«Маленькие люди»: из века в век идет «футлярный человек»
Писатели, обратившиеся к теме «маленького человека»
Литературный характер
Способы раскрытия характера:
Актуальность
Проследить трансформацию образа «маленького» «футлярного» человека в русской литературе.
Основные задачи:
Образ «маленького», «футлярного» человека в литературе разных эпох.
Значение имени
Самсон Вырин
Акакий Акакиевич Башмачкин
Ведущие способы раскрытия характера «маленького человека»:
Основные средства раскрытия характера «футлярного человека»
У Ю.Буйды
Черты характера
Какие чувства вызывают герои
433.50K
Категория: ЛитератураЛитература

«Маленькие люди»: из века в век идет «футлярный человек»

1. «Маленькие люди»: из века в век идет «футлярный человек»

Приложение к реферату по литературе
«Маленькие люди»: из века
в век идет «футлярный
человек»
Выполнила работу:
Каталевич Екатерина Викторовна,
ученица
МБОУ «СОШ №1» с.п.«Село Хурба»
Руководитель:
Боробова Екатерина Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 с. п. «Село Хурба»
Комсомольского муниципального района

2. Писатели, обратившиеся к теме «маленького человека»

1998 г. Ю.Буйда:
«Химич»
1898 г. А.П.Чехов:
«Человек в футляре»
1866 г. Ф.М.Достоевский:
«Преступление и наказание»
1729 г. Н.М.Карамзин:
«Бедная Лиза»
1837-1840 гг.
М.Ю.Лермонтов:
«Герой нашего времени»
1830 г. А.С.Пушкин:
«Станционный смотритель»
1842 г. Н.В.Гоголь:
«Шинель», «Повесть о
капитане Копейкине»

3. Литературный характер

Определения критиков
В.В.Заманская:
«Подлинное средоточие
художественного
изображения…»
Л.Я.Гинзбург:
«Цельность,
многоплановость в образе
действующего лица»
Общий вывод
Характер- это
художественная
структура создания
образа человека, а
также форма
взаимоотношения
между героем и
автором, которая
осуществляет создание
целого героя как
определенной личности

4. Способы раскрытия характера:

Внешний блок
Внутренний (или психологический) блок
Сюжетно-композиционный блок
Метатекстовый

5. Актуальность

Общество утрачивает нравственные и культурные ценности
«Маленький» человек начинает защищаться от
этих изменений
И прячется в «футляр»
Происходит трансформация «маленького» человека в
«футлярного»
Жизнь таких людей ничтожна
Судьба отнимает у них самое дорогое
Потеряв смысл в жизни, они погибают

6. Проследить трансформацию образа «маленького» «футлярного» человека в русской литературе.

Цель:
Проследить
трансформацию
образа «маленького»
«футлярного» человека в
русской литературе.

7. Основные задачи:

Выявить основные способы раскрытия характера:
«маленького человека» у А.С.Пушкина и у Н.В.Гоголя;
«футлярного человека» у А.П.Чехова и у Ю.Буйды.
соотношение внутреннего и внешнего блоков приёма в
изображении характера;
отличия образов «футлярных людей» у А.П.Чехова и у
Ю.Буйды.

8. Образ «маленького», «футлярного» человека в литературе разных эпох.

9.

А.С.ПУШКИН: 1830 г.
Н.В.ГОГОЛЬ: 1842 г.
«Станционный смотритель»
Герой:
Самсон Вырин
А.П.ЧЕХОВ: 1898 г.
«Человек в футляре»
Герой:
учитель Беликов
«Шинель»
Герой:
Акакий Акакиевич
Башмачкин
Ю.БУЙДА: 1998 г.
«Химич»
Герой:
Сергей Сергеевич
Химич

10. Значение имени

«Вырь» гибельный
водоворот
«Беликов» фамилия, лишь
«оболочка»
человека
«Башмачкин» вещественная;
«Акакий» - в
переводе
«смиренный»
«Химич» - фамилия
характеризует род
деятельности

11. Самсон Вырин

Черты характера:
В начале рассказа:
Способы раскрытия
характера:
– «свежий и бодрый»;
– самоуверенный в том, что
– через взаимоотсчастье дочери в его
руках;
ношение с
окружающими;
После отъезда дочери:
– слабый, хилый старик;
– ограниченность в
отношениях;
– чувство собственного
достоинства.
– портретная
характеристика;
– интерьер.

12. Акакий Акакиевич Башмачкин

Черты
характера:
– бедный, заурядный;
– незначительный,
незаметный;
– унижаемый;
– преданность
работе;
– смиренность.
Способы
раскрытия
характера:
– портретная
характеристика;
– через
отношение
окружающих
людей к герою.

13. Ведущие способы раскрытия характера «маленького человека»:

1.
Ведущие способы раскрытия характера
«маленького человека»:
У А.С.Пушкина:
У Н.В.Гоголя:
Внешний блок приёмов
1. Описание Вырина;
1.
Внешность;
2. Взаимоотношения с
окружающими;
2.
Отношение
окружающих к герою;
3. Иллюстрации на стене
дома.
Внутренний монолог

14. Основные средства раскрытия характера «футлярного человека»

У А.П.Чехова
Внешний блок приёмов
Портретная характеристика;
1.
Описание бытового антуража.
Футляр – форма самовыражения

15. У Ю.Буйды

Внешний блок
1.
Портретная
характеристика;
2. Описание интерьера
Раскрытие психологического,
душевного состояния героя
Внутренний блок
1.
Внутренний мир;
1.
Переломные
моменты в жизни
героя.
Футляр – форма
самосохранения

16. Черты характера

Беликов:
– «футлярное»
существование;
– «футлярный» образ
мысли;
– отрешённость от
действительности;
– упрямость в отстаивании
своих идеалов;
Качества со знаком
«–»
Химич:
– «недотёпа» и «увалень»;
– нелюдимый;
– неприспособленность к
жизни;
– нетрадиционность
поведения;
– современный «человек в
футляре»;
– богатый внутренний мир;
Качества со знаком

17. Какие чувства вызывают герои

Самсон
Вырин
Акакий
Акакиевич
Беликов
Химич
непонимание
сострадание
сочувствие
жалость
недоумение
English     Русский Правила