5.36M

Жизнь и творчество Андрея Рублева. Книжная выставка

1.

МУ «Кинешемская городская централизованная библиотечная система».
Библиотека-филиал № 5
«Открываем мир
Андрея Рублева»
Виртуальная книжная выставка
(К 660-летию со дня рождения
русского иконописца Андрея Рублева)

2.

Жизнь и
творчество
Андрея Рублева

3.

Андрей Рублев –
наиболее известный и почитаемый
мастер московской школы
иконописи, книжной и
монументальной живописи XV века.
Канонизирован Русской
православной церковью в лике
преподобных.

4.

«Андрей Рублев – древне-русский живописец; преподобный
(канонизирован в 1988 ).
…Искусство Андрея Рублева определило в 15 веке развитие
русской школы живописи.
…Память Андрея Рублева отмечается 4 (17) июля; 6 (19) июля –
в Соборе Радонежских святых»
Большая Российская энциклопедия: в 30 т. /
Председатель Науч.-ред. Совета Ю. С. Осипов.
Отв. Ред. С. Л. Кравец. Т. 1. А –
Анкетирование. – Москва : Большая
Российская энциклопедия, 2005. – 766 с.: ил.:
карт.

5.

«Никто не найдет среди многих тысяч древних рукописей,
сберегаемых по большим и малым книгохранилищам России,
никаких записей о детстве Рублева, поскольку их никогда не было.
…где, в каком году и в какой среде он родился. Навсегда сокрытым
останется даже имя, данное будущему художнику при рождении ,
ибо Андрей – его второе, монашеское, имя…»
Сергеев, В.Н. Рублев / В.Н.Сергеев. –
Москва: Молодая гвардия, 1990. - 255 с.,
ил. – (Жизнь замечательных людей. Вып.
618; Избр. сер. В 10 т. Т. 2).

6.

«Достоверных сведений о жизни и творчестве этого
замечательного русского художника сохранилось очень
мало…»
Что такое. Кто такой : В 3 т. Т. 3. – 4-е
изд., перераб. И доп. – Москва :
Педагогика-Пресс, 1999. – 336 с. , ил.

7.

«…Вот он идет, пятнадцатилетний, по пыльной дороге из
Радонежа к монастырю Святой Троицы». …Здесь он будет писать
иконы, говорить людям о том, как им следует жить!
…И он ступает на тропу, ведущую к островерхому деревянному
храму, откуда слышится хор, славящий «спасителя».
Отроку кажется, что он у цели. Он еще не знает себя.
Но именно с этого дня начинается жизнь художника Андрея
Рублева…»
Прибытков,
В.С.
Андрей
Рублев
/
В.С.Прибытков. – Москва: Молодая гвардия,
1960. - 216 с., ил. – (Жизнь замечательных
людей. Вып. 14).

8.

«…Это было время, когда на Руси начался расцвет
искусства. В Москве возводились белокаменные кремлевские
соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский. Для их
украшения приглашали лучших русских, греческих и итальянских
художников.
Жил тогда замечательный русский художник Андрей
Рублев…»
Каменева, Е. О. Какого цвета радуга.:
Научно-художественная литература /
Каменева Е. О., оформл. И подбор ил. Н.
Мищенко. – Переизд. - Москва : Детская
литература, 1984. – 79 с., ил.

9.

«…Среди толпы спешащих на молитву – юный инок Андрей
Рублев, русый, худой, с ясными синими глазами, открытым
простым лицом…
«Как незаметно летят годы», - подумал Рублев. Давно ли
босоногим мальчишкой пришел он сюда. Сироту приютили старцы,
заметили его дар к живописи…»
Долгополов, И. В. Рассказы о
художниках. / И. В. Долгополов. –
Москва : Изобразительное искусство,
1982. Т.1 – 672 с., ил.

10.

«В конце девяностых годов XIV века Андрей Рублев – послушник
в Троицком монастыре. Где-то между 1400 и 1405 годами он
переходит в Андроников монастырь, расположенный в
непосредственной близости к Москве, а в 1405 году оказывается в
числе мастеров-живописцев, призванных украсить кремлевский
Благовещенский собор».
Прибытков, В. С. Сквозь жар души. (О трех
древнерусских живописцах.) /В. С.
Прибытков. – Москва: Молодая гвардия,
1968 . – 136 с., с ил.

11.

«В 1405 году Феофан Грек (он назван в источниказ первым как
старший и руководитель), Прохор с Городсца и Андрей Рублев
расписали Благовещенский собор и создали для него иконостас…
…иконостас Благовещенского собора – одно из великих произведений
мирового искусства».
Петров-Строминский, В. Ф. Тысяча лет
русского искусства: история, эстетика,
культурология / В. Ф. ПетровСтроминский. – Москва : ТЕРРА, 1999. –
352 с. – («Терра» – школе)

12.

