Сергий Радонежский
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Рождение Сергия Радонежского
На том месте, где родился Сергий Радонежский, в 1427 построен Варницкий монастырь
Детство Сергия Радонежского
Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890
Хотьковский Покровский монастырь
Нестеров М. В. «Юность преподобного Сергия» 1892-1897
ОСНВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ СЕРГЕЕМ РАДОНЕЖСКИМ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра сегодня
Общественное служение Сергия Радонежского
В 1380 г. когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за
Церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, деревня Большое Уклейно, Валдайский район Церковь деревянная, бревенчатая,
6.83M
Категория: РелигияРелигия

Игумен земли Русской. Сергий Радонежский

1. Сергий Радонежский

ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

2. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

ЖИТИЕ - жанр церковной литературы, в
котором описывается жизнь и деяния
святых. Для жития характерны строгие
содержательные
и
структурные
ограничения (канон), сильно отличающие
его от светских биографий. Изучением
житий занимается агиография.

3. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и
замечательным памятником древнерусской словесности,
является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—
1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине
XV века значительно переработанное и дополненное
Пахомием Логофетом. В последующем число вариантов
жития Сергия существенно увеличилось. Известно до десятка
вариантов жития основателя Троице-Сергиевой лавры. Только
в XVI веке оно перерабатывалось, как минимум, трижды – для
летописного свода 1518 года, Никоновской летописи, Великих
Четьих Миней митрополита Макария.
В XVII веке над ним работали Герман Тулупов, Симон
Азарьин, святитель Димитрий Ростовский, в XVIII веке —
митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) и
даже императрица Екатерина II, в XIX веке — митрополит
Московский Филарет (Дроздов), а в XX веке — архиепископ
Никон (Рождественский) и патриарх Московский и всея Руси
Алексий I.

4. Рождение Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился 24 мая 1314.
В своём рассказе первый биограф Сергия
Радонежского
Епифаний
Премудрый
сообщает, что будущий святой, получивший
при крещении имя Варфоломей, родился в
селе Варницы в семье боярина Кирилла,
служилого ростовских удельных князей, и его
жены Марии.

5. На том месте, где родился Сергий Радонежский, в 1427 построен Варницкий монастырь

6. Детство Сергия Радонежского

Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он
был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время
богослужения неродившийся ребёнок трижды громко прокричал. Мать
заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребёнка в
церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и
устрашились.
Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда
мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в
церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали
священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же
сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребёнок
не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться
молоком кормилицы, а только своей матери.

7.

В возрасте 7 лет
юного Варфоломея отдали
обучаться
грамоте
в
церковной школе вместе с
братьями: старшим Стефаном
и младшим Петром. В
отличие от своих успешных в
учёбе братьев Варфоломей
существенно
отставал
в
обучении. И тогда случилось
событие, о котором сообщают
все жизнеописания Сергия.
Однажды отец послал
Варфоломея искать лошадей.
На поле под дубом мальчик
увидел старца священника.

8. Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890

«Что ты ищешь и чего
хочешь,
чадо?»,
спросил
старец. Земно поклонившись,
с
глубоким
душевным
волнением, поведал ему своё
горе
и
просил
старца
молиться, чтобы Бог помог
ему
одолеть
грамоту.
Помолившись, старец вынул
из-за пазухи ковчежец и взял
из него частицу просфоры,
благословил и велел съесть,
сказав: «то тебе дается в
знамение благодати Божией и
понимания
Священного
Писания о грамоте, чадо, не
скорби: знай, что отныне
Господь дарует тебе хорошее
знание грамоты, большее, чем
у
твоих
братьев
и
сверстников».
Нестеров М. В.
«Видение отроку Варфоломею»,
1890

9.

После этого старец хотел уйти,
но Варфоломей молил его посетить дом
его родителей. За трапезой родители
Варфоломея рассказали старцу многие
знамения, сопровождавшие рождение
сына их, и тот сказал: «знамением
истинности моих слов будет для вас то,
что после моего ухода отрок будет
хорошо знать грамоту и понимать
священные книги. И вот второе
знамение вам и предсказание — отрок
будет велик пред Богом и людьми за
свою добродетельную жизнь».
Сказав это, старец собрался
уходить и напоследок промолвил: «Сын
ваш будет обителью Святой Троицы и
многих приведет вслед за собой к
пониманию Божественных заповедей.»

10.

Около 1328 г. преподобные
Кирилл и Мария переселились из
Ростова в Радонеж.
Еще при жизни родителей в
душе Варфоломея возникло и
укрепилось желание посвятить себя
монашеской жизни; достигнув
двадцатилетнего
возраста,
он
решился постричься в монахи.
Родители не возражали, но просили
дождаться их смерти: «братья
Стефан и Петр жили отдельно
своими семьями, и Варфоломей
был единственной опорой своих
родителей в годы болезненной
старости и скудости».

11.

Мона́шество (монахи, монастыри — от греч.
μόνος — один, одинокий, μονάζειν — быть
одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής —
живущий уединённо, μοναστήριον — уединённое
жилище), также и́ночество — буквально
«уединённое, одинокое жительство».

