Бесконечны пути совершенства
Чрез лихолетие эпохи
Стихи растут, как звезды и как розы
БЛАГОДАРИМ ЗА ПРОСМОТР
4.88M
Категория: БиографииБиографии

Силуэты серебряного века

1.

Государственной бюджетное учреждение культуры
Крымская республиканская универсальная научная библиотека имени И. Я. Франко
Отдел редкой книги
СИЛУЭТЫ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Слайд-обзор
Симферополь, 2020 г.

2.

Эпоха Серебряного века – период в истории русской
культуры, хронологически связанный с началом ХХ века и
закончившийся после гражданской войны. Это была эпоха
пробуждения в России новых направлений в искусстве и
философской мысли, расцвета поэзии и религиозных
откровений.
Серебряный век – проявление духовного и художественного
ренессанса, знаменующего взлет русской культуры.
Предлагаем вашему вниманию слайд-обзор прижизненных
изданий поэтов Серебряного века.
Обращаем внимание, что при составлении обзора в описаниях на книги сохранена
дореволюционная орфография русского языка.

3. Бесконечны пути совершенства

Мы бесконечно одиноки,
Богов покинутых жрецы.
Грядите, новые пророки!
Грядите, вещие певцы,
Еще неведомые миру!
И отдадим мы нашу лиру…
Д. Мережковский

4.

Об искусстве и, главным образом, литературе
Серебряного века говорят только применительно к русской
культуре.
Поэты Серебряного века творили в очень сложное время время катастроф и социальных потрясений, революций и войн.
Никогда ещё в истории культуры не возникало столь
насыщенного и трагического периода одновременно. Жизнь
многих писателей и художников была надломлена революцией,
и большинство из них, к сожалению, не смогли выдержать её
зверств, как в моральном, так и в физическом смысле.
Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и
поражения. Судьба большинства из них была трагической:
многие оказались вдали от Родины, кто-то выстрадал гонения и
ссылку, кто-то был расстрелян. Им часто приходилось выбирать
между творчеством и жизнью.

5. Чрез лихолетие эпохи

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.
А. Блок

6.

Книга о русских поэтах последняго десятилетия / стихотворения
и автографы-автобиографии К. Д. Бальмонта, Валерия Брюсова, Ивана
Коневскаго, Андрея Белаго, Зин. Гиппиус, Д. С. Мережковскаго,
Н. М. Минскаго, Федора Сологуба, Вячеслава Иванова, Алекс. Блока,
Сергея Городецкаго, М. Волошина, М. Кузмина; под редакцией
Модеста Гофмана ; критические очерки Валерия Брюсова, Модеста
Гофмана, Б. Дикса, Н. Лернера, Ан. Попова и Влад. Пяста. – С.Петербург ; Москва : Издание Т-ва М.О. Вольф, [1909]. – [4], 410, [2] с. Библиогр.: с. 405-410.
Издание
открывает
статья
Модеста Гофмана, рассказывающая
об основных течениях в литературе
начала ХХ века.
Каждый раздел книги начинается
автографом автора.

7.

Невский альманах : Жертвам войны писатели и художники /
[Издание "Общества русских писателей для помощи жертвам
войны"]. – Петроград ; [Москва] : [Типография Т-ва И.Д. Сытина],
1915. – 3-102 с., [13] вкл. л. ил. : ил.
Альманах был издан по поручению
общего собрания «Общества русских
писателей» для помощи жертвам войны
и их семьям.
Издание
включает
в
себя
произведения А. Блока, К. Бальмонта,
А.
Ахматовой,
З.
Гиппиус,
И. Северянина, Теффи и других авторов.
Иллюстраторами
альманаха
выступили известные художники начала
ХХ века: М. Добужинский,
Е. Маковский,
Н. Рерих, К. Петров-Водкин,
Б. Кустодиев.

8.

Скрижаль. Сб. 1. - [Петроград], 1918. - 1-14, 19-218, [2] с.
В сборнике опубликованы проза и
поэзия, в том числе лирические
произведения Анны Ахматовой,
Константина Бальмонта, Валерия
Брюсова, Андрея Белого, Вячеслава
Иванова, Веры Инбер.

9.

Ахматова Анна Андреевна (1889-1966).
Белая стая : стихотворения / Анна Ахматова. – Третье
издание. – Петербург : Алконост, 1922. – 118, [10] с.
Первое издание книги "Белая стая"
вышло в свет в 1917 году. Возможно,
это
наиболее
значительный
из
дореволюционных сборников Анны
Ахматовой. Почти все критики,
писавшие о "Белой стае", отмечали ее
стилевое отличие от предыдущих книг
поэта «Вечер» (1912) и «Четки» (1914).
Перелом ахматовского творчества
критики связывают с ее пристальным
вниманием к явлениям русской
действительности 1914-1917 годов.

10.

Ахматова Анна Андреевна (1889-1966).
У самого моря : [стихотворения] / А.А. Ахматова. –
Петербург : Алконост, 1921. – 32, [4] с. – 3 000 экз.
В начале прошлого века в России
возникла и сложилась, может быть,
самая значительная во всей мировой
литературе нового времени «женская»
поэзия - поэзия Анны Ахматовой.
В своей первой поэме «У самого
моря», написанной в 1914 году,
Ахматова воссоздала поэтическую
атмосферу Причерноморья, соединив
ее со сказкой о любви.
На это произведение большой
отпечаток
наложили
детские
переживания поэтессы во время
летних
поездок
в
Херсонес
Таврический под Севастополем.