«…Рублев не изображает ослепительные световые полосы и
длинные лучи, но вся икона светится как бы изнутри мягким
серебристым свечением. …Эти иконы выделяются звучностью и
чистотой колорита, который можно назвать поэтическим…
Вскоре после 1410 г. Андрей Рублев и его верный товарищ
Даниил создают небывало монументальный иконостас в
Успенском соборе во Владимире. Он состоял из трех рядов, общая
высота которых достигала почти шести метров. Ничего
подобного Московская Русь не знала не только до этого, но и
многие годы спустя. Владимирский иконостас надолго стал
образцом для подражания…»
Энциклопедия для детей. . Искусство. Ч. 1. – 2-е
изд., испр. /Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – Москва:
Аванта+, 1999. – 688 с.: ил.

13.

«…Феофан Грек был окружен талантливыми учениками.
Лучшим из них был инок Андрей Рублев, который работал с
учителем в Москве. Андрей писал иначе, чем Феофан. У Андрея нет
характерной для Феофана суровости образов: главное в его
живописи – сострадание, любовь и прощение. Настенные росписи и
иконы Рублева поражали своей одухотворенностью уже
современников, которые приходили смотреть как работает на
лесах художник».
Анисимов, Е. В. Древняя Русь: Школьный
путеводитель / Е. В. Анисимов. – СПб.:
«БКК», 2007. – 112 с., ил. – («Узнай мир»)

14.

«…Когда он брал кисть, его твердые от всегдашней работы
пальцы становились ласковыми, будто принимали ребенка, и в
монастыре, в окрестных селах, городе Радонеже знали его как
искусного иконописца...»
Романовский, С.Т., Повесть об Андрее / С. Т.
Романовский.

Москва:
Советский
писатель, 1982. - 263 с.

15.

«…иконописцы – особые люди. Большинство из них были
монахами (посвятили свою жизнь служению Богу). По обычаю,
прежде всего иконописец должен был очистить тело и мысли –
только тогда он имел право приступить к изображению ликов
святых.
…Как правило, иконописец не оставлял на иконе своего имени.
Одним из самых известных является Андрей Рублев, творивший в
конце XIV – XV века…»
Я познаю мир: Культура : Детская
энциклопедия / Автор-составитель Н. В.
Чудакова; художники А. В. Кардашук, Е. В.
Дедова. – Москва : АСТ, 2003. – 475 с. : ил.

16.

«…На мир он (А. Рублев) смотрел глазами христианина и
многому учился у Сергия Радонежского. Но как гениальный
художник, он вкладывал в писанные им фрески и иконы – вольно
или невольно – свое миропонимание, свой взгляд на людей, на
события…»
Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах:
Боги, герои, люди. / Б. Н. Путилов. –
СПб.: Азбука, 1999. – 368 с.

17.

«Троица»
(1411 – 1422 гг.)
Самой знаменитой работой Рублева
стала икона «Троица», которую
сейчас признают шедевром во всем
мире.
Идея триединого Бога была важна
как символ единения и объединения
всех русских земель вокруг Москвы.
Написана икона в память Сергия
Радонежского.

18.

«…время для Руси было тяжелое. Ордынские набеги мучили ее, не
давали пахать и сеять, и Русь голодала и холодала. Русские
княжества жили недружно и никак не могли объединиться, чтобы
дать отпор захватчикам.
Вот в такое нелегкое время великий художник Андрей Рублев
написал икону «Троица»
Романовский, С. Т. Родина. / С. Т.
Романовский. – Москва : Детская
литература, 1990. – 221 с.

19.

«Более всего известно нам о работе Рублева в знаменитой
Троице-Сергиевой обители, куда его пригласил троицкий игумен
Никон. Именно тогда Андрей написал свое самое великое,
проникновенное и таинственное произведение – знаменитую
«Троицу» – главную храмовую икону для монастырского собора и
одно из самых совершенных произведений древнерусской
живописи».
Рыжов , К. В. 100 великих россиян / К. В.
Рыжов. – Москва: Вече, 2001. – 656. – (100
великих)

20.

«…На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев
изобразил ветхозаветную Троицу – явление Аврааму Бога в виде трех
ангелов.
…Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил
все те повествовательные черты, колторые традиционно входили в
композицию иконы на этот сюжет…»
Величайшие творения человечества :
Энциклопедия . – Москва : АСТ, 2001. –
688 с., ил.

21.

«Святая Троица» по праву считается величайшим произведением
древнерусской иконописи, представляя собой вершину
художественного и духовного откровения преподобного Андрея
Рублева…»
Малков, Ю. Г. Русские иконы XII-XIX
веков / Ю. Г. Малков. – Москва :
Искусство, 1988. – 79 с.

22.

«Три ангела, воплощающие три лица Троицы, объединены
не только беседой о предстоящей жертве Бога Сына, которую
они ведут. Их единство изначально, они – абсолютное целое.
И вместе с тем каждый обособлен, погружен в себя.
Нераздельность и неслиянность! В этом сакральный смысл
учения о Троице. Тайна, недоступная разуму, но с такой
изумительной глубиной и точностью угаданная кистью
гениального иконописца!»
Майорова, Н., Скоков, Г. История русской
живописи : Иконопись / Майорова Н.,
Скоков Г. – Москва : Белый город, 2009. –
127 с.

