Презентация по теме «Музыка и литература в залах картинной галереи»
Январь
Камелек
Февраль
Масленица
Март
Жаворонок
апрель
Подснежник
Май
Белая ночь
Июнь
Гондольер на море ночью
Июль
Сенокос
Август
Жатва
Сентябрь
Охота
Октябрь
Времена года: Осень
Ноябрь
Тройка
Декабрь
Святочные гулянья
Вывод
3.25M

Музыка и литература в залах картинной галереи

1. Презентация по теме «Музыка и литература в залах картинной галереи»

«Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,Способен на обман, измену,
подлость,
Темны, как ночь души его движенья,
И мысли все угрюмы, как Эреб.
Не верь такому»-
эти слова
принадлежат не музыканту,
а поэту, великому Шекспиру.

2.

3. Январь

Фортепианный цикл Чайковского «Времена года» может стать прекрасным
музыкальным фоном для чтения стихов русских поэтов о природе, а также для более
точного восприятия картин. Например к исполнение « январь у камелька» по моему
мнению очень подходит для стихотворения Лары Ищенко и для картины Тамары
Ворониной.
Ярко светится в камине огонёк.
От горящих углей в комнате светло.
Жаль, что ласковое слово *камелёк*
Навсегда из речи в прошлое ушло.
У камина и уютно и тепло.
Пьеса чудная по радио звучит.
Еле слышно, как в оконное стекло
Вьюга снежная тихонечко стучит.
Будто ласковый, негромкий голосок
Что-то важное рассказывает мне.
Затухает постепенно уголёк.
Тени мягкие играют на стене.
А мелодия таинственна теперь.
В звуках жалоба и горький плач порой.
Так тревожно стало: отворится дверь
И нарушит страшный кто-то наш покой.
Затихает пьеса - беспокойства нет.
Кода в ней нетороплива и нежна.
Только все равно тревоги след
Легкой тенью нам оставила она...

4. Камелек

5. Февраль

6. Масленица

К композиции «февраль, масленица» очень подходит картина Борис Кустодиев и стихи Андрей
Усачев « Масленица»
Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!
Если есть сковорода, Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий – Это лучшая еда!
То не мышь пищит, Не мороз трещит,
В сковородке блин За блином шкварчит.
Да с селёдочкою, Да с икорочкою,
Да по краю с золотистою Корочкою!
Вот так Масленица Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это солнце-блин, и рядом блин-луна.
Один блин горячий, Другой холодный.
Полезай на небо – Если кто голодный!
По земле колёсами Покатились блинчики…
Дети, под берёзами Собирай гостинчики!
Мир крещёный нынче радуется,
Потому что нынче Масленица.
Приходи, народ, и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна!
Ну-ка, съешь блина, Чтоб пришла весна!

7. Март

На третью композицию из цикла «Времена года» исполненную Михаилом
Плетневым «Март, песня Жаворонка» подходит картина художника А. Келейникова
и стихотворение Павла Рупасова
Жаворонков мартовские трели
Возвестили нам: -Пришла весна!И ручьи ещё не зазвенели,
И лежит в логах снегов копна.
То весны зелёной глашатаи:
-Просыпайтесь, сонные леса!На полях заплаты из проталин…
Ярко-синим красят небеса.
Праздник Жаворонки – март в исходе.
Лес весенний трелями звенит!
День и ночь сравнялись, в небосводе
Солнце катит, ласково лучит.
Соком наливаются деревья,
Всё течёт в потоке Бытия –
В переливах озорного пенья
Оживает лес… Весна, друзья!

8. Жаворонок

9. апрель

Для четвертой композиции «Подснежник» подходят стихи Самуила
Маршака «Апрель» и картина А.Гречаникова «Подснежник»
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

10. Подснежник

11. Май

На пятую композицию из серии Чайковского «Времена года» подходит
картина Таьяны Черновой «Белая ночь» и стихотворение Бориса
Пастернака с одноименным названием.
Мне далекое время мерещится,
Дом на стороне петербургской.
Дочь степной небогатой помещицы,
Ты на курсах, ты родом из курска.
Ты мила, у тебя есть поклонники.
Этой белою ночью мы оба,
Примостясь на твоем подоконнике,
Смотрим вниз с твоего небоскреба.
Фонари, точно бабочки газовые,
Утро тронуло первою дрожью.
Точто тихо тебе я рассказываю, али похоже!
Петербург за невою бескрайней.
Мы охвачены тою же самою
Оробелою верностью тайне,
Как раскинувшийся панорамою

12.

Там вдали, по дремучим урочищам,
Этой ночью весеннею белой
Соловьи славословьем грохочущим
Оглашают лесные пределы.
Ошалелое щелканье катится.
Голос маленькой птички лядащей
Пробуждает восторг и сумятицу
В глубине очарованной чащи.
В те места босоногою странницей
Пробирается ночь вдоль забора,
И за ней с подоконника тянется
След подслушанного разговора.
В отголосках беседы услышанной
По садам, огороженным тесом,
Ветви яблоновые и вишенные
Одеваются цветом белесым.
И деревья, как призраки, белые
Высыпают толпой на дорогу,
Точно знаки прощальные делая
Белой ночи, видавшей так много.

