Образовательная настольная игра «Сказки Ивана да Марьи» позволит участникам в игровой занимательной форме более глубоко и
ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СКАЗКИ: 
Изображения на карточках
Примерное содержание карточек
Примерное содержание карточек -помощников
Результаты творческого проекта:
4.90M
Категория: ЛитератураЛитература

Сказки Ивана да Марьи. Образовательная настольная игра

1.

Образовательная настольная
игра
Сказки Ивана да
Марьи
Авт ор: Ковт ун Юлия Анат ольевна,
Учит ель изобразит ельного искусст ва,
МХК, краеведения
Красноярский край, г. Ачинск, МБОУ «Средняя школа №6»
2020 год

2. Образовательная настольная игра «Сказки Ивана да Марьи» позволит участникам в игровой занимательной форме более глубоко и

осознанно познакомиться с
персонажами русских народных сказок, традициями русского фольклора, правилами
построения сюжета русских сказок, повысить интерес к изучению отечественной литературы.
Цель образовательной настольной игры: создание образовательно-развивающей
ситуации, направленной на развитие умений по сочинению сказок на основе
предложенного материала с использованием традиций русского фольклора.
Задачи образовательной настольной игры «Сказки Ивана да Марьи»:
1. Вызвать интерес к изучению русского фольклора;
2. Расширить знания учащихся в области устного народного творчества, особенностям
культурных традиций многонациональной страны на основе знакомства с русскими
народными и авторскими сказками, былинами и их персонажами;
3. Обучить приемам сказительства и умению составлять логически последовательный рассказ
сказочного содержания;
4. Развить умение составлять русскую сказку по её законам с обязательным использованием
основных её составляющих: зачин, присказка, концовка;
5. Учить употреблять в речи специфические устойчивые словосочетания, эпитеты, метафоры
и т.п.
6. Способствовать развитию творческого потенциала, познавательного интереса и кругозора
учащихся;
7. Формировать у игроков уважительное отношение к культурно-историческому прошлому
своего народа, патриотизм, понимание причастности к судьбе своего отечества.
Целевая аудитория: учащиеся 1-11 классов, воспитанники детских садов, студенты,
родители , педагоги.

3.

Образовательная настольная игра
Оборудование: Коробка с ячейками, в которых находятся 8 видов
карточек: по 8-12 карточек каждого цвета, буклет с описанием правил
игры.
ЦВЕТА КАРТОЧЕК И ИХ СОДЕРЖАНИЕ:
Ярко-зелёный:
Зачин
Светло-жёлтый
Присказка
Красный
Положительный главный герой
Светло-синий
Отрицательный герой
Желтый
Второстепенный герой
Розовый
Волшебные предметы
Голубой
Слова-помощники
Зелёный
Концовка

4.

Видеоролик к запуску проекта «Сказки
Ивана да Марьи»: На уроке литературы…

5.