11.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942).
Полное собрание стихов / К. Д. Бальмонт. - Москва :
Книгоиздательство "Скорпион" : [Типография В.И. Воронова ...].
Т. 4 : Только любовь. - Издание третье. - 1913. - 144, [14] с. : ил.
Перстень : [стихотворения] / К. Бальмонт. - Москва : Творчество,
1920. - 63, [1] с.
Жар-птица : свирель Славянина / К. Бальмонт. - Москва :
Книгоиздательство "Скорпион", 1907. - [4], 234, [6], 14, [2] с. : ил.

12.

Блок Александр Александрович (1880-1921).
Стихи о России : поэзия / А.А. Блок. - [Петроград] : Издание
журнала "Отечество", 1915. - 3-43, [5] с.
Судьба наградила Александра Блока
всем: красотой и умом, силой и
великодушием.
Гений,
обладающий
прозрением мысли, он врос в своё
время и время это уже невозможно
представить себе без его лирики. Он
был истинным поэтом, а истинная
поэзия
всегда
имеет
свойство
заглядывания
вперёд.
Поэтический
голос Александра Блока – его глубокое
предчувствие перспективы истории,
способность расслышать в звуках
современности голос грядущего, а также
его дар мыслителя и поэта-пророка.

13.

Гумилев Николай Степанович (1886-1921).
Мик : африканская поэма / Н. Гумилев. - С.-Петербург :
Издательство Гиперборей, 1918. - 46, [2] с. : ил.
Имя Николая Гумилева до сих
пор
окружено
ореолом
таинственности. Он был не только
поэтом,
но
и
страстным
путешественником, охотником и в
какой-то
мере
этнографом,
посетившим многие районы Африки.
В
ноябре
1909
года
с
экспедицией,
организованной
академиком В. Радловым, Гумилёв
побывал в Абиссинии. Полученные
там впечатления послужили основой
для поэмы "Мик".

14.

Гумилев Николай Степанович (1886-1921).
Романтические цветы : стихи 1903-1907 г. / Н. Гумилев. –
Издание третье. – С.-Петербург : Кн-во Прометей Н. Н. Михайлова,
1918. – 70, [4] с.
Николай
Гумилёв
начинал
отсчет
своим
поэтическим книгам со сборника «Романтические
цветы». Были собраны воедино 32 стихотворения,
написанные в период 1903–1907 годов. Автор издал
книгу в Париже в 1908 году тиражом в триста
экземпляров.
Посвящался
сборник
«Анне
Андреевне
Горенко»,
будущей
Ахматовой.
«Романтические цветы» дважды переиздавались
Гумилёвым: в составе следующего стихотворного
сборника «Жемчуга» (Москва, 1910) они вошли в
отдельный раздел, сохранивший заглавие книги, а в
1918 году, за три года до смерти поэта, было
осуществлено
петроградское
издание
«Романтических цветов» с добавлением тринадцати
стихотворений.
Сборник
очерчивается
как
стержневой в его творческом развитии.

15.

Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930).
Про это / В. Маяковский; [фото-монтаж обложки и
иллюстраций конструктивиста Родченко ; цинкография В.Ц.И.К.;
фотография Вассермана, Капустянского и Штеренберга]. - Москва ;
Петроград : Государственное издательство, 1923. - 43, [1] с. +
[7] вкл. л. - 3 000 экз.
Маяковский писал: «Это для меня,
пожалуй, и для всех других, вещь
наибольшей и наилучшей обработки».
В гениальной поэме-трагедии "Про
это" автор показал борьбу лирического
героя за идеальную, разделенную любовь,
без которой нет жизни.
Художник А. Родченко с согласия
автора оформил поэму фотомонтажами,
чем еще более подчеркнул ее реальную
основу. На обложке, например, дан
фотопортрет Л. Ю. Брик.

16.

Поэты Серебряного века… Разное
видение мира, разные, чаще всего,
трагические судьбы. Их творчество
нельзя ограничить рамками какого-то
литературного направления. Главное в
поэзии
Серебряного
века

ее
причастность к великой и трагической
эпохе.

17. Стихи растут, как звезды и как розы

Мы уйдем на закате багряного дня
В наш наполненный птичьими криками сад.
Слушай их, меж ветвей. Или слушай меня.
Я с тобой говорю – как они говорят.
К. Бальмонт

18. БЛАГОДАРИМ ЗА ПРОСМОТР

При подготовке презентации использовались следующие источники:
http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/kralin-horovoe-nachalo-v-knige-ahmatovoj.htm
https://gumilev.ru/about/149/
http://nbmariel.ru/content/poeziya-na-vse-vremena-aleksandr-blok
https://polka.academy/articles/513
Для титульного слайда использовано изображение с ресурса
https://libpstu.wordpress.com/2017/01/27/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B9%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D1%8B/
English     Русский Правила