«Певец пейзажа»
Алексей Николаевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской
Становление художника происходило очень быстро. Уже в 1848 году он не только "копировал с Айвазовского, написал два небольшие
"Камень в лесу у Разлива" (1850, ГТГ)
Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в
«Перед грозой»
«Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду»
В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную
«Степь днем»
«Вид Киева»
Когда умирает Рабус, в 1857 году Алексея приглашают преподавать в Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период
«Пейзаж с рекой и рыбаком»
Несмотря на официальный успех, богатым Саврасов даже в расцвете славы не был. Семья успешного художника жила на казенных
«Вид в Швейцарских Альпах»
«Озеро в горах Швейцарии»
«Пейзаж с избушкой»
«Сельский вид»
60-70-е годы были временем радости, творчества и трагедий – один за одним умирают трое новорожденных детей. Только в 1867 году
«Волга близ городца»
«На Волге»
«Печерский монастырь под Нижним Новгородом»
Творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в
«Грачи прилетели»
Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и
«Вечер. Перелет птиц»
«Оттепель»
Книги о художнике, рекомендованные к прочтению:
9.50M
Категория: ИскусствоИскусство

«Певец пейзажа». К 190 - летию со дня рождения Алексея Кондратьевича Саврасова

1. «Певец пейзажа»

МЦУ «ЦБС Петровского района»
Центральная библиотека
«Певец
пейзажа»
К 190 - летию
со дня рождения Алексея
Кондратьевича Саврасова

2. Алексей Николаевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской

живописи.
Родился в Москве 12 мая
1830 в семье мелкого купца.
Подростком
писал
пейзажные
картинки на продажу. В 1844
поступил в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества. В
1848
году
начались
занятия
Саврасова пейзажной живописью
под руководством талантливого
педагога и замечательного человека
по-отечески заботившегося о своих
учениках — К. И. Рабуса. Его уроки
не только будили мысль, но и
профессионально подготавливали
молодых
художников
к
самостоятельным
поискам.

3. Становление художника происходило очень быстро. Уже в 1848 году он не только "копировал с Айвазовского, написал два небольшие

Становление художника происходило очень быстро. Уже в
1848 году он не только "копировал с Айвазовского, написал два
небольшие вида с Воробьевых гор", но и был отмечен в отчете
Московского
художественного
общества
как
ученик,
"представивший лучшие эскизы". В следующем, 1849 году он по
совету Рабуса и на средства мецената И.В. Лихачева совершил
поездку на Украину, результатом которой стал ряд работ,
заставивших критиков говорить о молодом живописце как о
надежде русского искусства. А еще через год Совет Московского
художественного общества счел его мастерство достаточно
зрелым для завершения обучения и получения звания художника,
присвоенного Саврасову за "Вид Московского Кремля при лунном
освещении" (1850, частное собрание, Москва) и "Камень в лесу у
Разлива" (1850, ГТГ).

4. "Камень в лесу у Разлива" (1850, ГТГ)

"Камень в лесу у Разлива" (1850, ГТГ)

5. Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в

Способность молодого художника
бережно
и
вдумчиво
осваивать
традиции
предшественниковромантиков и в то же время развивать
их
в
направлении
к
большей
естественности,
безыскусности,
реалистичности ярко проявилась и в
работах следующего, 1851 года - "Перед
грозой", "В усадьбе" (частное собрание,
Москва) и особенно "Вид на Кремль от
Крымского моста в ненастную погоду"
(ГТГ)

6. «Перед грозой»

7. «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду»

8. В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную

помощь в становлении
художника оказала поездка на Украину.
Результатом этой поездки стали работы
“Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”,
датированные 1852-м годом. В этих работах
художник стремился передать свои чувства и
впечатления от степных просторов и показать
характер и особенности украинской природы.

9. «Степь днем»

10. «Вид Киева»

11. Когда умирает Рабус, в 1857 году Алексея приглашают преподавать в Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период

его
плодотворной
педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А.
Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем
учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в
самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко
трогательные, часто печальные черты, которые так сильно
чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо
действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в
живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной
земле”. О его преподавании ходили легенды. Он мог
весенним утром распахнуть окно, вдохнуть свежий воздух,
окинуть взглядом собравшихся учеников и отправить их в
московские парки «промыть глаза» и писать с натуры.

12.

