Похожие презентации:
Фильм Анджея Вайды «Корчак»
1.
«Корчак»Фильм Анджея Вайды
2.
• Януш Корчакнастоящее имя Эрш
Хенрик Гольдшмидт
( 22 июля 1878,
Варшава — 6 августа
1942, Треблинка) —
выдающийся польский
педагог, писатель, врач
и общественный
деятель.
3.
• Родился в Царстве Польском, в интеллигентнойассимилированной еврейской семье. Отец, Юзеф
Гольдшмидт (1846—1896) — адвокат, автор
монографии «Лекции о бракоразводном праве по
положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).
• Школьные годы прошли в Варшаве, в русской
гимназии Варшавского учебного округа
Министерства народного просвещения России.
Преподавание велось на русском языке. Уже в
первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась
латынь, во втором — французский и немецкий, в
третьем — греческий.
• С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал
подрабатывать репетиторством.
4.
• В 1898 году Корчак поступил на медицинскийфакультет Варшавского университета. Летом 1899
года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе
познакомиться с педагогическим наследием
Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно
интересовался школами и детскими больницами.
• В 1903—11 гг. работал в еврейской детской
больнице и воспитателем в летних детских
лагерях. Являлся членом еврейского
благотворительного Общества помощи сиротам.
• 23 марта 1905 года получил диплом врача. В
качестве военного врача Русской императорской
армии принимал участие в Русско-японской
войне.
5.
• В 1911 году Корчакоставляет профессию
врача и основывает «Дом
сирот» для еврейских
детей , которым руководил
(с перерывом в 1914—18
гг.) до конца жизни. От
филантропов,
субсидировавших его
начинание, Корчак
потребовал полной
независимости в своей
административной и
воспитательской
деятельности.
6.
7.
• Автор книги «Король детей. Жизнь и смерть ЯнушаКорчака» Бетти Джин Лифтон (США) сообщает, что
Корчак с юмором говорил о своем Доме Сирот: «Другие
приюты плодят преступников, наш же плодит
коммунистов». За этой шуткой скрывалась его
озабоченность тем, что ряд выпускников Дома Сирот
участвовал в деятельности находившейся в подполье
Коммунистической партии Польши. Сам же Корчак был
скептически настроен по отношению к
коммунистическим идеям. Он сказал однажды: «Я
уважаю эту идею, но это как чистая дождевая вода.
Когда она проливается на землю, то загрязняется». Он
говорил, что при революциях, как и всегда, выигрывают
ловкие и хитрые, тогда как наивные и легковерные
остаются ни с чем, а революционные программы — это
комбинация безумия, насилия и дерзости, связанной с
неуважением к человеческому достоинству.
8.
• В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях,героически добывая для них пищу и медикаменты.
• Он отклонил все предложения неевреев-почитателей
его таланта вывести его из гетто и спрятать на
«арийской» стороне.
• Когда в августе 1942 года пришёл приказ о
депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со
своей помощницей и другом Стефанией
Вильчинской (1886—1942), другими воспитателями
и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в
товарных вагонах отправили в Треблинку.
9.
10.
• Стояла ужасная жара. Детей из интернатов япосадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся,
что сегодня их удастся спасти… Вдруг пришёл
приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я
никогда не забуду! Это был не обычный марш к
вагонам, это был организованный немой протест
против бандитизма! Началось шествие, какого
никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные
четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами,
устремлёнными вперед, державший двух детей за
руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно
и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они
спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше
выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл
лицо руками.
11.
12.
13.
14.
• Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году онвзял свой псевдоним. Его повести для взрослых и
детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной»
(1906), «Король Матиуш Первый» (1923) и
другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г.
вводят читателя в сложный мир детской
психологии, содержат наблюдения над жизнью
Польши 1900—1942 гг., отражают богатый опыт
врача и педагога.
• Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о
воспитании (главные из них — «Как любить
ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на
уважение», 1929).
15.
16.
•Своеобразное представление о правах ребёнка: «я нашёл триосновных. 1. Право ребёнка на смерть2. Право ребёнка на
сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть».
• Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.
«Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на чтото жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при
свете ночника — объявление борьбы двух жизней: одна —
зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается;
другая — новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты
ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на
циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно,
и я страдаю».
• Признание того, что дети — разные. «Вместо того, чтобы
наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый
пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед
собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на
который ты должен равняться…» .
17.
•Общаться с ребёнком имеет смысл на уровневозможностей его понимания (в соответствии с
возрастом «Ох уж эти наши ответы… Так случилось, что
дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной
витриной объясняли, что такое глобус. — Что это, мячик? —
спрашивает ребёнок. — Мячик, да, мячик, — отвечает няня.
В другой раз: — Мама, что это за мячик? — Это не мячик, а
земной шар. На нём дома, лошадки, мамочка. „Мамочка?“ —
Ребёнок поглядел на мать с состраданием и ужасом и
вопроса не повторил».
•Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не
идеальной, воображаемой. «…В теории воспитания мы
часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только
ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но
и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только
соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и
бунтовать…»
18.
•Право ребёнка на уважение «Во мне ещё несформировалось и не утвердилось понимание того, что
первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать
свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и
выводах о нём. Когда мы дорастем до его уважения и
доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он
нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок».
•Важность размышлений матери, черпающей «не из книг,
а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя
книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою
задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого
созерцания…»
•Педагогика — наука о человеке
19.
20.
• В 1967—1970 годах русский поэти бард Александр Галич написал
одну из своих лучших песенных
поэм — «Кадиш».
• Авторское исполнение
предварялось следующим
вступлением : «Цикл песен и
стихов „Кадиш“ посвящается
памяти великого польского
писателя, педагога и врача Януша
Корчака, погибшего вместе со
своими воспитанниками из школыинтерната „Дом Сирот“ в лагере
уничтожения „Треблинка“». В
поэме дважды (в начале и конце)
используется немного изменённая
цитата из «Дневника» Корчака: «Я
никому не желаю зла. Не умею.
Просто не знаю, как это
делается».
21.
• Анджей ВитольдВайда (6 марта
1926, Сувалки — 9
октября 2016,
Варшава) —
польский режиссёр
театра и кино,
классик
европейского
авторского кино.
22.
«У него были две главные страсти:история и Польша»
23.
24.
25.
26.
27.
Робби МюллерАгнешка Холланд
28.
Картина начинается с монолога героя, где звучат слова «лжет, тот кто
заявляет, что жертвует собой ради чего-то или ради кого-то. Один
любит карты, другой женщин, третий конные бега, а я люблю детей.
Я вовсе не жертвую собой. Я не делаю это ради них, а только для себя,
мне это нужно. Не верьте словам о самопожертвовании – они лживы
и лицемерны».
И заканчивается сценой, наилучшим образом иллюстрирующий
высказанную в начале позицию – Корчак возглавляет отряд еврейский
детей, под флагом со звездой Давида, он за руку сопровождает своих
воспитанников до «вагона смерти» и снова игнорирует предложение
немецких солдат о помиловании.
В своей простоте и непритязательности, любви к детям, глубины и
размаха которой не знавала земля, он сменил гневную неприязнь к врагу
на тихое покорство. Но до этого страшного момента, герой всяческий
сопротивлялся и делал все, чтобы как можно дальше оттянуть
неминуемый конец.
29.
• Существует множество фильмов о Холокосте. У Вайды эта темазвучит еще более устрашающе от того, что в центре событий в
основном дети. После показа «Корчака» на каннском фестивале,
зрители аплодировали стоя, однако, на этом успех и закончился.
• В одной из французских газет режиссера обвинили в
антисемитизме. По мнению критиков, автор, рассказывая про
историю Холокоста в Варшаве, оставил польский народ в
стороне, как бы снимая с него всю ответственность за
происходящее. «Однако, что мы видим в этом фильме?
Жестоких немцев и евреев-коллаборационистов. А где же
поляки? Поляк Вайда считает, что события в варшавском гетто
– дело немцев и евреев, его соотечественники же здесь ни при
чём. (Отрывок из рецензии газеты Le Monde).
30.
31.
32.
