Похожие презентации:
Ценности, их классификация и роль в жизни человека и общества
1. Ценности, их классификация и роль в жизни человека и общества
Я.В. Немкова2. ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ
3. Каковы ценности, таковы и общество, и личность.
Каковы ценности,таковы и общество,
и личность.
4. Поскольку ценности меняются вместе с развитием общества, они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют
их. Ценности - этоне слепок потребностей и
интересов, а идеальное
представление, которое не всегда
им соответствуют.
5. Аксиология – философское учение о ценностях.
Аксиология –философское
учение о ценностях.
6. Ключевыми понятиями современной аксиологии являются "ценность", "оценка".
Ключевыми понятиямисовременной
аксиологии являются
"ценность", "оценка".
7. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности, структурой ценностного мира. Аксиология как
учение прошла долгуюэволюцию и развивалась в
рамках самой философии.
8. Античность: ценности отождествлялись с самим бытием. Ценности не отделялись от бытия и рассматривались как находящиеся в самом
Античность: ценностиотождествлялись с самим бытием.
Ценности не отделялись от бытия
и рассматривались как
находящиеся в самом бытии.
Основными ценностями были
благо, справедливость, которые
использовались для
характеристики идеального
государства, т.е. бытия.
9. Уже в античности появились две противоположные точки зрения на ценности: · Ценности абсолютны (Сократ, Платон). · Ценности
относительны(софисты).
10. Средние века: ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер.
11. Новое время: главными являются ценности научно-технического прогресса.
Новое время:главными являются
ценности научнотехнического
прогресса.
12. И. Кант впервые употребил понятие ценности в узком смысле. Ценность для Канта – это нечто должное, требования, обращенные к
личностичеловека, его свободной,
доброй воле.
13. Современность: 1. Натуралистический психологизм: ценности объективны, наблюдаемы и зависят от биологических и психологических
потребностейлюдей (Дж. Дьюи). Каждый
предмет, удовлетворяющий какуюлибо потребность людей, является
ценностью.
14. Современность: 2. Аксиологический трансцендентализм: ценность понимается как идеальное бытие, носителем которого является
запредельный(трансцендентный) субъект – мировой
разум, сознание вообще. Ценности,
например, добро, справедливость, истина,
красота, не зависят от человека (В.
Виндельбанд, Г. Риккерт).
15. Современность: 3. Персонологический онтологизм: ценности объективны и составляют основу личности, их познание основано на
чувстве любви иненависти (М. Шелер).
4. Социологическая концепция
ценностей: ценность как норма,
которая имеет определенную
значимость для социального субъекта
(М. Вебер).
16. Современность: 5. Культурно-исторический релятивизм: утверждает идею аксиологического плюрализма, т.е. множественность
равноправныхценностных систем, зависящих от
культурно-исторического контекста, и
познаваемых в рамках познания таких
контекстов (Дильтей).
17. Начиная с античности и до наших дней нет единого мнения по вопросу аксиологии: является ли ценность атрибутом конкретной вещи
или это результат оцениванияее человеком, обществом в
зависимости от ее полезности.
18. Подходы в интерпретации ценностей: 1. Ценность – нечто объективное, существующее само по себе
19.
Классификация ценностей по содержанию:• Материальные: естественные, социальные
блага, культурное наследие (выступают как
объекты потребностей и интересов человека)
• Социально-политические (например,
представление о соц. справедливости, правах
человека, о роли полит. партий и пр.)
• Духовные: общественные идеалы, установки
и оценки, нормативы и запреты, цели и
проекты, эталоны и стандарты. Духовные
ценности программируют цели и способы
деятельности людей, выступают в качестве
норм, вкусов, идеалов.
20.
Духовные ценности отличаютсястабильностью, в них заключено все богатство
эмоциональных отношений человека к
действительности.
Особое место в системе духовных ценностей
занимает идеал.
Идеал – это образ наиболее ценного,
совершенного и величественного для человека;
это предельная цель, к которой устремлена
жизнь духовно богатого человека. Идеал
придает человеческому бытию в мире полноту
и осмысленность.
21.
В философии вырабатывается идеал, ккоторому должно быть направлено развитие
человечества.
Это движение к высшим человеческим
ценностям – истине, добру и красоте.
Античные философы рассматривали их в
неразрывном единстве. О союзе этих
категорий писал и Вл.Соловьев, подчеркивая,
что в отрыве друг от друга добро есть лишь
бессильный порыв, истина – пустое слово, а
красота – кумир.