23.

«…Эта икона – итог всей жизни Рублева. Даже он,
гениальный художник, не смог бы ее повторить. В годы
бесконечных бедствий, кровопролитий, моров и страданий он
говорит о том, что всего дороже, призывает людей к миру и
любви. Икона писалась в память Св. Сергия Радонежского, «дабы
воззрением на Св. Троицу побеждался страх ненавистной розни
мира сего»».
Ветрова, Г. Русское искусство : Детская
энциклопедия / Г. Ветрова . – Москва:
Белый город, 2000. – 63 с.

24.

«Несмотря на то, что в прошлом икона пострадала от
многих повреждений, краски ее до сих пор словно изучают свет,
пронизывающий все ее детали. Советский художник и
искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим,
неземным светом , тем самым, который излучают только
создания гениев». Свет этот сияет в белых и голубоватых
пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба, и
зацветающий лен, и первые васильки (появляющиеся к Троицыну
дню) в зеленеющей еще ржи…».
Ионина, Н. А. 100 великих картин. /
Н. А. Ионина. – Москва : Вече, 2000. –
512 с. (100 великих)

25.

«Рублев до конца своих дней прожил в Андрониковом
монастыре и скончался 29 января 1430 года. В памяти людей он
остался самым известным и почитаемым мастером московской
школы иконописи. Примерно век спустя после его кончины
иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания.
Один из церковных соборов постановил: «писать живописцам
иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как
писал Андрей Рублев».
Афонькин, С.Ю. Православные святые :
Школьный путеводитель /С.Ю.
Афонькин. – СПб.: «БКК», 2010. – 96 с.,
илл. – («Узнай мир»)

26.

«…Мир, согласие, любовь – вот к чему призывал современников
Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более
созвучного времени!...
Несмотря на религиозное содержание, условность иконописного
языка, созданные им образы земной красоты вплотную приближают
нас к миру чувств и мыслей наших далеких предков…»
Энциклопедический словарь юного
художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д.
Синюков. – Москва : Педагогика, 1983. –
416 с., ил.

27.

Память
об Андрее Рублеве

28.

4 (17) июля – День памяти
преподобного Андрея
Рублева.
На протяжении XVI-XVII веков
память преподобного Андрея была
окружена почитанием. Можно
найти свидетельства о духовном
признании святости его в
строгановском иконописном
подлиннике: «Преподобный Андрей
Радонежский, иконописец,
прозванием Рублев, многие святые
иконы написал, все чудотворные…».

29.

«…Дошедшие до наших дней со значительными утратами
фрески Андрея Рублева и Даниила Черного являются сегодня
драгоценной достопримечательностью владимирского
Успенского собора».
Губарева, М. В., Низовский, А. Ю. 100 великих
храмов мира / М. В. Губарев, А. Ю. Низовский.
– Москва : Вече, 2000. – 512 с.- (100 великих)

30.

«От работ Андрея Рублева во владимирском Успенском
соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие
единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на
стенах храма…
…После реставрации эти иконы вошли в собрания
Государственной Третьяковской галереи и Государственного
Русского музея….»
А. Рублев. Из собрания Государственной
Третьяковской галереи: Альбом / авторсоставитель Э. К. Гусева. – Москва :
Изобразительное искусство, 1990. – 47 с.,
ил.

31.

«В 1966 году «Андрей Рублев» – житие великого художника в
средневековой княжеской Руси – раздался, как удар колокола…
«…Главное для создателей картины – рассказать о
творческом процессе, о процессе познания жизни и претворении
ее в искусство…»
(о фильме «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»
режиссер А. Тарковский).
Иваново и кино / ред. –составитель
М. В. Смирнов. - Иваново, ИД
«Шаша Родина», 2016. – 256 с.

32.

«…Прошло много лет…
…Если вы перейдете широкий мост через Яузу и поднимитесь
на высокий холм, опоясанный цепью белокаменных стен, то,
миновав ворота, попадете на землю древнего Андроникова
монастыря. Ныне здесь находится Музей древнерусского
искусства имени Андрея Рублева.
В соборе, отличающемся стройностью облика, до наших дней
сохранились остатки рублевской живописи, обнаруженные на
откосах стен…»
Осетров, Е. И. Мое открытие Москвы :
Рассказы о столице / Е. И. Осетров. –
Москва : Московский рабочий, 1987. – 302
с.

33.

Спасибо за внимание!
МУ КГЦБС Библиотека-филиал №5
Адрес:
155800, Ивановская обл.,
город Кинешма
ул. им. Менделеева, д. 3 а
E-mail: [email protected]
Автор-составитель Салмина М.Е.
English     Русский Правила