [из черного тумана] шагом вышел.
Выйти он не успел,
Богатырь, рост которого с горой сравнится,
Подбежав, Кан Пергена схватил.
Будто мягкая кожа, мнутся,
Будто сырая кожа, вьются.
[Кан Перген] слышит:
Кара Кат крик
Эту землю раскалывает!
Оторвет она от земли силача — ударит,
Подбежав к другому, другого бьет.
Времени мало ли, много прошло.
Кан Перген и Кара Кат
Богатыря за богатырем били и били.
17. Формулировка проблемы
«Некоторые пропетые тексты неподдаются расшифровке — всё
подчинено ритмообразованию и
напеву, слова произносятся
усечёнными, искажёнными,
подчас не сочетаются между
собой, изобилуют односложные
слова типа дей, ди, до, пир и т.д. »
(Чудояков 1998: 30)
Поющуюся часть
принципиально невозможно
расшифровать?
Может ли это быть „тайным
языком духов“?
18. Эксперимент с вариантами исполнения эпоса „Сорокагрудая Кыдай-Арыг“
1. В стиле кай2. В прозиметрической форме
19. Ключ к дешифровке?
О-дур-чу-ғай-(ын)туш-та-(а)-рын-да,
Чер-лер ÿс-тÿ
ни-ги-лиш-че-(е)
Че-ген ар-ға-зы
тар-та-лыш-ча-но.
Қай-ран-(ан) э-не-(е)н
ақ-тар бер-ған
Қай-ран-оқ а-ба
сен-нер-оқ айт-қы-(ы)н
ам на-ры сöс-чақ
Ақ-тар ча-рық-қа
эб-ре у-ғу-(у)л
қай-ран пар-ған-но.
Пис-тиң-оқ чер-ге
öл-бес-пар-ба-(а)с
а-лып кир-чаң
Те-бек(?) тур-ға-ны
Ал-тын-Чÿс-тÿ-(ÿ)к.
Сидели
(в то время) когда,
Поверхность земли
дрожит
Основание Вселенной
натягивается.
Дорогая мать
………..
Дорогой отец
Тобой же сказанные
словечки
Белому свету
кругом слышны,
дорогóй, стали.
В нашу (же) землю
бессмертный
алып идет
Сказала
Алтын-Чюстюк.
20.
• Где об этом прочитать подробнее?Функ Д.А. О чем поёт сказитель? Проблемы
фиксации и публикации героического эпоса тюрков
Южной Сибири // Антропология социальных
перемен: сб. ст. / Отв. ред. Э.Гучинова, Г. Комарова.
М.: Российская политическая энциклопедия
(РОССПЭН), 2011. С. 171–179.
• А в чем заключается этический вопрос?
21. Еще больше этических вопросов
• Что можно или нельзя публиковать? (спискиинформантов, книга Данилина, пароходы
Липского)
22.
23. И еще вопросы
• Кому принадлежат записанные материалы?(абориг.знание и архивы)
• Под чьим авторством публиковать?
• Кому принадлежат собранные предметы?
• Можно ли / нужно ли изымать вещи из
живой культуры? (этика и новые
технологии)
• В чем заключается ответственность
этнографа перед изучаемыми
сообществами?
24. А есть ли правила поведения?
• Научить работать в поле нельзя. «Никакой кодекс или наборруководящих принципов не может предположить
уникальные обстоятельства или конкретные действия в
определенных ситуациях. Каждый антрополог должен
стремиться делать тщательно обдуманный этический выбор
и уметь разъяснить факты и проблемы, на которых этот
выбор основан.» Из кодекса ААА
A. Ответственность за людей и животных, с которыми работают
антропологи и чьи жизни и культуры они изучают
B. Ответственность перед исследованиями и наукой
C. Ответственность перед общественностью
• КОДЕКС ЭТИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ
АССОЦИАЦИИ. Июнь 1998 г.
25. Что еще читать?
• Эриксен, Томас Х. Что такое антропология? М.: ВШЭ, 2014.Глава 3 «Полевая работа»
• Сафонова Т., Шанта И. Встречи на эвенкийской земле:
кибернетическая антропология Байкальского региона. М.:
Алетейя, 2013. -176 с.
• Харитонова В.И. (отв. ред.) "Свой" этнограф в российском
сакральном “поле” // ЭО, 2010, №3.
• Barley N. The Innocent Anthropologist: Notes from a Mud Hut.
Harmondsworth: Penguin, 1983.
• Antonius C.G. Robben and Jeffrey A. Sluka (eds.) Ethnographic
Fieldwork: An Anthropological Reader. Blackwell Publ. (любое
издание)