22.
Истина проявляется как в разумности смыслажизни, так и в разумности путей и средств его
достижения.
Добро придает смысл жизни, утверждая интересы
каждого отдельного субъекта. Красота выражает
гармонию духовного и материального начал.
Это проявляется в осознании человеком себя как
части природы и тем самым внесения в нее
смысла, в установлении отношений
сотрудничества между людьми, в ориентации на
подлинно культурные ценности, в понимании
бытия каждого человека как органической части
Универсума.
23.
По структуре ценности подразделяются на:1. внутренние, составляющие ядро культуры
2. периферийные;
По модальности на:
1. позитивные
2. негативные;
По содержанию:
1. религиозные
2. Моральные
3. Эстетические
4. Экономические
5. Социальные
6. политические.
24.
Классификация ценностей поносителю:
1) Общечеловеческие.
2) Национальные
3) Групповые
4) Индивидуальные или личностные.
25.
Классификация ценностей попространственно-временному принципу:
- сиюминутные, повседневные – отличаются
краткостью значения в пространственно-временном
бытии человека;
- исторические (исторические идеалы) – имеют
важное значение для определения длительности
бытия в процессе истории;
- вечные (любовь, дружба, знание) – всегда лежат в
основании человеческого рода, никогда не исчезают
(наука, знание, свобода).
26.
Можно также разделить ценности на:- традиционные, ориентированные на сохранение и
воспроизводство сложившихся норм и целей жизни;
- современные, возникшие под влиянием изменений в
общественной жизни;
- базовые, характеризующие основные ориентации людей в
жизни и основных сферах деятельности. Формируются в
процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно
стабильными;
- терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы
жизни);
- инструментальные (одобряемые в данном обществе средства
достижения целей);
• Возможна также иерархия от низших ценностей к высшим.
27.
Существуют ценности, характеризующиеисторическую эпоху, социально-экономический
уклад, нацию, а также специфические ценности
профессиональных и демографических групп
(например, пенсионеров, молодежи) и других
объединений людей, в том числе групп с
асоциальной направленностью.
Неоднородность социальной структуры общества
приводит к сосуществованию в нем в любой
исторический отрезок времени различных, иногда
даже противоречивых ценностей.
28.
Точки зрения на понятие ценности:• 1. Ценность как предмет, имеющий какую-либо
пользу и способный удовлетворить ту или иную
потребность человека
• 2. Ценность как идеал (высшая цель стремлений).
• 3. Ценность как норма, т.е. правило, образец,
представление об оптимальной и целесообразной
деятельности, продиктованное единообразными и
стабильными условиями.
• 4. Ценность как значимость чего-либо вообще для
человека и общества.
29.
Ценность - это свойство предмета илиявления иметь значение для людей в
культурном, общественном или
личностном отношениях. Ценность - это
единство объективного и субъективного.
Наглядно эту взаимосвязь объективного и
субъективного можно показать так:
температура воздуха 40 градусов - это
объективная характеристика; "жарко" - это
субъективная оценка этой температуры; а
"тепло" как условие жизни - это ценность
30.
Оценка - суждение о значениипредмета или явления для людей,
вступающих с ними в оценочные
отношения.
Впервые эту категорию ввел
немецкий философ Генрих
Риккерт (1863 – 1936).
31. Ценность и истина
Истина есть одна из важнейшихценностей, научное познание должно
быть истинным, истина выступает
идеалом и нормой научного
познания. Но и сама ценность
должна быть объективной, т.е.
истинной, общезначимой.
32. Ценность и норма
Ценности обусловливают существование иприменение норм, оправдывают и придают им смысл.
Например, жизнь человека – ценность, а её охрана – норма.
В обществе одни ценности могут вступать в конфликт
с другими, хотя те и другие одинаково признаются в
качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт
вступают не только нормы одного, но также разных
типов, например, религиозные и патриотические:
верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий»,
предлагают идти на фронт и убивать врагов.
33.
Моральные и нравственные ценностиМоральные ценности (принципы морали)
1) предельно широкие требования к
поведению личности, поддерживаемые
мнением социальной группы или
общества в целом (гуманизм,
коллективизм, индивидуализм);
2) исходные положения, на основе
которых строится вся мораль, всё
моральное поведение человека.