12. Хотьковский Покровский монастырь

Верстах
в
трех
от
Радонежа
был
Хотьковский
Покровский монастырь, в то время
одновременно бывший и мужским,
и женским. По распространенному
на Руси обычаю под старость
иночество принимали и простецы,
и князья, и бояре. Дух иночества
сообщился от сына к родителям:
под конец своей многоскорбной
жизни праведные Кирилл и Мария
пожелали
и
сами
принять
ангельский
образ.
В
этот
монастырь и направили они свои
стопы, чтобы там провести остаток
своих дней в подвиге покаяния,
готовясь к другой жизни. Но
недолго
схимники-бояре
потрудились в новом звании.
Умерли родители Сергия
Радонежского в 1337 г.
Хотьковский
Покровский монастырь

13. Нестеров М. В. «Юность преподобного Сергия» 1892-1897

После
смерти
родителей
Варфоломей сам отправился в
монастырь.
Стремясь
к
«строжайшему монашеству», к
пустынножитию, он оставался
здесь недолго и, убедив
Стефана, вместе с ним основал
пустынь, (около 1335 года)
небольшую
деревянную
церковь во имя Святой
Троицы, на месте которой
стоит теперь соборный храм
также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком
сурового и аскетичного образа
жизни, Стефан вскоре уехал.
Варфоломей, оставшись в
полном одиночестве, принял
постриг под именем Сергия.
Ему было 23 года.
Нестеров М. В.
«Юность преподобного
Сергия»
1892-1897

14.

Сергий увидел раз у келий
огромного медведя, слабого
от голода. И пожалел.
Принес из келии краюшку
хлеба, подал — с детских
ведь лет был, как родители,
«странноприимен».
Мохнатый
странник
мирно съел. Потом стал
навещать
его.
Сергий
подавал всегда. И медведь
сделался ручным.

15. ОСНВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ СЕРГЕЕМ РАДОНЕЖСКИМ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

16.

Года через два или три
к нему стали стекаться иноки;
образовалась обитель, которая
в 1345 оформилась как
Троице-Сергиев монастырь
(впоследствии
ТроицеСергиева лавра) и Сергий был
её вторым игуменом и
пресвитером

1354),
подававшим всем пример
своим
смирением
и
трудолюбием.
Запретив
принимать подаяние, Сергий
поставил правилом, чтобы все
иноки жили от своего труда,
сам подавая им в этом
пример.

17.

Киновия (греч. κοινοβιος — совместная жизнь,
общежитие) — христианская монашеская
коммуна, монастырь общежитского устава, одна
из двух (наряду с отшельничеством) форм
организации
монашества
на
начальном
историческом этапе.

18.

Игумен Сергий всегда
ходил в бедной, ветхой одежде.
Один раз в монастырь пришёл
крестьянин, чтобы побеседовать с
преподобным. Ему указали Сергия,
который в лохмотьях трудился на
огороде. Крестьянин не поверил,
что
это
и
есть
игумен.
Преподобный, узнав от братии о
недоверчивом крестьянине, ласково
поговорил с ним, но не стал
убеждать, что он и есть Сергий. В
это время в монастырь приехал
князь и, увидя игумена, поклонился
ему до земли. Телохранители князя
оттеснили
изумлённого
крестьянина, но, когда князь ушёл,
земледелец попросил у Сергия
прощения и получил от него
благословение. Через несколько лет
крестьянин принял монашество.

19. Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра сегодня

Сейчас
Тро́ицеСе́ргиева
Ла́вра

крупнейший православный
мужской ставропигиальный
монастырь
России,
расположенный в центре
города
Сергиев
Посад
Московской области, на реке
Кончуре́. Основан в 1337 году
преподобным
Сергием
Радонежским.
Многочисленные
архитектурные сооружения
Троице-Сергиевой
Лавры
выстроены лучшими зодчими
страны в XV—XIX вв.
Ансамбль
монастыря
включает более 50 зданий
различного назначения.
Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра
сегодня

20.

21. Общественное служение Сергия Радонежского

22.

Сергий Радонежский «тихими и кроткими словами»
мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые
сердца; очень часто примирял враждующих между
собой князей, уговаривая их подчиняться великому
князю московскому. Например, ростовского князя — в
1356, нижегородского — в 1365, благодаря чему ко
времени Куликовской битвы почти все русские князья
признали главенство Дмитрия Донского.

23. В 1380 г. когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за

24.

Преподобный
Сергий
Радонежский отправил с ним
двух иноков княжеского рода,
хорошо владеющих оружием.
Этими иноками были Александр
Пересвет и Родион (имя в
иноческом постриге) Ослябя,
которых преподобный Сергий
перед этим постриг в Великую
схиму (высший монашеский
чин). Хотя, по канонам Русской
Православной церкви, монахам и
священнослужителям запрещено
участвовать в боевых действиях..

25.

По наиболее распространённой
версии, перед началом битвы
Пересвет
участвовал
в
традиционном
«поединке
богатырей». Со стороны татар
ему противостоял богатырь
Челубей.
По
преданию,
Челубей не только отличался
огромной силой, но и особым
мастерством военной выучки.
Оба противника были на конях,
вооружение составляли копья.
После первого же столкновения
копья обоих переломались,
после чего оба война рухнули
на землю и скончались. Родион
Ослябя, как и Пересвет, погиб в
Куликовской битве.

26.

Когда русские увидели татарское войско, то остановились в
сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами
ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий,
находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы,
словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по
именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и
благодарил его.

27.

Достигнув
глубокой
старости, Сергий, за полгода
прозрев свою кончину, призвал к
себе братию и благословил на
игуменство опытного в духовной
жизни и послушании ученика,
преподобного Никона. Накануне
кончины преподобный Сергий в
последний раз призвал братию и
обратился
со
словами
завещания: «Внимайте себе,
братие. Прежде имейте страх
Божий, чистоту душевную и
любовь нелицемерную…».
Скончался преподобный Сергий
Радонежский 8 октября 1392

28. Церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, деревня Большое Уклейно, Валдайский район Церковь деревянная, бревенчатая,

29.

Икона Святой Троицы
Андрей Рублёв
English     Русский Правила