3.46M
Категория: ЛитератураЛитература

Литература. Древнерусская литература

1.

ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ В КУРС

2.

ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) – НЕ ЛИТЕРАТУРА.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО МИРА.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ???
ЛИТЕРАТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ:
БАРОККО
КЛАССИЦИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
РОМАНТИЗМ
РЕАЛИЗМ
МОДЕРНИЗМ
ПОСТМОДЕРНИЗМ

3.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ: У. ШЕКСПИР «ГАМЛЕТ»
ЛИТЕРАТУРА КЛАССИЦИЗМА:
Ж.-Б. МОЛЬЕР «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
М.В. ЛОМОНОСОВ «Ода на день восшествия на всероссийский престол её
величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Д.И. ФОНВИЗИН «НЕДОРОСЛЬ»
Г.Р. ДЕРЖАВИН «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник»,
«Лебедь», «На смерть князя Мещерского», «Бог»
ЛИТЕРАТУРА СЕНТИМЕНТАЛИЗМА:
Н.М. КАРАМЗИН «БЕДНАЯ ЛИЗА»
ЛИТЕРАТУРА РОМАНТИЗМА:
Д.Г. БАЙРОН «КОРСАР»
В.А. ЖУКОВСКИЙ «Море», «Певец во стане русских воинов», «Людмила»,
«Кубок»

4.

СИНКРЕТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (ТО ЕСТЬ ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА, В КОТОРОЙ
ЕСТЬ НЕМНОГО ОТ ПРЕДЫДУЩИХ БОЛЬШИХ ЖАНРОВ – КЛАССИЦИЗМА,
РОМАНТИЗМА И Т.Д.):
А.С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»
А.С.ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН», стихотворения
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ», стихотворения
Н.В. ГОГОЛЬ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

5.

ЛИТЕРАТУРА
ДО ПЕТРА ВЕЛИКОГО
ПОСЛЕ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

6.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Религиозность сознания,
мироощущения,
мировосприятия автора и
читателя.
Историзм (приводятся
исторические факты, действуют
исторические личности).
Анонимность (за редкими
исключениями авторы
неизвестны).
Традиционность (в осмыслении
тех или иных фактов автор
действовал в соответствии с
принятой традицией).
Трафаретность, этикетность
(следование канонам).
Связь с фольклором.
Рукописный характер текстов.

7.

Воинские повести
Главным событием, отраженным в
древнерусских воинских повестях, стало
татарское нашествие. Умы старых русских
книжников, подавленные тяжестью и
неожиданностью грозной катастрофы,
обрушившейся на Русскую землю, искали
прежде всего религиозного объяснения
случившемуся: порабощение Руси
татарами - это наказание Божие за грехи,
которое должно наставить нас на путь
покаяния.

8.

«Слово о полку Игореве»
Единственный список «Слова»,
датированный XVI в., хранился в СпасоЯрославском монастыре и в 1792 г. перешел
к известному собирателю древнерусских
рукописей А. И. Мусину-Пушкину.
Вероятно, в том же году была изготовлена
копия для Екатерины II, а в 1800 г. текст
«Слова» был издан. Во время пожара Москвы
в 1812 г. список Мусина-Пушкина погиб, что
породило острые споры о подлинности
памятника.

9.

1. Нелѣполиныбѧшетъбратіеначѧтистарымисловесытрудныхъ
повѣстійопълкуигоревѣигорясвятъславличаначатижесѧтъйпѣ
снипобылинамьсеговременианепозамышленіюбоѧню
2. Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы
трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по
замышленію Бояню!
3. Приятно нам, братцы, начать древним слогом прискорбную
повесть о походе Игоря, сына Святославова! Начать же сию
песнь по бытиям того времени, а не по вымыслам Бояновым.

10.

11.

Пусть начнётся же песнь эта
по былям нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Ибо Боян вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Вспоминал он, как говорил,
первых времён усобицы.
Тогда напускал десять соколов
на стаю лебедей,
и какую лебедь настигали та первой и пела песнь…

12.

13.

Тогда Игорь взглянул
на светлое солнце
и увидел, что оно тьмою
воинов его прикрыло.
И сказал Игорь дружине своей:
"Братья и дружина!
Лучше убитым быть,
чем плененным быть;
так сядем, братья,
на борзых коней
да посмотрим на синий Дон".
Страсть князю ум охватила,
и желание отведать Дон Великий
заслонило ему предзнаменование.
"Хочу, сказал, копье преломить
на границе поля Половецкого,
с вами, русичи, хочу либо голову
сложить,
либо шлемом испить из Дона".

14.

ИТАК, СИТУАЦИЯ ВО МНОГОМ ТИПИЧНА
ДЛЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Имя автора неизвестно
(анонимность);
2. Текст был рукописным;
3. Герой – князь Игорь НовгородСеверский – был вполне
исторической личностью;
упомянутое в тексте солнечное
затмение помогло уточнить год
похода Игоря на половцев
(1185);
4. Связь с фольклором
несомненна.

15.

Проверка на внимание:
1. Хронологические рамки
древнерусской литературы?
2. О чём писали?
3. Кто нашёл рукопись «Слова о
полку Игореве»?
4. Когда (в каком веке) это было?
5. Что случилось с рукописью?
English     Русский Правила