34.
Категории морали:1) добро (всё, что является моральным,
нравственно должным) и зло;
2) долг (личностное ответственное
следование нравственным ценностям);
совесть (способность личности
осознавать свой долг перед людьми);
3) честь и достоинство личности
(наличие у личности благородства,
готовности к самоотверженности);
4) счастье.
35.
Ценности выступают интегративнойосновой как для отдельно взятого
индивида, так и для любой малой или
большой социальной группы, вплоть
до человечества в целом.
Разрушение ценностной основы
неминуемо ведет к кризису, выход из
которого возможен только на пути
обретения новых ценностей.
36. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории философской мысли проблемаценностей отнесена непосредственно к
фундаментальным определениям человека, а
поэтому причислена к разряду «вечных»
проблем. Ее по-своему, с разным успехом
пытались обосновать различные философские
школы и направления. В разное время разные
философы пытались составить свое
понимание ценностей. И каждая эпоха
вкладывала свой особый смысл в это
понимание.
37. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Классификация ценностей может быть проведена поразным основаниям и в зависимости от этого можно
выделить материальные и духовные, внутренние и
периферийные, позитивные и негативные, религиозные,
моральные, эстетические, социальные, политические.
Ценности не являются чем-то постоянным, они
постоянно эволюционируют, изменяются приоритеты
ценностей. В результате развития общества одни
ценности обесцениваются, другие выдвигаются им на
смену.
Система ценностей является стержнем культуры общества,
объединяющее звено всех отраслей культуры, всех форм
общественного сознания.
38.
Моральные ценностиПри всем разнообразии подходов к
определению системы этических
категорий можно выделить
общепризнанные, наиболее важные в
теоретическом и практическом
отношении категории
39.
Моральные ценности- добро и зло;
– благо;
– справедливость;
– долг;
– совесть;
– ответственность;
– достоинство и честь.
Так же к моральным ценностям смысл жизни,
счастье и др.
40.
Добро и злоДобро – категория этики, объединяющая все,
имеющее положительное нравственное
значение, отвечающее требованиям
нравственности, служащее отграничению
нравственного от безнравственного,
противостоящего злу.
Со времен древности добро и зло
истолковывались как две силы, господствующие
над миром, надприродные, безличностные.
41.
Добро и злоРелигиозная этика видит добро как выражение
разума или воли Бога. В различных учениях добро
принято выводить из природы человека, из
общественной пользы, из космического закона или
мировой идеи и т. д. Само определение добра
достаточно сложно. Некоторые ученые
отказываются от попытки дать определение добра,
указывая, что это верховная, исходная и конечная
категория, которая не может быть охвачена какойлибо дефиницией.
42.
Добро и злоЗло – категория этики, по своему содержанию
противоположная добру, обобщенно выражающая
представление о безнравственном, противоречащем
требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это
общая абстрактная характеристика отрицательных
моральных качеств.
Моральное зло следует отличать от социального зла
(противоположности блага). Моральное зло имеет место
тогда, когда оно – проявление воли определенного лица,
группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло
оценивают отрицательные поступки людей.
43.
Добро и злоПроисхождение зла объясняется по-разному. В
религиозных учениях зло – фатальная
неизбежность человеческого существования.
Иммануил Кант считал зло необходимым
следствием чувственной природы человека.
Французские просветители объясняли зло
результатом непонимания человеком своей
подлинной природы. Марксисты связывают зло с
антогонистическим устройством общества.
44.
Добро и злоС категорией добра связано и такое
понятие, как добродетель –
устойчивые положительные качества
личности, указывающие на ее
моральную ценность. Добродетели
противостоит порок.
45.
Долг и совестьДолг – категория этики, означающая отношение
личности к обществу, другим людям,
выражающееся в нравственной обязанности по
отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу,
которую человек формулирует для себя сам на
основании нравственных требований,
обращенных ко всем. Это личная задача
конкретного лица в конкретной ситуации.
46.
Долг и совестьДолг может быть социальным:
патриотический,
воинский,
долг врача,
долг судьи,
долг следователя и т. п.
47.
Долг и совестьДолг личный:
- родительский,
- сыновний,
- супружеский,
- товарищеский и пр.
48.
Долг и совестьСовесть иногда называют другой стороной долга. Совесть
– самооценивающее чувство, переживание, один из
древнейших интимно-личностных регуляторов поведения
людей.