В этом же году Саврасов женился на Софье,
сестре своего товарища по училищу Константина
Герца. Брак их казался вполне благополучным до
поры до времени. Софье исполнился 31 год, что по
тем временам считалось немало. Она была старше
Саврасова на 4 года. К мужу поначалу относилась с
теплотой, хотя и без страсти, заботилась о нем,
создавала по мере своих сил уют. Самого Саврасова
считали суровым и непреклонным, хотя скорее он
был стеснительным и замкнутым. Написанный в это
время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно
демонстрирует его достижения.

13. «Пейзаж с рекой и рыбаком»

14. Несмотря на официальный успех, богатым Саврасов даже в расцвете славы не был. Семья успешного художника жила на казенных

квартирах, предоставленных училищем. Горечью и
болью супругов были многочисленные смерти
детей. Самый первый ребенок Саврасовых
родился в 1858 году и умер. Вторая дочь, Верочка,
росла крепкой девочкой. В 1862 году годовалую
Веру супруги оставили на родственников жены и
уехали за границу на несколько месяцев: Саврасов
был командирован для работы и изучения
европейской живописи. Эта поездка оказала на
него сильное влияние, причем он не примкнул к
западным течениям, а напротив, нашел свой
уникальный стиль.

15. «Вид в Швейцарских Альпах»

16. «Озеро в горах Швейцарии»

17. «Пейзаж с избушкой»

18. «Сельский вид»

19. 60-70-е годы были временем радости, творчества и трагедий – один за одним умирают трое новорожденных детей. Только в 1867 году

родилась вторая выжившая
девочка,
Женни.
В начале 70-х художник открыл для себя Волгу.
Волжские
пейзажи
и
сегодня
считаются
его
«фирменными». Среди работ, написанных на Волге,
наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На
Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно
раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним
Новгородом” (1871). К этому же времени относится и
начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем”
(1871).

20. «Волга близ городца»

21. «На Волге»

22. «Печерский монастырь под Нижним Новгородом»

23. Творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в

картине “Грачи прилетели”
(1871). Этюдная работа над “Грачами” шла в
марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино)
Костромской губернии. Талый снег, весенние
грачи на березках, серо-голубое, блеклое
небо, темные избы и старая церковка на фоне
стылых дальних лугов, — все это слилось в
образе удивительно проникновенном и
лирическом.

24. «Грачи прилетели»

25. Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и

исполненный, вероятно, в связи с этой работой
небольшой пейзаж “Закат”. Этим произведением как бы
завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего
плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого
размаха и многоплановости в его творчестве. Среди работ
восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как:
“Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер. Поле с
воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на
берегу озера” (1880-ые — 1890-ые годы) и “Оттепель” (1887 год),
исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы
Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных
выставках. В поздний период творчества мастер практически не
создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски
опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних
своих
работ,
в
том
числе
“Грачей”.
Умер
Саврасов
в
Москве
26
сентября
1897.

26. «Вечер. Перелет птиц»

27. «Оттепель»

28. Книги о художнике, рекомендованные к прочтению:

Перельман Я.И.
Саврасов Алексей
Имя Саврасова известно
любителям живописи и за
пределами России, а его
полотна
стали
хрестоматийными.
Загадка этого пейзажиста
и педагога до конца не
разгадана. Много невзгод
выпало на долю мастера,
но шедевры его кисти
выдержали
испытание
временем.

29.

Екатерина Скоробогачева
Саврасов
Классик
отечественной
пейзажной живописи - Алексей
Кондратьевич
Саврасов
во
многом являлся новатором для
своего времени. Оценки его
произведений
неоднократно
менялись, но несомненно, что в
своих пейзажах он создал
живой,
проникновенный
и
вечный образ России

30.

Олег Добровольский
Саврасов
Эта
книга
посвящена
выдающемуся русскому
пейзажисту
Алексею
Кондратьевичу
Саврасову, художникуноватору,
основоположнику
русского
лирического
пейзажа,
педагогу,
воспитавшему плеяду
талантливых учеников.

31.

Великие художники.
Альбом 22. Саврасов
А. Барагамян
Алексей Кондратьевич
Саврасов - выдающийся
русский
пейзажист,
основопложник
символистского «пейзажа
настроения» в русской
живописи,
художник
с
великим
творческим
потенциалом и трагической
судьбой.
English     Русский Правила