Архитектура ЭВМ
Типы компьютеров
Типы компьютеров
Типы компьютеров
А. Беркс, Г. Голдстайн и Дж. фон Нейман: «Предварительное рассмотрение логической конструкции электронного вычислительного
Архитектура фон Неймана
Принцип двоичного кодирования
Принцип хранимой программы
Что такое архитектура?
Архитектура ЭВМ
Классическая архитектура
Взаимодействие устройств
Контроллеры

Архитектура ЭВМ. Компьютер

1. Архитектура ЭВМ

Лекция 2. Часть 1
1

2.

Компьютер
(англ. computer - вычислитель)
многофункциональное электронное
автоматическое устройство для
накопления, обработки и передачи
информации.

3.

Основу компьютеров образует аппаратура
(HardWare), построенная, в основном, с
использованием электронных и
электромеханических элементов и
устройств.
Принцип действия компьютеров состоит в
выполнении программ (SoftWare) —
заранее заданных, четко определённых
последовательностей арифметических,
логических и других операций.

4. Типы компьютеров

4
• настольные (desktop)
моноблок
• переносные (ноутбуки)
• нетбуки (нет привода DVD)

5. Типы компьютеров

• планшетные
• смартфоны и карманные персональные
компьютеры (КПК)
5

6. Типы компьютеров

6
Типы компьютеров
• суперкомпьютеры
«Ломоносов»

7. А. Беркс, Г. Голдстайн и Дж. фон Нейман: «Предварительное рассмотрение логической конструкции электронного вычислительного

устройства» (1946)
• состав основных компонентов
вычислительной машины
• принцип двоичного кодирования
• принцип адресности памяти
• принцип иерархической (многоуровневой)
организации памяти
• принцип хранимой программы
• принцип программного управления

8. Архитектура фон Неймана

8
Архитектура фон Неймана
устройства
ввода
обрабатывает
данные
внутренняя
память
временное
хранение
данных во
время
обработки
процессор
(АЛУ, УУ)
устройства
вывода
долговременное
хранение данных
внешняя
память
обеспечивает
выполнение
программы
Джон фон Нейман
(1903-1957)

9. Принцип двоичного кодирования

9
Принцип двоичного кодирования
Все данные хранятся в двоичном коде.
Lorem ipsum dolor
sit amet,
consectetur
adipisicing elit, sed
do eiusmod tempor
incididunt ut labore
et dolore magna
aliqua
100101010100…
проще устройства для
хранения и обработки
данных
Принцип адресности памяти
• оперативная память состоит из отдельных битов
• группы соседних битов объединяется в ячейки
• каждая ячейка имеет свой адрес (номер)

10. Принцип хранимой программы

10
Принцип хранимой программы
Код программы хранится в ПЗУ или во внешней памяти и
загружается в ОЗУ для решения задач.
!
Программа хранится в единой памяти вместе с
данными!
• программа – это набор команд
• команды выполняются процессором автоматически в
определённом порядке

11. Что такое архитектура?

11
Архитектура компьютера – это общие принципы
построения конкретного семейства компьютеров (PDP,
ЕС ЭВМ, Apple, IBM PC, …).
• принципы построения системы команд и их
кодирования
• форматы данных и особенности их машинного
представления
• алгоритм выполнения команд программы
• способы доступа к памяти и внешним устройствам
• возможности изменения конфигурации оборудования
К архитектуре НЕ относятся особенности конкретного
компьютера: набор микросхем, тип жёсткого диска,
ёмкость памяти, тактовая частота и т.д.

12. Архитектура ЭВМ

Под архитектурой компьютера понимается его
логическая организация, структура, ресурсы, то
есть средства вычислительной системы, которые
могут быть выделены процессу обработки данных
на определенный интервал времени.
В основу архитектуры современных персональных
компьютеров положен магистральномодульный принцип.

13. Классическая архитектура

Магистраль (системная шина) — это набор электронных
линий, связывающих центральный процессор, основную
память и периферийные устройства воедино относительно
передачи данных, служебных сигналов и адресации памяти.
Модуль – отдельный блок компьютера, выполняющий
определенную функцию.
Обмен информацией между отдельными устройствами
компьютера производится по образующим магистраль трем
многоразрядным шинам (многопроводным линиям связи),
соединяющим все модули — шине данных, шине адресов,
шине управления. Разрядность шины определяется
количеством битов информации, передаваемых по шине
параллельно.

14. Взаимодействие устройств

14
Взаимодействие устройств
процессор
(АЛУ, УУ)
внутренняя
память
шина адреса
шина данных
шина управления
К
К
К
устройства
ввода
устройства
вывода
внешняя
память

15. Контроллеры

15
Контроллеры
Контроллер — это электронная схема для управления
внешним устройством и простейшей предварительной
обработки данных.
шина адреса
шина данных
шина управления
К
контроллер клавиатуры
контроллер диска
устройство
сетевая карта
видеокарта
English     Русский Правила