Похожие презентации:
Психологизм в романе М.Ю.Лермонтова
1.
2. Психологизм в романе М.Ю.Лермонтова
«История души человеческой… едва ли не любопытнее ине полезнее истории целого народа»
(М.Ю.Лермонтов)
3. Композиция романа
Лермонтов, по примеру Пушкина,создает "собранье пестрых глав",
не следуя четкой хронологии
событий, а выбирая значимые
эпизоды, насыщенные
психологическими
размышлениями.
Композиция и стиль романа
призваны как можно глубже и
всестороннее раскрыть образ,
проследить историю его
внутренней жизни
4.
ФАБУЛА4.
5.
1.
СЮЖЕТ
• Бэла
• Максим Максимыч
• Предисловие к журналу Печорина
• Тамань
2.
• Княжна Мэри
3.
• Фаталист
5.
Самоанализ Печорина вдневниковых записках
Взгляд повествователя и
попытка
психологического
анализа через внешность
Печорина
Взгляд недалёкого
человека, заметившего
в Печорине лишь
странность,
противоречивость его
характера
6.
«БЭЛА»В рассказе Максима
Максимыча Печорин
предстает как человек
таинственный,
загадочный.
Какие черты характера Печорина
проявляются в этой главе?(опора на
поступки героя:
• Как добивался расположения Бэлы?
• Как характеризует его фраза:
«Хотите пари? Через неделю Бэла
будет моей»?)
• Почему охладел к девушке и как он
это переносил?
7. Портретная характеристика
«МАКСИМ МАКСИМЫЧ»1) «Когда он опустился на скамью,
то прямой стан его согнулся, как
будто у него в спине не было ни
одной косточки; положение всего
его
тела
изобразило
какую-то
нервическую слабость: он сидел,
как
сидит
бальзакова
1)Чем отличается данный
тридцатилетняя кокетка на своих
портрет от портретной
пуховых
креслах
после
характеристик в привычном утомительного бала.
понимании?
Во-первых, они (глаза) не
2)Какие выводы о характере смеялись, когда он смеялся! Это
признак - или злого нрава, или
Печорина делает
глубокой постоянной грусти. Из-за
повествователь, наблюдая за полуопущенных ресниц они сияли
ним со стороны? Почему он каким-то фосфорическим блеском,
если можно так выразиться. То не
сравнивает Печорина с
было отражение жара душевного
«бальзаковской 30-летней
или играющего воображения: то
кокеткой»? Как героя
был
блеск,
подобный
блеску
характеризуют его глаза?
гладкой стали, ослепительный, но
холодный».
8.
"Княжна Мери" построенана дневниковых записях. Печорин
пишет о своих мыслях, чувствах, о
своем поведении и поступках. Он ищет
самобытные, естественные и глубокие
натуры, исследует, анализирует их так
же, как исследует самого себя. Везде,
где он появляется, он не просто
усложняет жизнь людей, но и
привносит в нее свою неприкаянность,
бесприютность. Сталкивая людей друг
с другом, он заставляет их раскрываться
в полной мере: любить, ненавидеть,
страдать.
9.
Рефлексия –анализ своего психологического состояния (чувств,
поступков, мировосприятия) или кого-либо героем
литературного произведения.
Основная черта характера Печорина стремление к самопознанию: он постоянно
анализирует свои мысли, поступки, желания,
симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть корни
добра и зла в одном человеке: "Я иногда себя
презираю... не оттого ли я презираю других...",
"Зло порождает зло", "А что такое счастье?.,
если б все меня любили, я в себе нашел бы
бесконечный источник любви".
10.
Подводя итоги своей жизни в ночьперед дуэлью, Печорин приходит к
выводу: "Я - как человек, зевающий на
бале, который не едет спать только
потому, что еще нет его кареты" вырваться из этой скуки можно лишь в
смерть.
"Из жизненной бури я вынес только
несколько идей - и ни одного чувства.
Я давно уж живу не сердцем, а
головою. Я взвешиваю и разбираю
свои собственные страсти и поступки с
строгим любопытством, но без
участия".
11.
Вслед за Пушкиным ("Выстрел" и "Пиковаядама") Лермонтов продолжает
разрабатывать тему игрока, который
испытывает судьбу: существует ли
предопределение, и если да, то насколько
самостоятельна личность. Это самый
насущный вопрос, и ответ на него сможет
объяснить Печорину его собственную душу и
судьбу, но глава "Фаталист" снова
возвращает повествование в крепость, в
которой и начиналась история с Бэлой,
открывшая роман, и он обретает
"кольцевую" композицию, характерную для
лермонтовских произведений: безысходность
философских исканий главного героя и
обреченность в его судьбе.
12.
Спор о предопределении, с которогоначинается "Фаталист", центральный вопрос
жизни для Печорина: "И если точно есть
предопределение, то зачем же нам дана воля,
рассудок? почему мы должны давать отчет в
наших поступках?.."
Именно это заставляет Печорина
превращать жизнь в цепь экспериментов над
собой и окружающими. Герой уверен, что он
"играл роль топора в руках судьбы" и что он
"как орудие казни... упадал на голову
обреченных жертв, часто без злобы, без
сожаленья".