• «Корчак» (1990) стоит особняком. Это попытка внедритьсяв еврейскую жизнь, «пробраться» в гетто и показать его со всех
сторон: вот пан доктор, надевающий гражданское пальто на свой
старый, времен службы военврачом мундир и отказывающийся
нацепить повязку со звездой, вот дети, которых он никому не дает
пальцем тронуть, и главная помощница доктора пани Стефа, только
что вернувшаяся из Палестины, а с другой стороны — провокаторы,
юденрат, продажные еврейские богачи, от которых Корчак, тем
не менее, принимает помощь, потому что: «…я пойду хоть к самому
дьяволу, чтобы спасти моих детей».
• Актер Войцех Пшоняк, давно к моменту съемок живший
во Франции, снимался у Вайды и в «Земле обетованной»,
и в «Страстной неделе», и оказался идеальным Корчаком.
• Фильм снят на черно-белую пленку, и благодаря вкраплениям
хроникальных кадров и поразительному сходству Пшоняка не просто
с портретом Корчака, но и с тем образом, который давно сложился
у каждого в голове, трудно отделаться от мысли, что перед нами
кинематографический документ.
33.
«Этот человеческий опыт намного глубжеактерского»
Войцех Пшоняк
34.
Какую задачу ставил перед вами Анджей Вайда, когда вы готовились к съемкам картины
про Корчака?
Тут поднята проблема уничтожения людей, геноцида – мы можем наблюдать это в Камбодже,
в преступлениях гитлеровцев, а сейчас почти повсюду. Эта проблема впервые возникла, когда
захотели уничтожить целый народ – еврейский. И фильм про Корчака – увеличение, небольшой
фрагмент одной из самых больших трагедий в истории человечества. На примере Корчака,
известного своими революционными взглядами на воспитание детей, показывается реальная
история, поэтому у нас с Вайдой не было никаких дискуссий.
А что было главным для вас в этой работе? Каким вы хотели показать Корчака?
Я думал, принять ли это предложение.
Вы сомневались и не сразу согласились?
Я размышлял, что там можно сыграть. В этом персонаже практически нет ничего, что можно
сыграть. Мне неинтересно что-то изображать, поэтому у меня была дилемма. Я получил все, что
написано о Корчаке, и, читая, понял, что это не поможет мне понять ситуацию такого человека.
Историю невозможно сыграть, сыграть можно только человека. А чтобы максимально к нему
приблизиться, нужно его понять. И я начал читать его дневники из гетто. Я закрылся на Корсике
и два-три месяца читал только его дневники. И понял, что манера, в которой он пишет, может мне
помочь. Я попробовал пойти вместе с ним в газовую камеру. Здесь нет места актерской игре,
актерским идеям, это попытка стать им. И это единственный способ показать то, что ты сам
не пережил. Несколько лет после выхода фильма я не мог разговаривать с журналистами.
Почему?
Не был в состоянии об этом говорить.
Это самая важная для вас роль, или были роли в кино или театре, которые сильнее
на вас действовали?
Все роли разные, и каждая оставляет след. То, что я привнес в роль Корчака, не связано с актерским
опытом. Ни у кого, кроме меня, не было случая попытаться стать Корчаком, пережить то, что надо
сыграть. Этот человеческий опыт намного глубже актерского.
Довольны ли вы результатом? Тем, как вы пережили эту ситуацию, и фильмом в целом?
Я не считаю, что могу оценивать себя в этой роли. Я дал этой роли столько, сколько мог, но меня,
Войцеха Пшоняка, там очень мало, и это меня радует. Меня радует, что передо мной человек,
о котором надо было рассказать. Про другие свои работы я иногда говорю: «Да, эту сцену можно
было лучше сыграть», а здесь все иначе. Когда я отрастил бороду и надел очки, и меня увидели
воспитанники Корчака, они испытали шок, потому что я стал похож на Корчака.
35.
А что вам говорил Вайда?
Это я Вайде говорил. Я никогда не смотрю отснятые сцены (такая у меня традиция), но Вайда
в один прекрасный день попросил меня посмотреть. У него были сомнения, правильный
ли путь я выбрал. Я посмотрел и сказал: «Это – Корчак, и по-другому не будет». Вообще
Вайда мне доверял, мы до этого вместе делали несколько фильмов, и в этом случае он должен
был мне поверить, а после монтажа он сказал: «Да, ты был прав». Выбор пути не был моим
актерским капризом, все это было глубоко мной пережито. А Вайда не вживался в образ
Корчака, как я, он ведь не актер. Если бы он сказал мне «Нет», я бы предложил ему взять
другого актера.
