Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
Начало фоторекламы в России
21.61M
Категория: ИсторияИстория

Начало фоторекламы в России

1. Начало фоторекламы в России

Введение в специальность. Реклама. Преподаватель Шерыщова Л.С.

2. Начало фоторекламы в России

• Первая пейзажная дагерротипная
съемка в России относится к 1839
году. До внедрения этой новой
изобразительной технологии в
рекламное дело должно было пройти
еще несколько десятилетий. Уже в
1864-1866 годах в Санкт-Петербурге
выходит специализированный
журнал «Фотограф». Именно на
страницах фотопериодики
появляются первые рекламные
фотоснимки.
• Дагер(р)оти́пия (фр. daguerréotype) —
ранний фотографический процесс,
основанный на светочувствительности
йодистого серебра. Первая в мире
работоспособная технология фотографии,
использовавшаяся в течение двух
десятилетий и вытесненная во второй
половине XIX века более дешёвыми и
удобными процессами.
Начало фоторекламы в России

3. Начало фоторекламы в России

• «Фотограф» одними из
первых освоил
цинкографский способ
воспроизведения
фотографического
изображения.
• Он осуществлялся
посредством пересъемки
фотооригинала через сеткурастр и изготовления клише
по полученному негативу.
Открытый под
наименованием автотипии в
1882 году, этот способ
начал применяться в России
с 1885 года.
Начало фоторекламы в России

4. Начало фоторекламы в России

• Наиболее активными популяризаторами всего, что связано с
фотографией, явились специализированные фотожурналы,
которых на рубеже веков насчитывалось в России около
десятка.
• Ранее всех печатать фоторекламу начал московский
журнал «Фотографическое обозрение» (1895-1903).
Позднее к нему присоединился «Вестник
фотографии» (1908-1918). В номере первом «Фотографического обозрения» за 1898 год помещено три рекламных
текста с участием фотоиллюстраций.
• На одной из них — снимок панорамы Московского кремля на треть
страницы. Остальные две трети пространства занимает наборный текст,
исполненный десятью (!) различными шрифтами. Он сообщает: «Фирма
"Шереръ, Набголъцъ и Ко" в Москве извещает своих почтенных
заказчиков, что она открыла при своей фотографии и фототипии новое
отделение для цинкографии. Производятся клише по новому американскому способу "Эмаль" на меди и цинке. Каталог фотоцинкографических
работ высылается за 50 коп. марками». Далее — адрес.
• Через несколько страниц помещено фото семейства из шести человек,
пьющее чай в саду. Подпись: «Снято аппаратом "Ruby" фабрики
Торнтона — Пакарда», и также дан адрес. На нижней половине этой же
страницы помещена самореклама журнала, сопровожденная небольшим
фотопортретом.
Начало фоторекламы в России

5. Начало фоторекламы в России

• Первая фотореклама опубликована в журнале «Вестник
фотографии». Снимок запечатлел золотую медаль,
присужденную московской фотографической студии на
Кузнецком мосту «Паола» за художественные портреты на
Всемирной выставке в Турине. Фотоиллюстрация и здесь
носит подчиненный характер по отношению к вербальной
части сообщения.
• Лишь постепенно к концу первого десятилетия XX века
фотореклама демонстрирует новые возможности, обретая
самоценное звучание. Большая заслуга в этом
принадлежит фотомастеру Карлу Булле, обрусевшему
немцу.
• Карл Булле так представлял себя в периодических изда-
ниях: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла, в
Санкт-Петербурге, Невский, 54... Снимает все, в чем только
встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни
местностью, ни освещением, — как днем, так и в вечернее
время, при своем искусственном свете»
Начало фоторекламы в России

6. Начало фоторекламы в России

• Карл Карлович Булла́ (Карл Освальд Булла;
нем. Carl Oswald Bulla; 26 февраля 1855—
2 декабря 1929) — владелец фотоателье в
Санкт-Петербурге, вошедший в историю как
«отец российского фоторепортажа»
Начало фоторекламы в России

7. Начало фоторекламы в России

• В его наследии, бережно сохраненном сыном, тоже
фотомастером, Виктором Буллой и отданном в
российские архивы, имеются полноценные рекламные
фотоработы. Это — полномерное, документальное
изображение автомобиля марки «Packard».
• Снимок прошел по нескольким изданиям. В некоторых
он сопровождался лестной аттестацией этих
машин: «Самые дорогие и самые лучшие в мире. В
Соединенных штатах Северной Америки нет ни одного
миллиардера, который не ездилъ бы на нашей машине.
Уже несколько Packard есть в Петрограде. Спросите
тех, кто их имеет. Также лучшие в мире грузовики».
• Акционерное общество «Русский Рено» тоже
сопровождало предложения о продаже машин их
документальными снимками «во весь рост».
Начало фоторекламы в России

