4.10M

Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616)

1.

Мигель де Сервантес Сааведра
(1547 — 1616 гг.)

2.

Родился в университетском городке Алкала де Энарес в семье
небогатого лекаря. Когда пришло время подумать о самостоятельной
жизни, Сервантес отправился в 1568 г. в Италию. Некоторое время он
служит кардиналу Аквавиве в должности камерария (дворецкого),
затем поступает солдатом в испанские войска, расквартированные в
Италии.
7 октября 1571 года принял участие в битве при Лепанто, в которой
соединенными испано-итальянскими силами был нанесен удар
морскому могуществу турок. В этом сражении Сервантес получил два
ранения - в грудь и левую руку.
Из госпиталя Сервантес отправился в тунисскую экспедицию. Он
отплыл вместе со своим братом Родриго из Неаполя. Галера, на
которой он находился, была захвачена вблизи Балеарских островов
африканскими корсарами. Несмотря на мужественное сопротивление,
весь экипаж галеры был уведен в плен и продан в рабство в Алжире.
Только в 1580 году Сервантес был выкуплен и получил возможность
вернуться на родину

3.

4.

Только в 1580 году Сервантес был
выкуплен
и
получил
возможность
вернуться на родину. Но, когда он ступил на
родную землю, он попал в новый, еще
худший плен. Из года в год в должности
мелкого чиновника он вел борьбу за
существование в стране, в которой не
оказалось места для доблестного солдата и
гражданина.
В 1605 году увидела свет первая часть гениального "Дон Кихота".
В 1613 году вышли в свет "Назидательные новеллы".
Почти в то же время была опубликована сатирическая поэма "Путешествие
на Парнас". Сервантес продолжал усиленно работать над второй частью
"Дон Кихота", которая вышла в свет в 1615 году. В том же году изданы были
"Восемь комедий и восемь новых интермедий, никогда еще не
представленных на сцене". Последнее произведение Сервантеса, роман
"Странствия Персилеса и Сехисмунды", увидело свет уже после его смерти
(1617)

5.

Сборник пьес Сервантеса, вышедший под названием "Восемь комедий и
восемь новых интермедий, никогда еще не представленных на сцене",
содержит, повидимому, лишь небольшую часть написанных им драматических
произведений.
(В сборник вошли следующие пьесы: "Удалой испанец", "Обитель-ревности",
"Алжирские темницы", "Педро Урдемалас", "Распутник, обретший
блаженство", "Лабиринт любви", "Занимательная" и "Султанша", а также
интермедии: "Избрание алькальдов в Дагаксо", "Судья по бракоразводным
делам", "Театр чудес", "Саламанкская пещера", "Бискаец-самозванец",
"Бдительный страж", "Ревнивый старик" и "Вдовый мошенник именуемый
Трампагос".)
Кроме восьми интермедий, вошедших в сборник, Сервантесу приписывают
еще "Соглядатаи", "Романсы", "Дурандарте и Белерма", "Мелисендра",
"Севильский острог", "Два болтуна", хотя их принадлежность ему до сих пор
не доказана.
Предисловие к сборнику представляет важный источник для ознакомления с
драматургическим наследством Сервантеса и с театром его времени.

6.

Сервантес отказывается здесь и от канона "ученой драмы" и от интриги как
основной пружины драматического действия. В ряду драматических
произведений, написанных в подражание античной драме, пьесы Сервантеса
были чем-то совершенно новым. Если драматурги-классицисты, даже
обращаясь к разработке сюжетов из национальной истории, по существу,
оставались весьма далеки от современности, то Сервантес, напротив,
приближал свой театр к действительности.
Первые пьесы, с которыми выступил Сервантес, - "Алжирские нравы"
(1580), "Нумансия" (1581) - резко отличаются от произведений драматурговклассицистов. В них он разрабатывает темы, понятные и близкие его
современникам.
Десятки тысяч пленных, томившихся в
темницах алжирских и турецких пиратов,
вызывали к себе горячее сочувствие в
Испании. Алжирская тема, которая
разрабатывается Сервантесом в целом
ряде пьес ("Алжирские темницы",
"Удалой испанец", "Султанша"), а также и
в "Дон Кихоте", в ряде новелл и в романе
"Персилес и Сихисмунда", не утратила
своей актуальности в первые десяти летия
XVII века.

