Похожие презентации:
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Натуральная школа
1.
Николай ВасильевичГоголь (1809 - 1852)
Натуральная школа
2.
3.
Натуральная школа — условное название начального этапа развития критическогореализма в русской литературе 1840-х годов
с 1845 г. Белинский уже определённо говорит о существовании новой школы,
основанной Гоголем. "Мёртвые души", - писал он, например, - заслонившие собою
всё написанное до них даже самим Гоголем, окончательно решили литературный
вопрос нашей эпохи, упрочив торжество новой школы»
Белинский не только разъяснял русской общественности значение Гоголяхудожника. Он вместе с тем воспитывал на гоголевском творчестве группу
молодых русских писателей, начинавших в 40-е годы XIX в. под его влиянием свой
творческий путь, группу, получившую название "гоголевской", или "натуральной",
школы. В неё входили в ранний период своего творчества такие писатели как Н. А.
Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, И. И. Панаев и
другие, к ней примыкали А. И. Герцен, М. Е. Салтыков. Все они проходили тогда
школу Гоголя под руководством Белинского. И на их быстрый творческий рост
Гоголь оказывал своими лучшими произведениями большое воздействие,
направляя их идейные и художественные интересы, создавая этим своеобразный
перелом в историческом развитии русской литературы.
4.
В чём же заключался тот перелом, который вызвал Гоголь в русскойлитературе, и что нового внесла в неё вслед за ним "натуральная школа"?
Это прежде всего творческий реализм, "верность действительности", "такт
действительности", как любил выражаться Белинский. "Все молодые
писатели, - указывал он, - пошли по пути, указанному Гоголем, стараясь
изображать действительное, а не в воображении существующее
общество..."
Но реализм существовал, конечно, в русской литературе и до Гоголя и
"натуральной школы". Явившись крупнейшим писателем нового, по другому
определению Белинского - "критически-народного" периода развития русской
литературы, отразив в своих произведениях широкие слои русского
дворянства и чиновничества, охваченные социальным кризисом, Гоголь ввёл
в литературу новых героев, героев, по-новому осознанных и изображённых, рядовых людей в их повседневной, бытовой жизни, в частности, рядовых,
мелких чиновников, бедных тружеников столицы. И "натуральная школа"
усвоила и развила это творческое начинание писателя.
5.
Гоголевские произведения, в особенности его петербургские повести,возбудили интерес передовых русских писателей к изображению
демократических низов общества.
Другой особенностью художественного творчества, которую усвоила у
Гоголя "натуральная школа", было решительно преобладающее идейное
отрицание изображаемой жизни, имеющее у него ярко выраженные
свойства юмора и сатиры. Писатели "натуральной школы" в 40-е годы ещё
не могли сравниться с Гоголем в художественном отношении, но общая
тенденция преимущественно критического изображения жизни, тенденция
критического реализма была не только продолжена, но и углублена ими.
После 1842 г., года появления "Мёртвых душ", "Шинели", "Женитьбы",
Гоголь лично перестал быть главой "натуральной школы". Но всем своим
предыдущим художественным творчеством он остался главой "натуральной
школы" Это Гоголь указал ей ту "настоящую дорогу", по которой она пошла.
Это его гениальное творчество было началом полного расцвета
критического реализма в русской литературе.
6.
Невский проспектНет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все.
Чем не блестит эта улица -- красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее
жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от
роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают
белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы!
О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь
на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное,
необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное
место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный
интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее
эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть,
и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть
всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько
лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что
встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого
верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение
бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на
нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется,
трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы,
оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая
сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, -- все вымещает на нем
могущество силы или могущество слабости.
7.
Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит онперемен в течение одних суток! Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет
горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах,
совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих. Тогда Невский проспект
пуст: плотные содержатели магазинов и их комми еще спят в своих голландских рубашках или мылят
свою благородную щеку и пьют кофей; нищие собираются у дверей кондитерских, где сонный
ганимед, летавший вчера, как муха, с шоколадом, вылезает, с метлой в руке, без галстука, и
швыряет им черствые пироги и объедки. По улицам плетется нужный народ: иногда переходят ее
русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский
канал, известный своею чистотою, не в состоянии бы был обмыть. В это время обыкновенно
неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими
выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. Иногда сонный чиновник проплетется с
портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. Можно
сказать решительно, что в это время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет
ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои
занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем. Русский мужик говорит о гривне
или о семи грошах меди, старики и старухи размахивают руками или говорят сами с собою, иногда с
довольно разительными жестами, но никто их не слушает и не смеется над ними, выключая только
разве мальчишек в пестрядевых халатах, с пустыми штофами или готовыми сапогами в руках,
бегущих молниями по Невскому проспекту. В это время, что бы вы на себя ни надели, хотя бы даже
вместо шляпы картуз был у вас на голове, хотя бы воротнички слишком далеко высунулись из вашего
галстука, -- никто этого не заметит.
8.
«Петербургские повести» — общее название ряда повестей, написанныхНиколаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного,
объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х гг. Во
всех повестях рассматривается проблема «маленького человека».
В каждой петербургской повести главным действующим лицом является
чиновник или художник, и есть кто-то один, кто ощущает себя
исключённым из общей нормы, пропадает и гибнет.
Произведения были написаны в разное время, повесть «Невский проспект»
создана в 1833—1834 гг., «Портрет» — в 1833—1834 гг., обе впервые
опубликованы в 1835 г. в сборнике «Арабески», «Записки сумасшедшего»
написана в 1834 г., также впервые опубликована в сборнике «Арабески»
под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Повесть «Нос»
написана в 1832—1833 гг., впервые опубликована в журнале
«Современник» A.C.Пушкина в 1836 г. после того, как журнал «Московский
наблюдатель» отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и
тривиальной».
9.
Вторая редакция, существенно переработанная в 1841—1842 гг., впервыебыла опубликована в журнале «Современник» в 1842 г. Повесть «Шинель»
написана в 1836—1842 гг. (первоначальное название — «Повесть о
чиновнике, крадущем шинели»). В 1842 г. Н. В. Гоголь впервые ее
опубликовал, включив в третий том своего первого Собрания сочинений,
названный им «Повести», вместе с «петербургскими» и еще двумя «не
петербургскими» произведениями — повестями «Рим» и «Коляска» («Рим»
представляет собой фрагмент незаконченного романа «Аннунциата»,
начатого в 1838—1839 гг. Отрывок «Рим» был опубликован в журнале
«Москвитянин» за 1842 г. «Коляска» написана в 1835 г., впервые
опубликована в журнале «Современник» в 1836 г.)
Уже в XIX веке сложилась практика называть пять повестей —
«петербургскими». Биограф Гоголя В. И. Шенрок одну из частей своих
«Материалов для биографии Гоголя» (1832—1839) так и озаглавил:
«Петербургские повести Гоголя».