Совесть – категория, характеризующая способность
человека осуществлять нравственный самоконтроль,
внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего
поведения требованиям нравственности, самостоятельно
формулировать для себя нравственные задачи и требовать
от себя их выполнения.
49.
Долг и совестьСовесть – субъективное осознание
личностью своего долга и ответственности
перед обществом, другими людьми,
выступающее как долг и ответственность
перед самим собой.
50.
Долг и совестьЧувство совести ограждает человека от
дурного, порочного, стимулирует
благородство, ответственность – люди
нередко апеллируют к собственной совести
и к совести других, дают оценку себе и
другим, используя понятия "чистая совесть",
"нечистая совесть", "уснувшая совесть",
"совестливый человек", "бессовестный",
"угрызения совести" т. п.
51.
Честь и достоинствоЧесть включает в себя моменты осознания
индивидом своего общественного значения и
признания этого значения со стороны общества.
Будучи формой проявления отношения индивида к
себе и общества к индивиду, честь
соответствующим образом регулирует поведение
человека и отношение к нему со стороны
окружающих.
52.
Честь и достоинствоЧесть основывается на дифференцированной
оценке людей.
Различаются национальная, профессиональная,
коллективная и индивидуальная честь.
Честь — это положительная социальнонравственная оценка человека или учреждения,
авторитет, репутация; это одно из главных
нравственных качеств, высшая степень честности,
порядочности и благородства.
53.
Честь и достоинствоЧесть и достоинство — категории самооценки и
оценки со стороны окружающих, составляющих
важное измерение человеческого бытия, его
ценностное и смысловое наполнение.
54.
Честь и достоинствоЧесть — категория, означающая моральную
оценку индивида со стороны общества, а также
самооценку человека.
55.
Честь и достоинствоДостоинство — одно из нематериальных благ,
принадлежащих человеку от рождения, оно
неотчуждаемо и непередаваемо. Человек,
обладающий положительными нравственными
качествами, становится ценностью в глазах других
людей и в своих собственных глазах. На этих оценках
основывается самосознание человека и определяется
его идентичность. Значимость человека поднимается
или уменьшается в зависимости от того, насколько
нравственные ценности стали для него правилами,
вошли в его внутренний мир.
56.
Насилие и ненасилиеНасилие – это общественное
отношение, в ходе которого одни
индивиды (группы) с помощью
внешнего принуждения,
представляющего угрозу жизни,
подчиняют себе других, их
способности, производительные силы,
собственность
57.
Насилие и ненасилиеВ понимании феномена насилия есть
два крайних подхода - широкий
(абсолютистский) и узкий
(прагматический), каждый из которых
имеет свои преимущества и
недостатки.
58.
Насилие и ненасилиеВ широком смысле под насилием
понимается подавление человека во всех
его разновидностях и формах - не только
прямое, но и косвенное, не только
физическое, но и экономическое, и
политическое, и психологическое, и всякое
иное.
59.
Насилие и ненасилиеВ узком смысле насилие обычно сводится к
физическому и экономическому ущербу,
который люди наносят друг другу, и оно
понимается как телесные повреждения,
убийства, ограбления, поджоги и т.п.
60.
Насилие и ненасилиеНасилие есть один из способов, обеспечивающих господство,
власть человека над человеком. Основания, в силу которых
одна воля господствует, властвует над другой, подменяет ее,
принимает за нее решения, могут быть разными:
а) некое реальное превосходство в состоянии воли типичный случай: патерналистская власть, власть отца;
б) предварительный взаимный договор - типичный случай:
власть закона и законных правителей;
в) насилие - типичный случай: власть оккупанта, завоевателя,
насильника.
61.
Насилие и ненасилиеНасилие - не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и
собственности, а такое принуждение и такой ущерб, которые
осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они
направлены. В понятии насилия существенно важными
являются два момента:
а) то, что одна воля пресекает другую волю или подчиняет ее
себе;
б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего
воздействия, физического принуждения.
62.
Насилие и ненасилиеПринцип ненасилия гласит: Во всех случаях
действуй ненасильственно. Ненасильственные
действия надо совершать не в силу их
необходимости, а потому что они таковы.
Ненасилие призывает нас к поиску и созиданию
новых форм отношений с другими. Главное в том, в
чем мы сходны со всеми людьми, – в способности к
добру и моральному совершенствованию. Менее
важны различия по расе, полу, классу, религии,
национальности
63.