7.

"Алжирские нравы" - первая из пьес Сервантеса по времени написания.
Она была поставлена на сцене вскоре после возвращения Сервантеса из
Алжира.
Главным героем пьесы является пленный христианин Аурельо, который
встречает в Алжире свою жену Сильвию, тоже попавшую в плен.
Положение усугубляется тем, что Сара, жена Юсуфа, хозяина Аурельо,
домогается любви последнего и настойчиво требует, чтобы он изменил своей
вере. Юсуф, влюбленный в Сильвию, требует также, чтобы она отреклась от
своей веры.
Служанка Сары Фатима, действуя от
имени госпожи, напускает на Аурельо
волшебные чары. Но колдовство
оказывается
бессильным
перед
христианской стойкостью.
Тогда демоны советуют Фатиме
подослать к юному испанцу Случай и
Нужду, но и это не может сломить
добродетель Аурельо.

8.

Развитие фабулы пьесы прерывается появлением различных эпизодических
персонажей. Тут и ренегат, предавший веру, и невольник, призывающий к
спасению пленников, и другие. Среди этих эпизодических лиц особенный
интерес представляет образ солдата Сааведры, в котором автор изобразил
самого себя.
Сааведра внушает пленникам бодрость, утешает их, вселяя в них надежду на
освобождение. Рядом с Сааведрой мы видим и других пленных христиан. Во
втором акте Сервантес рисует рынок рабов и потрясающую по силе сцену
продажи семьи - отца, матери и двух детей. Никакие жалобы не действуют на
жестоких работорговцев, бесчеловечно отторгающих грудного младенца от
матери, жену от мужа, сына от родителей.

9.

В конце пьесы Сервантес устами Сааведры умоляет короля Филиппа II
освободить пятнадцать тысяч христианских невольников из алжирских
темниц. Пьеса заканчивается освобождением Сильвии и Аурельо, которых
выкупает из плена орден искупителей.
"Алжирские нравы" состоят из отдельных эпизодов, связанных между
собой не столько единой сюжетной линией, сколько общим идейным
замыслом; но в своей совокупности эти картины оставляют неизгладимое
впечатление.
Это - не драма отдельного пленного раба; это - трагедия рабства,
представленная с исторической достоверностью и подкрепленная тяжелыми
личными воспоминаниями.
Основная задача, которую ставил перед собой при этом Сервантес, сводилась
к тому, чтобы вызвать активное участие со стороны испанского народа и
испанских властей в судьбе многих тысяч пленников, томившихся в Алжире.

10.

Трагедия "Разрушение Нумансии" ("Нумансия") (1581 – 1583)
была создана Сервантесом также вскоре после его возвращения из плена.
Его личная судьба, судьба многочисленных невольников-христиан, мечта о
свободе, которой жили тысячи алжирских пленников, - все это нашло
воплощение в незабываемых кадрах героической борьбы древнего
иберийского города Нумансии против римских захватчиков.
Трагедия
Испании.
посвящена
героическому
прошлому
Ее исторической основой служат бурные события до
новой эры, развернувшиеся на Пиренейском
полуострове. Попытки римлян взять приступом
Нумансию кончились полной неудачей.
Полководцу
Сципиону
удалось
полностью
изолировать осажденный город от внешнего мира. В
Нумансии начались голод и болезни. После 10летней осады героическая Нумансия стала добычей
римлян.

11.

