11.22M
Категория: ИскусствоИскусство

Проектирование малой архитектурной формы

1.

Проектирование малой
архитектурной формы

2.

Актуализация базовых
знаний
- МАФ
- Ритм, метр, целостность, равновесие
- Тектоника, виды тектонических структур, статика/динамика в
тектонике
- Бионика

3.

МАФ (малая архитектурная
форма)

4.

• Малые архитектурные формы (МАФ) — вспомогательные архитектурные сооружения,
оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными
простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля
застройки. Некоторые из элементов МАФ не несут утилитарных функций и имеют
исключительно художественно-декоративное назначение. Малые архитектурные формы
могут играть важную роль в архитектурном ансамбле. В ландшафтном дизайне они
являются одними из основных элементов декоративного оформления сада. Также к малым
архитектурным формам могут относиться небольшие сооружения, выполненные из
облегченных конструкций и установленные временно, без устройства фундамента
(торговые павильоны и т.п.).
• К МАФ относят лестницы, ограды, скульптуры, фонтаны, светильники наружного освещения
(ландшафтные светильники), стенды для афиш и реклам, садово-парковые сооружения
(беседки, ротонды, перголы, садово-парковая скульптура, вазоны, парковые скамьи и
другую садовую мебель), некрупные формы мемориальной архитектуры (обелиски,
мемориальные доски и мемориальные скамьи), городскую уличную мебель, урны, детские
игровые комплексы; киоски, павильоны, торговые лотки, торговые автоматы, и т. д. МАФ
могут подразделяться на декоративные и утилитарные, а по способу изготовления — на
изготовленные по типовым проектам из типовых элементов и конструкций и на
изготовленные по специально разработанным проектам.
• Элементы архитектуры малых форм, помимо прямой функции, украшают, разграничивают,
организовывают (функциональное зонирование) территорию и участвуют в создании
стилевой общности, общего визуального впечатления от окружающей урбанизированной
среды. Применяются в оформлении и благоустройстве городского пространства — массовой
жилой застройки и общественных мест развлекательного и спортивного направления, а
также в парках и садах, в частных усадьбах. Малые архитектурные формы участвуют в
создании городской среды, как сбалансированного комплекса элементов.
• Размещение элементов архитектуры малых форм, их оформление и применяемые
строительные материалы могут регулироваться законодательно.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Тектоника

27.

• Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — буквально:
построение, но не в конструктивном, а в композиционном смысле. Отсюда:
тектоничность — качество формы, определяемое отражением на её
поверхности внутренней конструкции (функциональной структуры):
архитектурной, живописной или графической. Тектоничность — зрительное,
а не конструктивное, качество, оно обусловлено мерой выражения,
ясностью конструктивных членений, подразделений целого на части,
отношений величин, выявления верха и низа, центра и периферии
композиции. Например: технические (функционально-конструктивные)
требования прочности и надёжности в архитектуре определяют такие
тектонические свойства как зрительное подчёркивание нижних частей
(акцентирование цоколя) здания, вертикальных опор и венчающих
карнизов, отсюда особое зрительное значение вертикалей и горизонталей.
Противоположное понятие — атектоничность.
• Впервые слово «тектоника» в качестве научного термина использовал в
середине XIX веке немецкий археолог Карл Готтлиб Бёттихер. Близкий
термин: архитектоничность (греч. άρχιτεκτονική – главное строение) — ясно
воспринимаемая целостность и закономерность связи частей с целым. В
отличие от простой тектоничности, архитектоника имеет не только
формальный, но и семантический смысл. Архитектоника призвана выражать
соподчиненность главного и второстепенного, т. е. композиционный смысл
формы.

28.

Понятие тектоничности формы в архитектуре можно найти в трактате
Витрувия «Десять книг об архитектуре» (18—16 гг. до н. э.), а также в
трактате Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре» (I Quattro Libri
dell’Architettura, 1570). Однако у Витрувия не встречается термин
«тектоника», он использует понятие «ординация», что, по его
определению, есть «правильное соотношение членов сооружения в
отдельности и в целом для достижения соразмерности». Далее, опираясь
на труды древнегреческих авторов и рассуждая об «удобном
расположении зданий», древнеримский архитектор связывает понятие
ординации, или строя, с «надлежащим соблюдением пропорций».
Закономерно, что оба понятия, тектоничность и архитектоничность, более
всего связаны с искусством архитектуры. В этом виде искусства
тектонической системой является архитектурный ордер. В
академической традиции оппозицию понятий конструктивности и
тектоничности сформулировал французский теоретик искусства Ролан
Фреар де Шамбрэ (1606—1676) в трактате «Параллель античной и
современной архитектуры» (1650): «быть прочным» и «выглядеть
прочным».

29.

• Тектоника – художественное выражение структурных закономерностей,
присущих конструкции произведения, композиции круглой скульптуры,
объемных произведений декоративного искусства; композиционное
строение любого произведения искусства. Тектоника выражает
особенности взаимного расположения частей целого, соотношение форм
и пропорций. Тектоника – это зримое отражение в форме конструкции
свойств материала, логики их работы. Через пластику формы выражаются
такие свойства конструкции, как прочность, устойчивость, равновесие,
направленность движения, выявляется соотношение частей. Четкая и
логичная тектоника обеспечивает правдивость формы, дает правильное
представление о назначении предмета, особенностях технологии его
изготовления и свойствах материала. Тектоника статичных предметов или
сооружений резко отличается от тектоники динамичных предметов.
• Главная закономерность архитектоники состоит во все-стороннем
единстве формы и содержания. Архитектоника выявляется в
распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти –
в цветовом строе произведения.

30.

В зависимости от структуры материала и конструкции архитектонических
произведений различают несколько тектонических систем: монолитная,
решетчатая, каркасная, оболочковая. Понятие «система» предполагает
наличие элементов и определенной структуры – закономерностей, на основе
которых элементы связаны между собой. Различный характер
функционирования объектов материальной среды обусловил специфику их
объемно-пространственной организации и тектоники. Монолитные системы
образованы из одного, чаще пластического материала, что позволяет
приспособить предметы к человеческой руке, например наборы складируемой
посуды. Решетчатые системы и оболочки часто используются в сочетании с
монолитными. Каркасные системы могут быть образованы как монолитными,
так и сборными конструкциями из различных материалов (дерева, металла,
пластмассы), представляют собой основу для организации объема. В ряде
случаев структура и тектоника промышленных форм сложнее архитектурных.
Это связано с тем, что промышленные изделия часто выполняют несколько
разнородных функций. В архитектуре, оказывающей решающее влияние на
характер искусственной среды, различают три основные тектонические
системы: стеновая, каркасная, сводчатая. В связи с использованием различных
материалов таких систем может быть значительно больше: стоечно-балочная
система взаимодействия несущих и несомых элементов; вантовая –
работающая на растяжение; оболочковая – использующая пластические
свойства материалов и позволяющая получать значительные внутренние
объемы.

31.

32.

33.

34.

35.

вантовые

36.

37.

Задание
Выполнить макет авторской малой
архитектурной формы на основе
ритмометрических характеристик с
динамической тектонической структурой, в
основу пластического решения заложена
биоформа.
English     Русский Правила