Ахмадулина Белла Ахатовна
Биография.
В последние годы у Беллы Ахатовны было очень плохое зрение, и оно продолжало падать. Женщина двигалась наощупь. В ноябре 2010
2.77M

Ахмадулина Белла Ахатовна. Жизнь и творчество

1. Ахмадулина Белла Ахатовна

10 апреля 1937 – 29 ноября 2010 гг.
Жизнь и
творчество

2. Биография.

Родилась 10 апреля 1937 в Москве.
Школьницей работала внештатным
корреспондентом газеты «Метростроевец».
Стихи писала с детства, занималась в
литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.
Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская
правда» было опубликовано ее стихотворение
«Родина». По окончании школы поступила в
Литературный институт им. А.М. Горького.
Стихи, поданные на творческий конкурс при
поступлении, удостоились высокой оценки И.
Сельвинского: «поразительные по силе,
свежести, чистоте души, глубине чувства»

3.

Во время учебы в Литинституте Ахмадулина
публиковала стихи в литературных журналах и
в рукописном журнале «Синтаксис».
Занималась журналистикой, писала очерки
(«На сибирских дорогах и др.»). В 1957 писала в
«Комсомольской правде»: искусство «призвано
не веселить людей, а приносить им страдания».
В 1959 Белла Ахмадулина была исключена из
института за отказ участвовать в травле Б.Л.
Пастернака, но затем восстановлена. В 1960
окончила институт с отличной оценкой
дипломной работы.

4.

В 1962 стараниями П.Г.
Антокольского была издана
первая книга Беллы
Ахмадулиной «Струна». Высоко
оценивая поэтический дар
Ахмадулиной, Антокольский
впоследствии написал в
посвященном ей
стихотворении: «Здравствуй,
Чудо по имени Белла, /
Ахмадулина, птенчик орла!»

5.

Поэтический сборник «Озноб», в котором
были собраны все стихи, написанные в течение
13 лет, вышел в эмигрантском издательстве
«Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это
«крамольное» событие, книги Беллы
Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой
цензуре, продолжали издаваться в СССР:
«Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча»
(1977), «Метель» (1977) и др. В 1977 она была
избрана почетным членом Американской
академии искусства и литературы. В 1988
вышла книга «Избранное», за ней последовали
новые поэтические сборники.

6.

Сюрреалистический рассказ Беллы
Ахмадулиной «Много собак и собака» вошел в
неофициальный альманах «Метрополь» (1979).
К этому времени она по праву считалась одним
из наиболее ярких поэтов, начинавших свой
творческий путь во время «оттепели». Вместе с
А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р.
Рождественским ее называли «поэтом эстрады»,
обозначая таким образом не столько
поэтический строй, сколько способ общения с
читателем.

7.

Вообще же стихам
Ахмадулиной никогда не была
присуща публицистичность.
Она не раз говорила о том,
что без восторга вспоминает
времена массового интереса к
поэзии, из-за которого в
поэтах воспитывалось
желание угождать
неприхотливым вкусам.

8.

Одной из главных тем лирики Беллы
Ахмадулиной является дружба. Дружбу —
в том числе дружбу-любовь и дружбутворчество — она считает одним из
самых сильных человеческих чувств.
Дружбе в равной мере присущи и страсть
(«Свирепей дружбы в мире нет любви», в
сб. «Сны о Грузии», 1977), и горечь («По
улице моей который год…»; там же).

9.

Героями стихов Беллы Ахмадулиной становились
русские поэты — от А. Пушкина и М. Цветаевой (сб.
«Тайна», 1983) до друзей и современников А.
Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди
— «кривая Нинка» (сб. «Побережье», 1991), «электрик
Василий» (сб. «Стихотворения», 1988) и др.
Ахмадулину не пугают уродливые черты
действительности, о которой она пишет в своем
«больничном цикле» («Воскресенье настало…», «Был
вход возбранен…», «Елка в больничном коридоре» и
др.): «Я видела упадок плоти / и грубо поврежденный
дух /…весь этот праздник некрасивый / был близок и
понятен мне».

10.

При этом, как писал в 1977 И.
Бродский, ее искусство «в значительной
степени интровертно и
центростремительно. Интровертность эта,
будучи вполне естественной, в стране, где
живет автор, является еще и формой
морального выживания» («Зачем
российские поэты?..»).

11.

Бродский считал Беллу
Ахмадулину «несомненной
наследницей ЛермонтовскоПастернаковской линии в
русской поэзии», поэтом, чей
«стих размышляет,
медитирует, отклоняется от
темы; синтаксис - вязкий и
гипнотический — в
значительной мере продукт ее
подлинного голоса».

12.

Ахмадулина много
переводила грузинских
поэтов Н. Бараташвили,
Г. Табидзе, С. Чиковани и
др. Журнал
«Литературная Грузия»
публиковал ее стихи в
годы, когда из-за
идеологических запретов
это было невозможно в
России.

13.

Белла Ахмадулина — автор
многочисленных эссе — о В. Набокове,
А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен.
Ерофееве, А. Твардовском, П.
Антокольском, В. Высоцком и др.
крупных творческих личностях, которые,
по ее словам, «украсили и оправдали
своим участием разное время общего
времени, незаметно ставшего эпохой».

14.

Живет поэтесса в Москве. В 1989 ей
была присуждена Государственная премия
СССР.

15. В последние годы у Беллы Ахатовны было очень плохое зрение, и оно продолжало падать. Женщина двигалась наощупь. В ноябре 2010

года она умерла от сердечного
приступа.
Все это произошло в машине «Скорой
помощи», врачи не успели довезти поэтессу
до стационара. Прах великой поэтессы
покоится на Новодевичьем кладбище.
English     Русский Правила