Трагедия начинается изображением
критического
момента:
римский
полководец Сципион прибывает в
римский лагерь и в большой речи,
обращенной к войску, приказывает
приступить к планомерной осаде
города Нумансии, население которого
он намерен принудить к капитуляции.
В следующих сценах выступают
аллегорические фигуры: Испания и
река Дуэро. Это собирательные
образы, воплощающие ощущения,
переживания и разум коллектива.
Испания сокрушается о судьбе своих
сынов, обреченных на гибель, но река
Дуэро,
сопровождаемая
своими
притоками,
внушает
бодрость
осажденным, предрекая Испании
великое будущее.

12.

В "Нумансии" показаны два лагеря - нумантинский и римский. Оба
лагеря изображены различно. На одном полюсе перед нами
восьмидесятитысячное римское войско, на другом полюсе - восемь тысяч
мужественных нумантинцев. В римском лагере в центре действия стоят
военачальники - главнокомандующий Сципион и его ближайшие соратники.
Солдатская и офицерская масса показана как недисциплинированный,
разложившийся сброд. Сципион потому и решил ограничиться планомерной
осадой Нумансии, что опасался встречи римских легионеров с
нумантинцами в открытом сражении. Римские солдаты, не имеющие
непосредственного отношения к затеянной их военачальниками войне в
Испании, изображены безликой массой, подчиняющейся только воле своих
вождей.
Сервантес раскрыл типичную ситуацию несправедливой войны, в которой
солдаты, повинуясь приказу сверху, идут против народа, борющегося за свои
права, свободу и независимость.
Между тем защищающий свою свободу и независимость народ сплоченно
выступает против интервентов под руководством своих вождей.

13.

Нумантинцы предлагают Сципиону решить исход сражения единоборством,
но он отказывается. Когда изнуренные голодом нумантийцы убеждаются в
том, что дальнейшее сопротивление невозможно, они принимают
героическое решение. На огромных кострах сжигают они свое имущество, а
затем лишают себя жизни, чтобы не стать рабами надменных завоевателей.

14.

Перед зрителем проходят потрясающие сцены жизни в осажденном городе, в
котором царствуют голод и болезни. Аллегорические фигуры Войны, Болезни,
Голода подчеркивают безысходность положения нумантинцев. Римляне
вступают в мертвый город. Остался в живых один мальчик Вириато.

15.

С ключами от городских ворот в руках мальчик Вириато поднимается на
городскую стену, произносит пламенную патриотическую речь и бросается
вниз, чтобы таким образом лишить Сципиона возможности повести его в
Рим за своей триумфальной колесницей. В финале трагедии выступает
Слава, в своем монологе превозносящая невиданный героизм населения
Нумансии и рисующая яркую картину великого будущего народа, предки
которого отдали жизнь за свободу.
Нумансия - подлинный город героев. В нем нет ни одного жителя, который
не поднялся бы до высот героического.
Когда нумантинские женщины узнают о решении совета города
предпринять последнюю решительную схватку с римскими полчищами, они
восклицают: "...возьмите и нас с собой, ибо и жить и умереть мы хотим
рядом с вами". "Скажите им, римлянам, - говорит одна из женщин, - что вас
родили свободными, что вы - свободнорожденные и что ваши опечаленные
матери воспитывали вас как свободных... О, если бы вы, стены этого города,
умели говорить, вы сказали бы и тысячу раз повторили: "Нумансия,
свобода!"

16.

Самозабвенная любовь к свободе и независимости, ненависть к рабству вот что в основе определяет поведение жителей Нумансии. Мрачные
предсказания не только не сломили их мужества, а, напротив, побудили их
выступить против предначертаний судьбы. Нумантинцы отняли у судьбы
самую возможность торжества над ними в такой же мере, в какой они
лишили желанного триумфа непобедимого полководца Сципиона.
Яркими красками рисует Сервантес безнадежность, обреченность
населения, для того чтобы показать, как, невзирая на эту обреченность, не
гаснет энергия народа, как сильна его любовь к свободе и ненависть к
рабству.
В этом своеобразие трагедии, в которой по-новому дана трактовка
тезиса Аристотеля о катарсисе: в самом ужасе, следствии величайших
бедствий, обретается спокойная уверенность и подъем духа.
Сервантес преодолел традиционные приемы драматургии Сенеки и
итальянских трагических поэтов XVI века, нагромождавших на сцене
ужасы, обезоруживающие волю человека, и противопоставил им
целенаправленность, активность человеческой воли.

