5.24M
Категория: ИсторияИстория

История Аныбской церкви

1.

2.

В
селе Аныб, согласно церковной летописи,
с глубокой древности существовала деревянная
часовня, приписанная к Деревянскому Христорождественскому храму. Храм же этот находился в 22
верстах от села, что причиняло прихожанам
большие неудобства. Поэтому в 1855 году в селе Аныб
усердием прихожан была построена деревянная
церковь с двумя приделами: в честь Преображения
Господня и во имя святителя и чудотворца Николая.

3.

В селе Аныб, согласно церковной летописи,
с глубокой древности существовала деревянная
часовня,
приписанная
к
Деревянскому
Христорождественскому храму. Храм же этот
находился в 22 верстах от села, что причиняло
прихожанам большие неудобства. Поэтому в 1855
году в селе Аныб усердием прихожан была
построена
деревянная
церковь
с
двумя
приделами: в честь Преображения Господня и во
имя святителя и чудотворца Николая.

4.

Когда деревянный храм обветшал, было принято
решение о строительстве нового каменного
одноэтажного храма с колокольней. В 1890 году
подрядчик крестьянин Николай Григорьевич
Конаков с 8-ю рабочими начал строительство,
которое было закончено 14 мая 1891 года.
Иконописные работы сделал крестьянин
д.Кочпонской Вильгортской волости Викентий
Павлович Холопов. Освящение придела в честь
Преображения Господня состоялось 29 декабря 1895
года, а через год был освящен второй приход.
В приходе было две часовни, в деревнях ЛуньПокинская и Мало-Аныбская.

5.

Особо чтимые иконы и благочестивые
обычаи
Согласно летописи , в 1898 году был
получен образ великомученика
Пантелеимона, «через руки монаха
Аверкия». Ежегодно 27 июля (ст.ст.),
к иконе стекалось множество
молящихся из окрестных деревень.
В летописи описан случай исцеления
от кликуши(род падучей болезни).
В д.Лунь-Покинской особо почитали
святителей Афанасия и Кирилла
Александрийских, дважды в год
праздновали их память.
Ежегодно в первое воскресенье
Петрова поста совершался крестный
ход вокруг села Аныб.

6.

1860-1869- Доброумов Матфей Васильевич
1869-1870- Пономарев Василий Андреевич
1871-1875- Тюрнин Иоанн Алексиевич
1876-1880- Кузнецов Александр Платонович
1881-1896- Попов Викентий Васильевич
1896-1906- Попов Иоанн Васильевич
1906- ?
- Доброумов Николай Николаевич
Дьячки.
1860-1867- Попов Онисим Филиппович
1867-1874- Вишерский Филарет Васильевич

7.

1874-1879 –
1879-1880 1880-1882-
1882-1888 1888-1890 1890-1893 1893-1897 1897-1901 1901-1902 1903-1907 1907-1917 1917-
-
Вишерский Филарет Васильевич
Прозоровский Александр Федорович
Попов Николай Васильевич
Попов Геннадий Леонидович
Щетинин Николай Александрович
Хватов Николай Николаевич
Шутов Рафаил Васильевич
Худяков Василий Герасимович
Вишерский Зосима Филаретович
Попов Ардалион Евлампиевич
Тюрнин Федор Васильевич
Королев Иоанн Михайлович

8.

Священномученик иерей Николай
Николай Николаевич Доброумов
родился 24 декабря 1876 года
в с. Небдино Усть-Сысольского в семье
священника Николая Михайловича
Доброумова. Его детские годы прошли
в с. Усть-Кулом, где отец с 1879 года
служил настоятелем Петропавловской
церкви. Окончил Усть-Сысольское
духовное училище, а в 1899 годуВологодскую духовную семинарию.
Был посвящен в священники
к Помоздинской Успенской церкви,
в 1903 году был перемещен к УстьКуломской Петропавловской церкви,
а 1907 году переведен в село Аныб
настоятелем Аныбской церкви.

9.

При батюшке в октябре 1909 года получен
образ прославленной святой Благоверной
Великой княгини инокини Анны. При отце
Николае был приобретен для Храма колокол
весом 53 пуда, вылитый по заказу на заводе
Оловянишникова в г. Ярославле. В 1913 году
священника наградили медалью в память
300-летия царствования Дома Романовых.
После революции отец Николай служил
священником Вознесенской церкви с.Дон.
В 1937 году был репрессирован, осужден
к высшей мере наказания – расстрелу.
В 2001 году причислен к лику святых.

10.

Из летописи Аныбской церкви
1890 год- Преосвященнейший Ионакий,епископ
Великоустюжский,вторично прибыл в Аныбский
приход с ревизией.
1895 год- 24 мая в церковно-приходской школе
проведены экзамены для 2 выпускников- Семена
Нестерова и Василия Казаринова.
1898 год- В Аныбе появилась болезнь скарлатина.
Многие умерли. Многие обращались с молитвою
к вмч. Пантелеймону и получили исцеление.
1905 год- в мае месяце раскололся самый большой
колокол весом 20 пудов.

11.

1908 год - привезли новый колокол весом 53 пуда,
подняли и освятили в престольный праздник
св.Николая Чудотворца- 6 декабря.
1913 год- празднование 300-летия Дома Романовых.
Приобретена особая икона из Москвы.
1914 год- 2 ноября объявлен Высочайший Манифест
о войне с Турцией и совершен молебен
о даровании победы.
1916 год - 26 ноября праздник Георгиевских
кавалеров. Панихида по геройски павших на поле
брани за веру, царя и Отечество воинов- прихожан
сего храма.
1917 год - 25 марта оглашен акт об отречении
Государя Императора от престола.

12.

После революции церковь и часовня перешли
в собственность государства. Местная община
заключила договор аренды . С 1930 года в церкви
не совершались богослужения. В 1931 году
председатель общины Максим Михайлович
Казаринов писал в своем заявлении в сельсовет:
« Прошу принять от меня церковный ключ, так как
в религиозном обществе народу не осталось.
Службы уже не было 4 года. Доходу нет. Страховые
и др.платежи уплачивать не можем и нет желания
граждан села Аныб»

13.

7 мая 1934 года Президиум Коми облисполкома
вынес решение о закрытии Аныбской Преображенской церкви и о передаче ее в
распоряжение Аныбского сельсовета «для
культурных учреждений».
В дальнейшем здание использовалось под
клуб, склад сельпо, с 1976 по 2004 год здесь
располагалась котельная. С 2004 года здание
храма закрыто. Ежегодно проводятся
субботники по уборке территории возле
церкви и внутри здания.

14.

Копии «Дела о закрытии Аныбской церкви» и
Опись имущества.
( Из Национального архива Республики Коми)

15.

16.

Часовня в деревне Малый Аныб
В 2017 году в деревне Малый Аныб открылась часовня
святых Петра и Павла, построенная хозяевами
фермерского хозяйства Вологжаниными. Ежегодно
12 июля в день святых здесь проходят молебны .

17.

ГУРК «НАРК» Летопись Аныбской церкви Ф.230,О.1,
Д.193.
Земля Стефана Пермского . Духовная история и
святыни Коми края.- Сыктывкар: Эскӧм,2008.- 208 с.
Православная Верхняя Вычегда/ сост.МБУК «УстьКуломская МБ», [Е.Е.Шомысова]- Сыктывкар: ООО
«Коми республиканская типография»,2017- 84 с.
Прокофьева Н.Н. Жизнеописания новомучеников,
в земле Коми просиявших. Ч.1 и 2.- Сыктывкар,2007.80 с.
English     Русский Правила