Насилие и ненасилиеСамо существование, человечества
доказывает, что ненасилие превалирует над
насилием. Превалирование ненасилия существенная основа жизни вообще.
Особенность человеческой формы жизни
состоит в том, что преодоление насилия
становится сознательным усилием и
целенаправленной деятельностью.
64.
Насилие и ненасилиеПо вопросу о приемлемости насилия в обществе
существуют различные точки зрения:
1) Нравственное оправдание насилия (в трудах Ницше и
французского анархо-синдикалиста Жоржа Сореля).
2) частичное оправдание насилия в рамках общего
отрицательного отношения к нему (более
распространенная позиция). Насилие оправдывается,
например, как жертва во имя будущего, или как
возможность предотвращения большего насилия, или
когда насилие может служить благой цели.
3) ненасилие, т.е. неприемлемость насилия и его запрет.
65.
Насилие и ненасилиеИдеи ненасилия содержатся во всех
религиях и культурах мира. Философские
учения и религии Востока (индуизм,
буддизм, даосизм) подчеркивают
внутреннее преображение в результате
освобождения от насилия. Западные
религии и философия придают большее
значение внешнему освобождению и
практическим делам.
66.
Страдание и состраданиеСумма страданий души
пропорциональна степени
ее совершенства.
67.
Страдание и состраданиеВ различных религиозных и философских учениях
понятия «Страдание» и «Сострадание»
определяются более или менее одинаково.
Под страданием понимается физическая или
нравственная мука, боль. Страдающий человек
испытывает чувства, описываемые Вл. Далем
словами: бедовать, мучиться, маяться, скорбеть,
тосковать, болеть телом и душой, приходить в
упадок.
68.
Страдание и состраданиеСострадание определяется как жалость,
сочувствие, вызываемое несчастьем,
муками другого человека, как «печаль при
виде бедствия, которое может повлечь за
собой гибель или вред и которое постигает
человека, этого не заслуживающего»
(Аристотель).
69.
Страдание и сострадание в историифилософской мысли
На заре духовной жизни человечества мыслители древней
Индии сформулировали «закон кармы», согласно которому
каждый человек получает воздаяние соответственно своим
хорошим и плохим поступкам. Уже брахманизм учил, что
страдание является наказанием за грехи прошлых
воплощений. Буддизм придал этой мысли абсолютное
значение и в учении Будды о «четырех благородных истинах»
провозгласил, что человек самим фактом жизни во всех ее
проявлениях обречен на страдания. Поэтому большинство
философских систем Древней Индии видели главную цель
жизни человека в достижении состояния нирваны, в
избавлении от страданий как главного атрибута жизни.
70.
Страдание и сострадание в историифилософской мысли
В западном античном мировосприятии вопрос об особом
смысле страдания практически не ставился. Только
Аристотель в «Никомаховой этике» пишет: «Все, однако,
согласны, что страдание — зло и что его избегают; оно
является злом либо в безотносительном смысле, либо как
препятствие для чего-то».
Того, кто стойко переносит страдания, Аристотель называет
мужественным: «Мужество сопряжено со страданиями и ему
по праву воздают хвалу; в самом деле, переносить страдания
тяжелей, чем воздерживаться от удовольствий».
71.
Страдание и сострадание в историифилософской мысли
Интересна позиция Аристотеля по вопросу о
сострадании.
По его мнению, сострадание следует испытывать к
«близким нам», «нашим», «когда с ними случается
все то, чего мы боимся для самих себя».
К состраданию способны люди, уже пострадавшие
и избежавшие гибели, а также те, кто считает
других хорошими людьми, не заслуживающими
несчастья.
72.
Страдание и сострадание в историифилософской мысли
В христианском учении главными источниками страдания
являются: мучения тела и души от внешнего насилия,
мучения тела от болезней и мучения духа из-за грехов мира.
Возможны два ответа на эти страдания — либо человек
смиренно принимает их и преображает в средство своего
спасения, либо страдания побеждают его, и, не видя для себя
выхода, он начинает хулить Бога и умирает как физически, так
и духовно.
С христианской точки зрения, болезнь, смерть и страдание
присутствуют в мире как результат грехопадения людей. До
этого их в мире не было. Страдания приносит в мир человек,
когда он грешит и разрушает себя злом.
73.
