Похожие презентации:
Скифская коллекция Эрмитажа
1.
ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА. КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВОПРОСЫ ЭТНОКУЛЬТУРЫ
В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
СКИФСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
ЭРМИТАЖА
ВЫПОЛНИЛ: БОЗТАЙ А.
[email protected]
НУР-СУЛТАН
2020
2.
ЗОЛОТАЯ ГРИВНА С ОКОНЧАНИЕМ В ВИДЕ СКИФСКИХ ВСАДНИКОВ [4]золото, эмаль
Курган Куль-Оба
Скифское искусство прошло несколько этапов своего развития:
1. Эпоха великих походов в Переднюю Азию: VIII - VII вв. до н. э.;
2. Эпоха самостоятельного развития:VI - V вв. до н. э.;
3. Эпоха греческого влияния: с V в. до н. э.
Для искусства скифов характерны два основных направления:
геометрическое и реалистическое, с плоскостным изображением.
Звериный стиль - это изображение животных (или отдельно их голов,
лап, крыльев, когтей), выполненное в особой манере. Мастер смело
уменьшал, увеличивал или перекручивал части тела животного,
сохраняя при этом впечатление его реальности и узнаваемости.
Используя части тела разных зверей и птиц, создавали образ
фантастического существа.
3.
БЛЯХА В ВИДЕ ФИГУРКИ ЛЕЖАЩЕГО ОЛЕНЯ [4]Материал: золото
Костромской (Первый Разменный) курган
Фигура оленя, представленная в условной позе с подогнутыми
ногами, кажется устремленной вперед. Это впечатление создает
плавный изгиб вытянутой шеи. Голова увенчана огромными рогами.
Их завитки напоминают клюв хищной птицы. Тело животного
трактовано обобщенно. В такой позе изображали только копытных.
Спектр мнений очень широк, здесь видят и жертвенное, и терзаемое
животное, охотничью добычу или животное в период гона.
4.
БЛЯХА В ВИДЕ ФИГУРКИ КОШАЧЬЕГО ХИЩНИКА (ПАНТЕРЫ) [2, 4]Материал: золото, гематит, янтарь, стеклянная паста
Первый Келермесский курган
Характерная поза хищника (вынюхивающий добычу зверь),
обобщенная моделировка форм тела, а также в зооморфная
стилизации деталей – длинный хвост и мощные лапы зверя
заполнены фигурками свернувшихся кольцом кошачьих хищников. С
помощью приемов стилизации выделено самое главное - оскаленная
зубастая пасть, зоркий глаз, чуткое ухо и ноздря, а также полнота его
присутствия в телесных ощущениях (свернувшиеся пантеры).
5.
БЛЯХА В ВИДЕ ФИГУРКИ СВЕРНУВШЕГОСЯ В КОЛЬЦОКОШАЧЬЕГО ХИЩНИКА [4]
Материал: золото
Сибирская коллекция Петра Первого
Поскольку все произведения скифского искусства имеют прикладной
характер, выбиралась поза, которая оптимально вписывалась в
форму декорируемого предмета. Лапы и хвост хищника
заканчиваются круглыми гнездами, которые в древности были,
скорее всего, заполнены цветными вставками, возможно из бирюзы.
6.
ГРИВНА С ФИГУРКАМИ ХИЩНИКОВ НА КОНЦАХ [4]Материал: золото
Сибирская коллекция Петра Первого
На концах гривны стилизованные фигурки кошачьего хищника,
возможно тигра. Изображения отличаются декоративностью,
усиленной инкрустацией фигурными вставками из бирюзы, большая
часть из которых утрачена. Хвост зверя заканчивается головкой
грифона – деталь, характерная для скифо-сибирского звериного
стиля.
7.
8.
ГРЕБЕНЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БАТАЛЬНОЙ СЦЕНЫ [2, 4]Материал: золото
Курган Солоха
Предметы искусства скифов, которые подверглись влиянию античногреческой культурой отличаются тем, что на них присутствуют
изображения людей и бытовых сцен.
Гребень имеет девятнадцать зубцов, которые венчает скульптурная
группа из трех сражающихся воинов. Батальная композиция покоится
на фризе из пяти фигур лежащих львов.
За более чем 80-летнюю историю изучения солохского гребня было
предложено несколько версий, истолковывающих смысл его
изображений: от почти фантастических до рассматривающих
гребень в рамках реконструированного скифского мифа об убийстве
первого скифского царя Колаксая его братьями Липоксаем и
Арпоксаем.
9.
В V-IV вв. до н. э. скифы заимствовали некоторые детали вооруженияу греков и фракийцев. Особенно эллинизирован облик всадника. На
нем коринфский шлем и кнемиды. Однако панцирь – скифский.
Интересно, что набор вооружения всадника на солохском гребне
практически полностью совпадает с оружием погребенного, у головы
которого гребень был найден.
10.
Спешащий на помощь пеший воин - классический скиф по костюму ивооружению.
11.
Потерявший коня воин – в греческом панцире. На голове у него шлемфракийского типа, в руке щит-пельта. У него нет горита, но имеется
скифский меч-акинак. На гребне Скил изображен как обреченный на
гибель воин, потерявший коня. Не совсем скифский облик Скифа
подчеркивает его связь с чужеземцами – греками и фракийцами
12.
НАВЕРШИЕ В ВИДЕ БОЛЬШОЙ ГОЛОВЫ ГРИФОНА, ДЕРЖАЩЕГО В КЛЮВЕГОЛОВУ ОЛЕНЯ [1]
Материал: дерево, кожа
Второй Пазырыкский курган
Высокое навершие в виде большой головы грифона, держащего в
клюве голову оленя, дополнено двумя малыми грифонами,
впивающимися когтями в птиц. Расположенные по обе стороны
плоской шеи объемные головки малых вставлены в глубокие пазы с
помощью длинных стержней. Это произведение выражает
могущество сил, воплощенных в образе грифона
13.