17.

"Нумансия" - не только гимн героическому прошлому Испании, но и
выражение живого ощущения исторической преемственности, органической
связи прошлого с настоящим.
Главное действующее лицо трагедии - Испания; она выступает рядом с
великой испанской рекой Дуэро и ее притоками.
Город Нумансия становится символом всех надежд и упований испанского
народа; его героическое население является воплощением всего истинно
великого в народе.
Будущее Испании вырастает
из активного духа этого
народа; только такой народ
способен создать великую
Испанию.
Таков исторический смысл
картин, изображенных в
"Нумансии".

18.

Интермедии Сервантеса
Первоначально интермедией называлась музыкальная или мимическая
пауза в сельских празднествах.
В дальнейшем так стали называться небольшие сценки комического
характера, разыгрывавшиеся в антракте между первым и вторым
действиями пьесы.
В этом типично испанском жанре действовали персонажи, взятые из
реальной действительности, главным образом народные типы, с их
бытовыми особенностями и говором.
Эти сценки по возможности сопровождались музыкой.
В комедиях Лопе де Руэды подобные вставные сценки достигают такой
самостоятельности, что действие пьесы как бы распадается на две
отдельно развивающиеся, почти не связанные между собой части.
В своем дальнейшем развитии эти сценки отрываются от комедии в
собственном смысле и превращаются в пасо, а затем в интермедию. До
начала XVII века интермедии писались только прозой.

19.

Сюжеты интермедий Сервантеса очень просты:
В "Судье по бракоразводным делам" все дело сводится к выступлению перед
судьей трех пар, требующих развода;
сюжет "Вдового мошенника" несколько напоминает новеллу Сервантеса
"Ринконете и Кортадильо" и сводится к жалобам Трампагоса, у которого
умерла жена, и состязанию между Репулидой, Писпитой и Мостренкой за
счастье стать подругой Трампагоса;
в "Избрании алькальдов в Дагансо" речь идет о различных кандидатах на
должность алькальда;
в "Бдительном страже" все дело сводится к соперничеству между бедным
солдатом и сакристаном, претендующими на руку судомойки Кристины;
в "Бискайце-самозванце" рассказывается о мошеннической проделке
Солорсано и Киньонеса с проституткой Кристиной;
"Театр чудес" основан на одном из рассказов Хуана Мануэля о голом короле:
два плута одурачили власти местечка, играя на их расовых предрассудках.

20.

В своих интермедиях Сервантес пользуется любым поводом, чтобы осудить
то или иное отрицательное явление частной или общественной жизни.
Так, в реплике солдата в "Судье по бракоразводным делам" говорится о
взяточничестве чиновников;
В "Избрании алькальдов в Дагансо" - о тем, что грамота может довести
человека до костра инквизиции;
В "Бискайце-самозванце" - о королевских приказах, направленных против
излишеств, а на деле имеющих целью отвлечь внимание общества от
мотовства и роскоши двора и знати.
Расовые предрассудки, освященные церковью и получившие санкцию
власти, показаны в "Театре чудес";
Тупая и невежественная местная администрация, набранная из среды
деревенских богатеев, - в интермедии "Избрание алькальдов в Дагансо";
Религиозное ханжество и лицемерие, маскирующие нравы шайки
мошенников - во "Вдовом мошеннике";
Суеверие и мракобесие - в "Саламанкской пещере";
Разврат - в "Бискайце-самозванце".

21.

В лучших своих образцах
драматургия Сервантеса драматургия характеров и
страстей.
Сервантес не отводит в
своих
пьесах
столь
значительное место интриге,
как Лопе де Вега; возможно
даже, что Сервантес вообще
не
считал
интригу
существенным
элементом
драматического
произведения.
Но он - подлинный мастер
изображения человеческих
страстей.
English     Русский Правила