Джон Локк. Интуиция и высказывания
281.00K

Джон Локк. Интуиция и высказывания

1. Джон Локк. Интуиция и высказывания

2.

Джон Локк (1632 – 1703) Отец провинциальный адвокат.По рекомендации
полкового командира его отца Джон Локк был зачислен в Вестминстерскую
школу; был одним из лучших учеников и поступил в Оксфордский
университет. 1668 г. – его избирают членом Королевского общества.(Это первое
научное общество Европы, прототип национальных академий наук) А в 1671 году
он принимает решение осуществить тщательное исследование познавательных
способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает «ум в своем
движении к знанию» Это был Главный труд Джона Локка – «Опыт о человеческом
разуме».(Другие работы – «Письма о веротерпимости", "Два трактата о
государственном правлении", "Некоторые мысли о воспитании», «Разумность
христианства.
Согласно Локку, мусор на пути науки – это схоластические представления,
сковывающие естественный процесс развития человеческого разума.
Способности разума к познанию мира определяются ощущениями, опытом,
выступающими в качестве источника знаний.
В «Опыте о человеческом разуме» Локк отрицает «врожденные идеи». Он
противопоставляет декартовским «врожденным идеям» положение об опытном
происхождении не только знания о единичном, но и знания об общем. В
исходном пункте, до чувственного соприкосновения с материальным миром,
человеческая душа, по Локку, tabula rasa (чистая доска). Чувственный опыт –
источник знаний. Локк выдвигает принцип сенсуализма– «все знания
проистекают из ощущений". Идеи полученные через ощущения, преобразуются,
духовно осваиваются в познавательных операциях, идеи которых мы получаем от
рефлексии.

3.

Имя Локка связано не только с принципом сенсуализма, но и с учением о
первичных и вторичных качествах.
Исходные идеи теории первичных и вторичных качеств сводятся к тому, что ряд
качеств, и прежде всего механико-математические качества природы существуют
объективно, в то время как таким качествам как цвет, запах, теплота
отказывается в объективности. Первичными качествами являются те, которые
«совершенно неотделимы от тела». Эти качества порождают в нас простые идеи
– плотности, протяженности, формы, движения или покоя, числа. Идеи
первичных качеств суть сходства, вторичных – нет. Т.е. идеи первичных качеств
тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, а
идеи вторичных качеств вовсе не имеют сходства с самими телами. В телах есть
только способность вызывать в нас эти ощущения – то, что является, например,
сладким, зеленым, горячим в идее, то в самих телах есть только известный объем
форма и движение незаметных частиц. Вот, что сам Локк писал по этому поводу:
«…идеи вторичных качеств также вызываются в нас тем же самым способом, как
и идеи первоначальных качеств, т.е. воздействием незаметных частиц на наши
чувства. Ведь ясно, что есть тела, и их довольно много, которые все так малы, что
мы не можем ни одним своим чувством обнаружить их объем, форму или
движение…Фиалка от толчка таких незаметных частиц материи вызывает в
нашем уме идеи голубого цвета и приятного запаха этого цветка». Т.о.
возникновение идей первичных и вторичных качеств происходит механически – с
помощью толчка материальных частиц.

4.

Отметим, что эта теория может выступать в качестве естественной предпосылки
агностицизма. Английский философ Джордж Беркли (1684 – 1753) писал «Вещи
непосредственно воспринимаемые, суть представления; а представления не
могут существовать вне ума; их существование поэтому состоит в том, что они
воспринимаются». Для Беркли субъективность вторичных качеств означала, что
они существуют только в ощущениях в том смысле, что не имеют объективных
причин их порождающих, а по мнению Локка вторичные качества имеют
реальные причины в природе порождающих их объектов. Для Локка вторичные
качества были не чисто субъективными, а чувственным преломлением
объективных. Именно то обстоятельство, что ощущения вторичных качеств, по
Локку, не имеют изобразительного сходства с порождающими их свойствами
вещей, оправдывает и делает необходимым переход к тому, что находится за
пределами чувств. Это показывает, почему Локка нельзя рассматривать как
простого сенсуалиста, ибо сам чувственный опыт не может ознакомить нас с
полной истиной о физических вещах. Если бы это было возможно, то
рассуждение и теоретизирование были бы излишними и мудрость состояла бы в
пассивном восприятии того, что дают чувства. Но действительность такая какая
она есть не дана в чувственном опыте и ум когда рассуждает не только оставляет
действительность позади себя, но и приближается к ней. «Без должного
рассмотрения и упорядочения идей достоверность не может быть достигнута.
Следовательно основа достоверности заключена как в идеях, так и в хорошем
здравом разуме».

5.

Отметим, что он выделяет сенситивно-чувственное познание – это познание
существования отдельных внешних предметов; демонстративное – это познание
посредством рассуждения. А в качестве наиболее достоверного знания Локк
выделяет интуитивное познание. Интуиция, по Локку, - это непосредственное
восприятие умом соответствия или несоответствия двух идей.
В этике Локк выступил против теории врожденности нравственных принципов. В
основе этических представлений философа – принцип эвдемонизма, который
исповедовал в свое время Эпикур. Напомню, что гедонизм проповедовал
неумеренность в погоне за наслаждениями, а эвдемонизм проповедует меру в
наслаждениях и гармонию телесных и духовных наслаждений. У Локка этический
принцип права на счастье дополняется положением о равенстве людей. Люди
равны от природы, по рождению т.е. естественным образом. Иначе чем Гоббс
понимал Локк естественное состояние общества. У первого – это «война всех
против всех», а Локк писал: «Естественное состояние имеет закон природы,
которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который
является этим законом, учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что,
поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен
наносить ущерб жизни и здоровью, свободе или собственности другого». У Локка
нет такого противопоставления естественного состояния общества гражданскому
(т.е. государственному) какое мы встречаем у Гоббса. Можно сказать, что у Локка
различие между естественным состоянием и государственным оказывается чисто
количественным. Главная функция государства, по Локку, охрана частной
собственности. Оно есть гарант равных свобод и возможностей для всех граждан.
English     Русский Правила