8. Начало фоторекламы в России

• Лучшие возможности фоторекламы проявились в
популяризации новинок кинематографии.
Фотоизображения использовались не только в
киноплакатах, но и в специализированных
изданиях: «Кинемо», «Вестник кинематографов в
Санкт-Петербурге», «Сине-фоно» (орган
Ханжонкова, выходивший в Москве в 1907-1918
годах) и других.
• «Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге»
(орган кинофабрики А. О. Дранкова) в поисках
новых форм применения фотографии в рекламе
стал печатать из номера в номер
продолжающиеся кадры некоторых кинофильмов
по типу комиксов. Так, например, рекламировались ленты А. О. Дранкова: «Свадьба
Кречинского», «Услужливый денщик», «Пьеро и
Пьеретта».
• Фотографии «с продолжением» сопровождались
кратким либретто фильмов и названиями
петербургских кинотеатров, в которых они
демонстрировались.
Начало фоторекламы в России

9. Начало фоторекламы в России

10. Начало фоторекламы в России

• Опыт «родственного» фотографии искусства кино сильно
воздействовал на конструкцию фотокадра в рекламе.
Первоначально его заполнял сам рекламируемый предмет без
всяких дополнительных ухищрений.
• Однако динамика киноэкрана проникает в фотомастерские:
статичная композиция сменяется сюжетностью, в рамки кадра
все уверенней включаются натюрморты, пейзажи, люди.
Начало фоторекламы в России

11. Начало фоторекламы в России

• Любопытно, к примеру, изменение конструкции кадра в
фоторекламе оптово-розничного склада Оскара Канта,
помещенной в журнале «Вестник фотографии».
• В № 4 за 1909 год показан фотонатюрморт предметов для любителей
и специалистов фотодела. Здесь и штатив, и ванночки разного
размера, и подставки для сушки негативов, и даже флаконы с
проявителями и закрепителями. Впечатление от картинки сумбурное.
• Но вот реклама того же склада в том же издании через полгода (в №
10 за 1909 год) — изображен интерьер элегантного офиса, в центре
которого у штатива с камерой занят один из сотрудников, два других
человека (возможно, один из них — заказчик) осматривают
фотокамеру новейшей конструкции — словом, коммерческая идиллия,
переданная сдержанно и убедительно.
• Сильнейшая сторона фоторекламы —
документализм.
Начало фоторекламы в России

12. Начало фоторекламы в России

• В 1898 году было положено
начало так называемому
экспортно-импортному
фотографированию,
применявшемуся на
сельскохозяйственных и
промышленных выставках, как
внутрироссийских, так и
международных.
• Этот вид фотографии может быть
с полным правом отнесен к
рекламе, поскольку он
предполагает демонстрацию
потенциальному покупателю или
заинтересованным в сбыте того
или иного товара лицам предметов
экспортно-импортной торговли —
некий прообраз фотографирования
для промышленных и
продовольственных
внешнеторговых каталогов.
Начало фоторекламы в России

13. Начало фоторекламы в России

• К 1909 году относится сообщение, свидетельствующее о достаточно
высоком уровне развития этого вида фоторекламы: на
Западносибирской сельскохозяйственной выставке планировалось
представить ряд экспонатов-фотографий, в том числе «предметов
ввоза и вывоза».
• Было официально решено открыть на выставке
фотографический павильон, часть экспонатов которого
была прямой фоторекламой экспортно-импортных товаров
и сырья, нацеленной и на жителей Западной Сибири, и на
торговцев-иностранцев.
Начало фоторекламы в России

14. Начало фоторекламы в России

• К началу XX века появился принципиально новый вид
фоторекламы — брошюры, буклеты и каталоги с
использованием фотоиллюстраций.
• Одной из первых была выпущенная отдельной книжечкой реклама
камеры «Видоискатель», сопровожденная фотографиями этой
камеры и ставшая бесплатным приложением к апрельскому
номеру журнала «Вестник фотографии» за 1911 год
Начало фоторекламы в России

15. Начало фоторекламы в России

• В дальнейшем фотографические иллюстрации стали
появляться и в коммерческой литературе каталожного
типа.
• Например, в рекламного характера сборнике «Путеводитель по Москве» в 1913 году были напечатаны три
довольно выразительные фотографии, изображавшие
внутреннее убранство и наружное великолепие
московского ресторана «Яр». Здесь же указывался адрес
ресторана и часы его работы.
• Сопровождала материал статья, посвященная
архитектурным новинкам Москвы. Так что это был своего
рода каталог, «закамуфлированный» под сборник
общепознавательного характера. И надо сказать, реклама
ресторана «Яр» смотрелась в этом каталоге весьма
органично.!
Начало фоторекламы в России

16. Начало фоторекламы в России

17. Начало фоторекламы в России

• Итак, на протяжении первого
десятилетия XX века фотография
стала привычным компонентом
рекламного процесса в России.
• Однако ее главные успехи в этой
сфере были еще впереди.
Фотоколлаж, фотомонтаж —
лишь начальные опыты такого
рода выходили на страницы газет
и журналов и применялись в
киноплакатах еще крайне редко.
• Не было и опыта использования
в рекламе цветных
фотоизображений. Всему этому
предстояло утверждаться в
следующую эпоху.
Начало фоторекламы в России

18. Начало фоторекламы в России

• Практическое задание: самостоятельно написать об
истории возникновения развитии искусства фотографии,
(ответив на вопросы: Где? Когда? Кто? и т.п.)
– объемом не меньше чем один тетрадный лист.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Начало фоторекламы в России
English     Русский Правила