13. Белая ночь

14. Июнь

Следующей композиции соответствуют стихи «Баркарола» Александра Эрдэя и картина И. К. Айвазовского «
Гондольер на море ночью»
Как лебедь черная скользит гондола,
Волна расходится под баркаролу.
Держа в руке весло, тебе пою я,
И вечер ласковый закат рисует.
Его тебе дарю,
Тебе одной дарю.
По водной глади я тебя катаю,
Своими песнями твой слух ласкаю.
Зонтом открытым себя скрываешь,
Меня как будто, не замечаешь.
Себя тебе дарю,
Тебе одной дарю.
Влюбились даже мосты, причалы,
Блестит как зеркало вода каналов.
Окрасят в розовый твой зонтик белый
Лучи закатные – Амура стрелы.
Я их тебе дарю,
Тебе одной дарю.
И улыбается нам свод небесный,
Запомнишь вечер ты такой чудесный.
Как лебедь черная скользит гондола,
И лишь тебе пою я баркаролу.
Её тебе дарю,
Тебе одной дарю.

15. Гондольер на море ночью

16. Июль

Для музыкального произведения «Июль» из фортепьянного
концерта Чайковского для иллюстрации больше всего подходят
картина Моравов А.В. и стихи «Сенокос» автора Веры Найдич
Отгремели в мае грозы,
Травный дух щекочет нос.
Наточили парни косы,
Первый летний сенокос!
Дело спорится ,рубахи
Взмокли от труда, жары,
Слышны вздохи, легки взмахи,
Косят щедрые дары!
Солнце уж стоит в зените,
Надо бы поесть слегка,
Хлеб, картошку, лук несите,
Да холодного кваска!
Сядем дружно, сядем рядом,
Лето, солнце и покос,
Жизни мне другой не недо,
Пригодился там, где рос!

17. Сенокос

18. Август

К музыкальной композиции август подходят картина
БорисаКустодиева «Жатва» и стихи Любови Васениной
ЖАТВА
За жатву дивную Твою
Тебе я славу, честь пою,
За год усердного труда
Ты не оставил без плода.
Ты солнце, дождик посылал,
Мой дух в Тебе лишь ликовал,
Садила я, а Ты взрастил
И чудный плод мне подарил.

19. Жатва

20. Сентябрь

Для картины Станислава Бабюка и стихам Пьера Жана Беранже «Охотники» очень
подходит композиция «Охота» из цикла «Времена года» в исполнение Михаила
Плетнева
В поле, охотник ретивый! Чу!
Протрубили рога:
Тра-та-та-та, тра-та-та.
Следом амур шаловливый
Шмыг на охоту в твой дом!
Тром, тром.
Осень стреляешь и лето;
Знаешь кругом все места.
Тра-та-та-та, тра-та-та.
А за женой, без билета,
Та же охота кругом.
Тром, тром.
Выследив лань в чаще леса,
Ты приумолк у куста.
Тра-та-та-та, тра-та-та.
Но не робеет повеса
Перед домашним зверьком.
Тром, тром.

21.

К зверю кидается свора —
Рев потрясает леса.
Тра-та-та-та, тра-та-та.
Целит повеса и скоро
С милою будет вдвоем…
Тром, тром.
По лесу пуля несется:
Мертвая лань поднята.
Тра-та-та-та, тра-та-та.
Выстрел и там раздается…
Все утихает потом.
Тром, тром.
Рад ты добыче богатой;
Весело трубят рога:
Тра-та-та-та, тра-та-та.
Тащится с поля рогатый;
Милый — налево кругом…
Тром, тром.

22. Охота

23. Октябрь

Для десятой части сборника «Времена года» больше других подходят стихи Б.
Пастернака «Золотая осень» и картина Александра Глазунова «Времена
года: Осень»
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

24.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

25. Времена года: Осень

26. Ноябрь

Стихотворению «Тройка» автора Федора Николаевича Глинки
и картине «Кони» больше всего подходит для музыкального сопровождения
«Ноябрь. на тройке» Чайковского.
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Ямщик лихой - он встал с полночи,
Ему взгрустнулося в тиши –
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души:
"Ах, очи, очи голубые!
Вы сокрушили молодца;
Зачем, о люди, люди злые,
Вы их разрознили сердца?
Теперь я бедный сиротина!.."
И вдруг махнул по всем по трем –
И тройкой тешился детина,
И заливался соловьем.

27. Тройка

28. Декабрь

Для последней композиции из цикла «Времена года» я подобрала
стихотворение Михаила Азнаурова «Святочные гулянья»
Крещенские святки.
Девчонки мечтают.
Любви бесконечной
И вечной желают.
А парень красивый,
Девчонок не мало,
Быть может, со всеми
Гулять бы желал он.
Но, только одну,
Среди них он заметил
И, сердца удар
Ту девчонку отметил,
Что руки расправив,
Бегом, прямо к речке.
Услышало сердце
Как бьётся сердечко…

29. Святочные гулянья

30. Вывод

На основание приведенных примеров видно, что
все художественные произведения – и музыки, и
изобразительного искусства, и литературы,рождаются из единого источника. Источник этот сама
жизнь. Образы различных искусств – живописи,
музыки, литературы – представляют перед нами как
песнь о неповторимой красоте родной природы.
Для каждого музыкального произведения есть
своя картина, для каждого стихотворения существует
музыка.
English     Русский Правила