Похожие презентации:
"Снегурочка" Александр Николаевич Островский
1.
СнегурочкаАлександр Николаевич Островский
Виктор Михайлович Васнецов
Николай Андреевич Римский-Корсаков
2.
«А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, чтоесть. Молитва русская и мудрость, мудрость
пророка»
В. М. Васнецов
Портрет А.Н.
Островского
Василий Перов (1877)
В 1873 году А.Н.Островский создаёт
одно из самых задушевных и поэтических
произведений – «весеннюю сказку»
«Снегурочка». Сказочное царство берендеев в
ней –это мир без насилия, обмана и угнетения. В
нём торжествует добро, правда и красота, а
потому искусство слилось и растворилось тут в
повседневности, стало источником жизни.
В этой сказке – утопия Островского о
братской жизни людей друг с другом,
вытекающая из крестьянского идеала жизни
миром.
Ю. Лебедев
3.
Фольклорные источники «Снегурочки»Работая над пьесой, Островский внимательно изучал
фольклорные, исторические, этнографические источники:
Бирючи
• Народные сказки
(«Русские народные
сказки» А.Н.Афанасьева
и его труды по русской
мифологии
«Поэтические воззрения
славян на природу»),
• обрядовую поэзию;
• народные заговоры
(клич бирючей –
свадебный приговор
Владимирской
губернии);
• народные песни.
4.
Снегурочка и русская литературная сказкаЖанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен.
«Весенняя сказка» «Снегурочка»продолжает традицию русской
литературной сказки. Летом 1831 г. в Царском Селе произошло
знаменитое поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского, в
результате которого появились сказки-поэмы «Сказка о царе Салтане»
(Пушкина) и «Сказка о царе Берендее» (Жуковский).
Но в отличие от своих гениальных предшественников,
Островский создал произведение иного жанра – сказку-драму.
Неоднократно исследователи подчёркивали связь «Снегурочки» с
произведениями Шекспира «Сон в летнюю ночь», «Буря».
Наряду с мифологическими героями (Мороз, Весна, Прекрасная
Елена, отчасти Лель как сын Ярила) действуют герои реальные –
Мизгирь, Купава, Мураш, Бобыль, Бобылиха и др.
Однако сказочные герои наделяются реальными чертами, а
герои немифологические имеют сказочные черты: сказкой
Островский одухотворяет повседневность.
5.
Жители царства берендеев - герои сказки вымышлены, но если мы обратимся кистокам создания пьесы, то увидим лежащий в основе реалистический мир древнего
русского народа.
6.
Пролог. Эскиз декорации. Васнецов В.М.Несомненно, что Александр
Островский, предки
которого - люди Северной
Руси, знали поэтическое
народное предание о
берендеевом царстве,
бытовавшее среди жителей
Переяславля-Залесского.
Невдалеке от городка
находилось знаменитое
Берендеево болото, бывшее
когда-то озером. Посреди
болота на острове были
остатки древнего поселения
– городища.
Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое
племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь.
7.
Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации,1885
В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта
крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном
достатке:
Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава.
8.
"Типы русской красоты, солидной,которая меряется саженью и особенным
каким-то широким вкусом...
Берендейки
красавицы без всякого упрека, то есть со
стороны красоты... учтивость русская,
обворожительная, с улыбкой; без
заграничного лоску, а так в душу лезет, да и
на поди… Что за типы, что за красавицы
женщины и девочки. Вот где я об земь
бился и разрывался пополам"...
.
Брусила и берендеи ребята
А.Островский о впечатлениях после
Переяславля.
9.
Дед Мороз и Весна - родители СнегурочкиВ пьесе противопоставлены два мира —
реальный и фантастический,
олицетворяющий, по словам композитора
Римского-Корсакова, «вечные,
периодически выступающие силы
природы».
Конфликт, скрывающийся в мире природы (холод –
тепло ) становится конфликтом внутри природы
человека: жить, не зная, что такое любовь, или,
узнав настоящую любовь, погибнуть.
На свете всё живое должно
любить.
10.
Снегурочка и ВеснаЯрилесолнцу —
«творческо
му началу,
вызывающе
му жизнь в
природе и
людях» —
враждебен
суровый
Мороз.
11.
Снегурочка и ЛельСнегурочка — холодное дитя Мороза и Весны
— всей душой тянется к людям, к солнцу.
Постепенно любовь и тепло торжествуют в ее
сердце, приводя к гибели.
В проснувшемся чувстве
Снегурочки и Мизгиря –
тожество человеческой
любви. Гибель Снегурочки
– трагически-прекрасный
символ, означающий конец
влияния Мороза на сердца
берендеев и торжество
Солнца.
Оптимистическая идея
пьесы — прославление
могущественных
животворных сил природы,
несущих людям счастье —
коренится в народной
поэзии. «Снегурочка»
воплощает вместе с тем
мысль о великой
преображающей силе
искусства.
12.
С её красой любви не знать?!Как тут не гневаться богам?.
Снегурочки прекрасная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Премудрый царь Берендей
Правдивый суд! Мороза порожденье –
Снегурочка погибла…
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу
13.
В.М. ВаснецовАвтопортрет. 1873
Вначале Васнецов оформил
спектакль «Снегурочка» по
пьесе Александра
Oстровского, поставленный
в январе 1882 года на
домашней сцене
Абрамцевского кружка.
Неожиданно для
художника "Снегурочка"
стала не только самым
задушевным его
произведением, но и
открытием нового
направления в русском
театрально-декоративном
искусстве.