14.
15.
НАВЕРШИЕ. ГОЛОВА ГРИФОНА [1]Материал: дерево, кожа, золотая фольга
Третий Пазырыкский курган
16.
КОЖАНЫЙ ПОЯС, УКРАШЕННЫЙ ФИГУРКАМИ ЛОШАДЕЙ. ПРАВАЯ ЧАСТЬ [1]Материал: кожа, сухожильная нить, золото, серебро
КВторой Пазырыкский курган
17.
ЩИТЫ [1]Материал: дерево, кожа
Первый Пазырыкский курган
18.
19.
ЧЕПРАК, УКРАШЕННЫЙ АППЛИКАЦИЕЙ [1]Материал: войлок
Пятый Пазырыкский курган
Чепраки обычно употреблялись при использовании седел без
войлочных покрышек. Чепрак выполнен из белого войлока, его
поверхность покрыта "чешуйчатым" орнаментом из цветного
войлока в технике аппликации. По краю чепрака проходит кайма
красного войлока с подковообразными аппликациями. С одного края
к чепраку прикреплен нагрудник из красного войлока на белой
войлочной подкладке.
20.
ИЛЛЮСТАЦИИ СКИФСКИХ ВОЙНОВ [5]Автор: Евгений Край
21.
22.
СЕДЕЛЬНАЯ ПОКРЫШКА [1]Материал: войлок, конский волос
Первый Пазырыкский курган
Древнеалтайские седла не похожи на современные. Они не имеют
деревянной основы и представляют собой две сшитые с одной
стороны мягкие кожаные подушки, которые набивались шерстью
северного оленя и конским волосом. Седло держалось на спине коня
с помощью подпруги, а также нагрудного и подхвостного ремней.
Наиболее распространенным сюжетом украшения которых была
борьба хищника с травоядным животным.
23.
ВОРСОВЫЙ КОВЕР [1]Материал: шерсть
Пятый Пазырыкский курган
Центральное поле занимает орнамент из 24 крестообразных фигур,
каждая из которых представляет собой четыре стилизованных бутона
лотоса. Эту композицию обрамляют два бордюра: один с
изображением грифонов, а другой с 24 пасущимися пятнистыми
ланями с характерными широколопастными рогами. На самой
широкой полосе представлено 28 фигур верховых и спешившихся
всадников.
24.
25.
УЗДА С 18 ДЕРЕВЯННЫМИ БЛЯШКАМИ В ВИДЕ ГОЛОВЫ ТИГРА В ПРОФИЛЬ СРОГОМ В ВИДЕ ЗАВИТКА, С ПЯТЬЮ БЛЯХАМИ В ВИДЕ ФИГУРЫ ОЛЕНЯ [3]
Материал: дерево, кожа
пазырыкская культура
26.
27.
28.
УЗДА С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ЛОСЕЙ И РАСТИТЕЛЬНЫМИ ПАЛЬМЕТАМИ [1]Материал: дерево, кожа
Первый Пазырыкский курган
29.
30.
ИЛЛЮСТАЦИИ СКИФСКИХ ВОЙНОВ [5]Автор иллюстраций: Евгений Край
31.
БАРЕЛЬЕФНАЯ ПЛАСТИНА В ВИДЕ ОРЛА - УКРАШЕНИЕ ЛУКИ СЕДЛА [1]Материал: дерево, изначально был покрыт листовым золотом
Второй Башадарский курган
НАЛОБНАЯ КОНСКАЯ БЛЯХА [1]
Материал: дерево
Первый Туэктинский курган
Размеры: диам. 12,7 см
32.
33.
РЕКОНСТРУКЦИЯ СЕДЛА [5, 6]Автор иллюстрации: Евгений Край
34.
СТОЛИК С НОЖКАМИ В ВИДЕ ФИГУРКИ ТИГРА [1]Материал: дерево
Второй Пазырыкский курган
35.
ФИГУРКА ТИГРА [1]Материал: дерево
Третий Пазырыкский курган
ЧАСТЬ УЗДЫ [1]
Материал: дерево, кожа
Первый Туэктинский курган
36.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Сайт Государственного Эрмитажа - hermitagemuseum.org URL:
h ps://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/artworks?lng=ru
Для того чтобы найти археологические находки нужно ввести в строку
поиска названия курганов – Пазырык, Башадарский, Туэктинский,
2. Скифы – властители степей - edu.hermitage.ru URL:
h p://edu.hermitage.ru/catalogs/1418203874/themes/1418209256
Костромской олень h p://edu.hermitage.ru/catalogs/1418203874/themes/1418476253/ar cle/14184
77447
Келермесская пантера h p://edu.hermitage.ru/catalogs/1418203874/themes/1418476253/ar cle/14184
76256
Солохский гребень h p://edu.hermitage.ru/catalogs/1418203874/themes/1418476253/ar cle/14184
77505
3. Скифо-сарматские древности Алтая («пазырыкская культура») collec ons.hermitage.ru URL:
h p://collec ons.hermitage.ru/en ty/OBJECT?fundcoll=1263081610
4. Алексеев А.Ю. Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. // СПб: Издво Гос. Эрмитажа. 2012. 272 с
5. Евгений Край и его скифы - maximus101.livejournal.com URL:
h ps://maximus101.livejournal.com/146401.html
6. State Hermitage Museum :: Southern Siberia/Pazyryk - depts.washington.edu
URL: h p://depts.washington.edu/silkroad/museums/shm/shmpazyryk.html