АННОТАЦИЯ
Современное образование направлено на воспитание полноценного гражданина, патриота своей Родины,
обладающего высокими моральными качествами и имеющего стойкие нравственные ценностные
ориентиры. Стал актуальным вопрос о формировании у подрастающего поколения уважительного
отношения к народному, культурному и духовному наследию России. Исследователями сделаны
печальные выводы о том, что российским школьникам больше знакома зарубежная культура, чем
собственная. Так повсеместно, в том числе в школах, празднуется День Святого Валентина, но мало кто
знает о празднике Петра и Февроньи, ставшими примером супружеской любви и верности, не понимают
значимости сказочных повествований о супружеской чете Иване да Марье. Дети и подростки с одной
стороны не видят важности и необходимости знать и ценить свои «корни», а с другой – должны иметь
возможности для их изучения. У школьников стираются границы оценивания этих важных нравственных
норм, наблюдается отсутствие собственной точки зрения и как следствие происходит потеря
нравственных, этических ориентиров. Кроме того, происходит «обеднение» русского языка, многие
исконно русские слова и выражения заменяются словами иностранного происхождения не имеющие
ничего общего с нашей культурой.
Для того, чтобы определить уровень знаний учащихся в обрасти русских народных сказок и народного
фольклора мной было проведено анкетирование среди учащихся 5-х классов. Как оказалось, они плохо
помнят имена персонажей русских легенд и сказок, не всегда могут воспроизвести сюжет или его часть,
казалось бы известной русской народной сказки, с затруднениями отличают народную сказку от
авторской. Так, из числа опрошенных пятиклассников 11% не имеют любимой сказки, 35% учащихся не
могут дать сказочным персонажам характеристику (добрый, злой, глупый, жадный,..), не различают
народные сказки и авторские 88%, хотя 66% упоминают в ответах имена героев русских сказок. Вывод:
школьники имеют не достаточный уровень знании о устном народном творчестве своей страны, лучше
ориентируются в сюжетах иностранных сказок, комиксов, мультипликационных фильмов, а без знаний
своей культуры, традиций, корней, по нашему мнению, не возможно воспитать полноценного гражданина
и патриота своей Родины. Поэтому считаю важно знакомить подрастающее поколение с литературным
наследием России как частью их культурного достояния и мирового наследия в целом используя
интерактивные технологии.

6.

ПРАВИЛА ИГРЫ:
1.Игра проводится в сопровождении ведущего.
Первоначально ведущий проводит краткую вступительную
беседу об особенностях игры и основных правилах (см.
«Сказочные премудрости», «Опорные вопросы»), помогает с
составлением сказки. В последующие игры вводная беседа не
обязательна, ведущего можно выбирать из игроков-участников.
2. Участник берет из коробки по одной карточке каждого цвета,
переворачивает карточки, расставляет их в нужном (по его
мнению) порядке, изучает их содержание: рассматривает
персонажей, читает предложенный текст, обдумывает сюжет
сказки с выбранными персонажами.
3. Игрок озвучивает ведущему и слушателям свой вариант
сказки. В случае, если игрок затрудняется с составлением
сказки, ведущий задаёт ему наводящие вопросы, помогает
составить отдельные фразы, обращает внимание игрока на
вышеперечисленные правила (см. «Сказочные премудрости»)
и карточки-помощники голубого цвета.
4. По окончании выступления происходит обсуждение
составленной сказки с ведущим и слушателями.

7.

1. Игрок берёт из коробки
по одной карточке
каждого цвета (7 штук) и
1-4 штуки голубого цвета
(слова-помощники)
2. Игрок располагает
карточки в логической
последовательности.
Начитает рассказывать
сказку продумывая
сюжетную линию,
смысловые связки и т.д.
Дополнительно
использует при
составлении сказки
содержание голубых
карточек.

8.

ВАРИАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:
Правила игры можно определять самостоятельно по
договоренности с ведущим:
Индивидуальная игра (1 человек)
Парная игра (2 человека)
Командные соревнования
Игра с подсчетом очков
Возможность выбрать не одну карточку определённого
цвета, а несколько (например: 2-3 положительных героя)
Для младшего возраста (8-12 лет) возможность не брать
карточки голубого цвета
Для более старшего возраста (с 13 лет и далее)
обязательное использование слов-помощников с карточек
голубого цвета не менее 3 шт.
Возможность не брать карточки жёлтого и розового
цвета, а определять персонажей и волшебные предметы
самостоятельно и т.п.

9.

СКАЗОЧНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ:
I.Сказка имеет структуру с некоторыми вариациями: зачин,
присказка, развитие сюжета, кульминация, мораль, концовка.
II.Ритм русской народной сказки неторопливый, напевный
(Испекли мы каравай – рыхлый да мягкий, изукрасили разными
узорами мудрёными)
III.Сказка строится по принципу контраста (злой-добрый)
IV.Имеются главные, второстепенные герои. Персонажи
сказки преодолевая ряд препятствий на пути достижения цели
используют волшебные предметы, сказочных существ
V.Употребляются повторы, синонимичные выражения (подумал
– подумал; шёл-шёл; путь-дорога; царство-государство)
VI.Сказочные числа: 3, 7,9,12
VII.Сказочные формулы: зачины, присказки, концовки, обороты
речи, устойчивые выражения, эпитеты.
VIII.Частью сказки могут являться: песни героев, страдания,
плачь, диалоги.

10. ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СКАЗКИ: 

• Кто?
ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ
СОСТАВЛЕНИИ СКАЗКИ:
• С кем?
• Куда?
• Против кого или зачем?
• С помощью чего?
• Что сделали?
• Чем всё закончилось?

11. Изображения на карточках

Положительный
герой
Отрицательный
герой
Волшебный
предмет
Второстепенный
герой

12. Примерное содержание карточек

Зачин
Присказка
Концовка
В некотором царстве, в
некотором государстве…
Это не сказка, а
присказка, сказка ещё
впереди
Стали они жить
поживать да
добра наживать!
В тридевятом царстве, в
Скоро сказка
тридесятом государстве… сказывается, да не
скоро дело делается
И я там был,
мёд-пиво пил,
по усам текло, а
в рот не попало!
В то давнее время, когда
мир божий наполнен был
лешими, ведьмами да
русалками, когда реки
текли молочные, берега
были кисельные, а по
полям летали жареные
куропатки…
Вам – сказку, а
мне – бубликов
связку, гречневой
кашки в
крашеной чашке,
масла горшок да
горячий
пирожок!
Начинается ,
починается добрая
повесть от Сивка от
Бурка , от вещего
Каурка . Это не сказка
, а присказка . Сказка
будет в субботу ,
когда поешь мягкого
хлеба

13. Примерное содержание карточек -помощников

Примерное содержание карточек помощников
Слова-помощники, обозначающие
место событий:
Слова-помощники, обозначающие
сказочные образы, предметы:
Чисто поле
Слеза горючая
Зелёный луг
Буйный ветер
Дремучий лес
Вода студёная
Море синее
Сизокрылый орёл
Море-окиян
Берёза (белоствольная, кудрявая,
стройная)
Белокаменные палаты
Поле (чистое, широкое)
За горами, за лесами…
По горам, по долам…
На Калиновом мосту, на реке
Смородине
Меч (кладинец, булатный, острый)
Быстра реченька

14.

Представление образовательной настольной
игры «Сказки Ивана да Марья»:
Ачинский краеведческий музеяй им. Д.С. Каргаполова («Ночь в
музее»2018г.),
Межрайонный фестивалеь ДПИ и народного творчества «Параскева
Пятница» на базе МБОУ «Средняя школа №6» г. Ачинска 2017, 2018гг,
Пришкольный оздоровительный летний лагерь «Радуга»2017-2019гг,
Ачинский музейно-выставочный центр («Ночь искусств» 2018г.)
Школа интенсивного развития «Лестница успеха» на базе МБОУ
«Средняя школа №6» г. Ачинска 2017-2019гг.
Ачинский Арбат 2017-2018гг.

15. Результаты творческого проекта:


Проведя ряд игр на образовательных площадках с
различными категориями участников можно сделать вывод о
том, что поставленная цель достигнута.
Дети, подростки и взрослые с большим интересом
участвуют в игре: вспоминают героев русских сказок, их
характеристики, внешний вид, поступки; стараются
использовать как можно больше словосочетаний и оборотов
речи свойственных русским народным сказкам; составляют
предложения более развернуто, употребляя больше
прилагательных, сравнения, эпитеты, синонимические
повторения; опираясь на вспомогательную информацию по
составлению сказок (карточки-помощники, «Сказочные
премудрости», опорные вопросы) у игроков получается
логически выстроенное повествование собственного
сочинения, но со всеми элементами сюжета и структуры
русских сказок.
Непринужденная игровая атмосфера, красочное оформление
игры способствуют поддержанию мотивации участников к
более глубокому изучению русской культуры, традиций,
отечественного фольклора.
English     Русский Правила