Страдание и сострадание в историифилософской мысли
И. Кант определяет страдание как чувственное неудовольствие,
вызванное чем-то неприятным и затрудняющее жизнь. Природа
сделала страдание стимулом к деятельности, неизбежно толкающим
человека к лучшему. В жизни человека между периодами
удовольствия всегда появляются моменты страдания. В антагонизме
страдания и удовольствия первичным является страдание. Без него
не было бы жизни как таковой. Кант не отрицает, что сострадание
следует культивировать, но, по его мнению, оно не является
моральным в подлинном смысле этого слова, ибо испытывается
человеком лишь на основе его чувственной природы. Кроме того,
оно только увеличивает количество страдания, прибавляя к горю
страдающего еще и горе сострадающего.
74.
Страдание и сострадание в историифилософской мысли
А. Шопенгауэр видит в сострадании опыт непосредственного
проникновения в чужое Я, слияния с ним. Способность к
состраданию он рассматривает как одно из трех проявлений
моральности человека (наряду со справедливостью и
человеколюбием). Шопенгауэр превращает сострадание в
краеугольный камень этики, распространяя его даже на
отношение человека к животным.
«...Чем больше человек страдает, тем скорее достигает он
истинной цели жизни, чем счастливее он живет, тем дальше
от него эта цель…»
75.
Страдание и сострадание в историифилософской мысли
Бердяев выделяет два вида страданий: одни связаны с
социальными причинами и преодолеваются изменением
социального строя, развитием научного знания; другие с
трагической основой жизни, и они не устранимы никакими
социальными преобразованиями. Сострадание Бердяев
определяет как «соединение со страдающей тварью в ее
богооставленности», то есть в ее страдании. В этом он видит
главный парадокс христианской этики: нужно сочувствовать и
сострадать ближнему, облегчать его страдания и вместе с тем
понимать, что страдания эти являются результатом греха.
76.
Страдание и состраданиеПо мнению Э. Фромма, всеобщий
характер страдания в XX веке привел
к тому, что в современном обществе
выработался синдром привыкания к
страданию — как собственному, так и
чужому, и, как следствие, значительно
снизилась способность человека к
сопереживанию.
77.
Страдание и состраданиеНо не только равнодушие к чужому
страданию может стать негативной
реакцией на свое собственное страдание.
Еще более опасными являются
озлобленность, агрессивность, жестокость,
мстительность, выражающиеся формулой:
«Если я страдал, то пусть пострадают и
другие». Подобное отношение к страданию
сегодня довольно широко распространено
78.
Страдание и состраданиеименно «всеобщий характер страдания»
дает человеку надежду на достойный
выход. Как отмечают многие философы и
писатели, страдающий человек находит
утешение в человеческой солидарности: он
может облегчить собственные страдания,
испытывая сострадание к другим.
79.
Любовь как высшая ценностьЛюбовь – нравственно-эстетическое чувство,
которому присущи бескорыстность,
самозабвенность, самоотдача, идеализация,
стремление к своему объекту.
Как особая нравственная категория
рассматривается в религиях (христианство, ислам),
в суфизме, в персонализме, а также у Платона
(приобщение к миру подлинных сущностей),
Августина Блаженного («познаем настолько,
насколько любим») и др. философов.
80.
Любовь как высшая ценностьИзначальней всего
остального - любовь.
81.
Любовь как высшая ценностьЭрих Фромм считал, что любовь – путь
познания «тайны человека». Он различал
виды любви:
- Братская,
- Материнская,
- Эротическая,
- Любовь к себе,
- Любовь к Богу.
82.
Любовь как высшая ценностьШесть разновидностей любви:
Любовь-сторге (доверие, дружба, душевная близость,
понимание, умение ждать и прощать); Любовь-агапе
(обожание, альтруизм, самоотречение, асексуальность);
Любовь-эрос (страсть, эмоциональное безрассудство,
зависимость от любимого человека); Любовь-мания (тревога,
тоска, ревность, недоверие, эгоцентризм); Любовь-прагма
(благоразумие, расчет, полная совместимость); Людус, или
Любовь-игра (беззаботность, мимолетность, изысканные
наслаждения души и тела).
83.
Любовь как высшая ценностьЛюбовь – это не только высшая
моральная ценность, но и реальное
земное отношение, и влечение, и
относительно самостоятельное
стремление, и потребность, и в этом
качестве – высшая форма
межличностного общения.