14.
Когда в январе 1882 г."Снегурочку" ставили на
домашней сцене в
Абрамцеве, взрослые и
дети с увлечением сами
готовили костюмы; их
работой руководила
Е.Д.Поленова –
тонкий знаток и
ревностный
собиратель
крестьянского
искусства.
Роли исполняли тоже собственными силами.
В частности, В.Васнецов замечательно
сыграл Деда Мороза, а И.Репин – боярина
Бермяту.
Илья Ефимович Репин
15.
Купава и МизгирьКогда
М.Васнецова
спрашивали,
откуда взял он
такие чудесные
краски, он
отвечал так:
"...От народных
гуляний в Вятке,
в Москве, на
Девичьем поле,
от
переливчатой
игры жемчугов,
бисера, цветных
каменьев на
кокошниках,
телогрейках,
шубках и прочем
женском
одеянии,
которое видел и
у себя на
родине!.."
16.
Палаты царя Берендея. Эскиз декорации, 1885Используя
архитектурные
детали
древнерусского
зодчества, мотивы
русских народных
вышивок, резьбы и
росписи по дереву,
художник создал
гармоничный образ
сказочных царских
палат, превратив их в
яркое живописное
зрелище.
Глядя на эскиз декорации В. Васнецова "Палаты царя
Берендея", мы вспоминаем объяснение царем Берендеем
"палатного письма" скоморохам:
17.
Палатное письмо имеет смысл.Небесными кругами украшают
Подписчики в палатах потолки
Высокие; в простенках узких пишут,
Утеху глаз, лазоревы цветы
Меж травами зелеными; а турьи
Могучие и жилистые ноги
На притолках дверных, припечных турах,
Подножиях прямых столбов, на коих
Покоится тяжелых матиц груз.
В преддвериях, чтоб гости веселее
Вступали в дом, писцы живописуют
Таких, как вы, шутов и дураков...
(Действие II, явл. I)
18.
Главные герои сказки вэскизах В.М. Васнецова
представляют собой
колоритные народные
типы так же, как и
персонажи
эпизодические (бирючи,
бобыль Бакула и
Бобылиха). Даже
берендеи и берендейки
трактованы не как
безликие статисты.
Представлены в эскизах и
мизансцены бытового
характера: ссора
берендеевых "робят",
подгулявший Бакула,
которого тянет домой
Бобылиха.
Бобыль и Бобылиха
19.
Ярилина долина. Эскиз декорации. Васнецов В.М.А в 1885 году, в Русской частной опере Саввы Мамонтова, была поставлена опера
Римского-Корсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и костюмов тоже были
исполнены В.М. Васнецовым
20.
Музыка Римского-Корсакова к моей «Снегурочке»удивительна; я ничего не мог никогда себе
представить более к ней подходящего и так же
выражающего всю поэзию древнего языческого
культа и этой сперва снежно-холодной, а потом
неудержимо страстной героини сказки.
А.Островский
Н.А. Римский-Корсаков
Портрет кисти Валентина Серова.
В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А.
Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него
большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал
композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее
удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего
сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка,
Лель или Весна».
21.
Николай АндреевичРимский-Кораков
Опера сочинялась летом 1880 года в глухой
русской деревне. Композитор говорил
впоследствии, что ни одно произведение не
давалось ему с такой легкостью и
быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году
опера
была
завершена.
Премьера,
состоявшаяся 29 января (10 февраля)
следующего года на сцене Мариинского
театра, прошла с большим успехом.
На первом представлении оперы был
художник В.И.Суриков. Он "был вне себя от
восторга. Когда вышли бобыль и бобылиха и
с ними толпа берендеев с широкой
масленицей, с настоящей старинной козой,
когда заплясал бабец в белом мужицком
армяке, его широкая русская натура не
выдержала, и он разразился неистовыми
аплодисментами, подхваченными всем
театром".
Суриков, Василий Иванович
22.
В 1885 году в Русской частной опере СаввыМамонтова была поставлена опера РимскогоКорсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и
костюмов были исполнены
художником Виктором Васнецовым .
23.
М.. ВрубельЭту картину
художник
писал со
своей жены-Н.И. ЗабелыВрубель,
исполнявшей
партию
снегурочки в
одноимённой
опере
РимскагоКорсакова
24.
• Царство добрых берендеев – упрёк современному обществу,враждебному сказке, положившему в своё основание эгоизм и расчёт.
В «Снегурочке» именно стужа людских сердец приносит горе
берендеям. Меркнул лучи животворящего Ярилы- Солнца,
охлаждаются люди по отношению друг к другу. Любовь Снегурочки –
искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву бог солнца Ярила
сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и
любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасёт
человечество – такова вера Островского, такова лучшая из его надежд.
• С позиций нравственных ценностей, открытых в «Снегурочке»,
оценивал Островский жизнь эпохи 70-х годов, где над всеми
человеческими отношениями начинали господствовать деньги и
векселя, где люди поделились на волков и овец.
Ю.В.Лебедев
25.
Абрамцево (музей-заповедник)• Село известно с XVII века. В 1843 усадьба
Абрамцево была куплена
писателем С. Т. Аксаковым[1]. К нему в Абрамцево
приезжалиН. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев и
другие. В 1870—1900 усадьба
принадлежала С. И. Мамонтову. В этот период в
усадьбе часто бывали и работали многие
художники и артисты —
В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Реп
ин, М. В. Нестеров,И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф.
И. Шаляпин, М. Н. Ермолова. В советское время
вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников.