Александр Андреевич Иванов 1806-1858
Понтийские болота
44.41M
Категория: ИскусствоИскусство

Александр Андреевич Иванов 1806-1858

1. Александр Андреевич Иванов 1806-1858

Портрет А. А. Иванова работы С. П.
Постникова

2.

Александр Андреевич Иванов – русский
художник. Крупнейший мастер русского
изо-искусства романтизма, живописецфилософ, запечатлевший в своем
творчестве итог нравственных и
эстетических исканий своего времени.
Александр Иванов родился 16(28) июля
1806 года в семье художника.
Одиннадцати лет от роду поступил
«посторонним» учеником в
Императорскую Академию Художеств.
Воспитывался в академии при поддержке
Общества поощрения художникам, учился
под руководством своего отца,
профессора живописи Андрея Ивановича
Иванова. Получив за успехи в рисовании
две серебряные медали, был награжден в
1824 году малой золотой медалью за
написанную по программе картину
«Приам испрашивает у Ахиллеса труп
Гектора». В 1827 году получил большую
золотую медаль и звание художника XIV
класса за картину «Иосиф в темнице
истолковывает сны царедворцам
фараона».
Иванов Александр Андреевич
(офорт И.Н. Крамского с рисунка
С.А. Иванова, 1879)

3.

Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора. 1824 год

4.

В 1827 году
получил
большую
золотую
медаль и
звание
художника XIV
класса за
картину
«Иосиф в
темнице
истолковывает
сны
царедворцам
фараона».
А. А. Иванов. «Иосиф, толкующий сны заключенным с
ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827, Русский
музей

5.

Покровительствовавшее
Иванову общество решило
послать его за свой счет за
границу, для дальнейшего
усовершенствования, но
предварительно потребовало,
чтобы он написал ещё одну
картину на тему «Беллерофонт
отправляется в поход против
Химеры». Выполнив это
требование, Иванов в 1830 году
отправился в Европу, и через
Германию, с остановкой на
некоторое время в Дрездене,
прибыл в Рим.
“Беллерофонт отправляется в поход
против Химеры”

6.

Крещение
великого князя
Владимира в
Корсуни. 1829

7.

8.

Битва

9.

“Аполлон, Гиацинт и Кипарис,
занимающиеся музыкой и пением”

10.

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

11.

Голова Марии
Магдалины. 1834

12.

Голова Христа

13.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения
человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на
разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в
особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить
на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем
приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее
масштабным произведением. С этой целью он в 1834 году написал
«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт -Петербурге,
где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Мессии народу».
Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году
Иванов решился отправить картину в Санкт - Петербург и явиться туда
вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней
эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии
Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.

14.

А. Иванов. Явление Христа народу , 1837—1857 Холст, масло, 540 × 750 см

15.

Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна
(Ин. 1:29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (Мф. 3:1—17).
Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—
1857), и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины
Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел
Третьяков приобрёл эскизы, поскольку саму картину приобрёл
император Александр II.
Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать всё
человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре
картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в
реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна
изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее
Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый
«сомневающийся». На первом плане — юноши и старцы — образ
непрекращающейся жизни. В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и
раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые
появилась отрада». Справа — фигура «ближайшего к Христу», в котором
узнается облик писателя Н. В. Гоголя. В облике странника с посохом,
сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.

16.

Первоначальный вариант картины
«Явление Христа народу»

17.

Фрагмент

18.

Фрагмент

19.

20.

Однажды русскую колонию в Италии посетил император Николай I. В
мастерской Иванова государь с изумлением вгляделся в необъятное полотно,
с которого навстречу ему шел Христос, прогремел: «Хорошо начал!», и
добавил: «Кончит это, пусть напишет Великое Крещение русских в Днепре».
Иванову была назначена «бессрочная пенсия».
Однако картина так и осталась неоконченной.
В конце 1840-х годов с Александром Андреевичем произошёл душевный
переворот. Он был влюблён в девушку из аристократической семьи и
надеялся по окончании картины жениться на ней. Но она вышла замуж за
другого, и художник впал в мрачную депрессию. Им овладела мания
преследования: ему казалось, что его хотят отравить. Он прекратил почти
все знакомства, не выходил из мастерской и только по понедельникам, в
виде отдыха, бродил по Ватикану, изучая портреты мастеров Возрождения и
античные бюсты.
Но самое главное — изменилось его мировоззрение. Говоря просто, Иванов
потерял веру. «А писать без веры религиозные картины, — считал он, — это
безнравственно, это грешно… Лучше остаться бедняком и не брать кисти в
руки».
Мучимый такими вот чувствами, он в 1857 году решил больше не касаться
картины, а отправить ее в Петербург такой, какой она к тому времени была.

21.

Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Через
несколько часов после его смерти «Явление Христа народу»
купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император
принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре
переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для
картины был построен специальный павильон.
При расформировании музея в 1925 году работа была передана
в Государственную Третьяковскую галерею.
Эскизы и этюды к картине хранятся в Государственной
Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
Фигуры для своей картины Иванов писал с натурщиков на
Испанской лестнице, а лица персонажей выискивал в закоулках
бедняцких кварталов Рима. Затем, комбинируя торсы
профессионалов с портретными головами бродяг, крестьян и
ремесленников, преображал их в евангельских фарисеев, рабов и
пророков. 20 лет ушло на подготовительные работы. Стремясь к
максимальной исторической точности, Иванов тщательно изучал
Евангелие и археологическую литературу о Палестине, делал
портретные зарисовки в синагогах и пейзажные этюды в разных
областях Италии, где природа напоминала палестинскую.

22.

23.

Неаполитанский залив у Кастелламаре

24.

Подножие Виковары, по дороге из Тиволи в Субиако

25.

Монтичелли, близ Тиволи

26. Понтийские болота

Понтийские болота

27.

А. А. Иванов. «Вода и камни в Палаццуола». Нач. 1850-х
гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

28.

Камни у моностыря

29.

Дерево в
парке
Киджи

30.

31.

“Аппиева дорога при закате солнца”

32.

Голова фарисея в чалме

33.

Путешественник

34.

Мужская голова (этюд к
картине)

35.

Иоанн Богослов

36.

Внимательность

37.

Мальчики в цветных одеждах

38.

«Голова Иоанна
Крестителя»

39.

«Голова Иоанна
Крестителя»

40.

Голова еврея

41.

«Смотрящий
вверх, в
шапочке»

42.

Голова апостола
Андрея. 1840-е

43.

Умиротворение

44.

Два варианта головы раба (Этюд)

45.

Этюд к картине «Явление Христа народу»

46.

Благовещение (эскиз)

47.

Христос в Гефсиманском саду. Явление Ангела. 1850

48.

Проповедь Христа на горе Елеонской о втором пришествии. 1840

49.

Известную картину «Хождение по водам» художник Иванов написал белилами в
сочетании с акварелью на бумаге коричневого цвета в 1850 году.
Мастер кисти решил проиллюстрировать эпизод из Библии (Евангелие от Матфея),
в котором апостол Петр с огромнейшим удивлением наблюдает, как по гладе воды
движется Иисус. Под тяжестью своего тела Петр уходит ко дну, а Иисус помогает
ему выкарабкаться и корит Петра за то, что в нем мало веры, ведь именно такие
сомнения потянули под воду.

50.

“Октябрьские праздники”
“У Понте-Молле”
“У Понте-Молле”

51.

Полнолуние

52.

Жених, выбирающий серьги для своей невесты

53.

Итальянская сцена

54.

Бал

55.

Девушка из
Албано,
стоящая в
дверях

56.

А. А. Иванов. Голова женщины с
серьгами и ожерельем, 1840-е

57.

А. А. Иванов. Виктория Марини,1840-е. Государственная Третьяковская галерея.

58.

А. А. Иванов. Николай Васильевич Гоголь,
1840-е

59.

Александр
Иванов
скончался 3
(15) июня 18
58 года от
холеры.
English     Русский Правила