Заметили ли вы какие-то изменения в себе после этой работы?
Я не играл характер, индивидуальность, то, к чему у меня нет доступа, переживаемое
я реконструировал в себе. Самая большая польская трагедия – то, что гитлеровцы истребили
евреев. Польша без евреев – уже не Польша. Без польских евреев нет культуры, нет искусства.
Польские националисты и фашисты линчуют меня за эти слова, но это правда – позади ведь
сотни лет совместной жизни.
Я родился во Львове, поэтому тема эта мне близка. Дед мой был директором и главным
химиком ликероводочной фабрики Бачевских во Львове. Эта знаменитая фабрика поставляла
продукцию для австро-венгерского императорского двора. Фабрика находилась в еврейском
квартале. Друзья и подруги моей мамы были евреями. Мама знала идиш, еврейские молитвы,
даже меня немного научила. И когда началась война, она пережила своего рода Холокост,
потому что потеряла всех друзей. Помню имя самой близкой ее подруги – Цеся Грудер, она
постоянно о ней говорила. Через мать я был связан с еврейским миром, поэтому воспринимаю
эту трагедию очень близко. В Польше буквально на каждом шагу есть пустые места, там нет
людей, и для меня это личная трагедия. У меня есть друзья, которые были в лагерях.
Например, Ричард Горовиц – знаменитый фотограф. Он попал в лагерь мальчиком, у него
сохранился номер на руке, выжил он благодаря Шиндлеру.
Я не думал о Корчаке как о роли. У меня было чувство, что я участвую в чем-то, не до конца
мне понятном, в том, что было. А тем более, дело касалось детей…
36.
37.
• Для Анджея Вайды Корчак — польский герой, а гибель польскогоеврейства — польская трагедия, с которой он так и не смог
смириться, в отличие от тех своих соотечественников, которые
предпочли о ней забыть.
• Никого фильм не выгораживает, мы то и дело спотыкаемся
о мелочный бытовой антисемитизм христианских соседей, это
постоянный фон. — Я не нанималась стирать жидовское говно, —
бросает пану доктору прачка. — Вы правы, — отвечает Корчак, —
это дело родителей. Но поскольку родителей нет, а я директор дома
сирот, стирать буду я.
• Вайде стыдно за них, он снимает кино, чтобы стыдно стало всем.
Пытается рассказать правду, спеть оду герою — первый в своей
стране. Именно первый — в кино, несмотря на то, что еще
в 1975-м появилась картина «Вы свободны, доктор Корчак» польского
режиссера Александра Форда, но снята она была в Германии —
будучи евреем, Форд уехал из страны в период антисемитских
гонений в 1960-х. А «Корчак» вышел именно в Польше, где
в 1989-м настали новые времена, прошли первые свободные выборы,
в которых Вайда участвовал и победил, войдя в сейм.
• Но не было для Анджея Вайды дела важнее кино. И не существовало
на тот момент героя важнее Корчака. Он говорил: «…Я полностью
вложился в этот фильм, отдал доктору Корчаку все свои таланты
и умения».
38.
39.
40.
41.
Александр Форд42.
Фильмы• L’adieu aux enfants («Прощание с детьми»),
телефильм, реж. Клод Кудерк, Франция, 1980, по
роману Alain Buhler « L'adieu aux enfants », о
жизни и творчестве Януша Корчака посредством
реконструкции «Дома сирот» и его попытке
спасти детей от уничтожения в концлагере
• «Януш Корчак» , режиссёр С. Винокур,
сценарий—Авраам Коэн. Израиль. 2004.
43.
• Документальныйфильм о педагогегуманисте Януше
Корчаке из цикла
"Гении и злодеи".
Проект Льва
Николаева.
• Януш Корчак. Долгий
путь к себе
44.
Мультфильмы• «Расскажите сказку, доктор» — советский мультфильм,
ЭКРАН, 1988 г.
• Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных
линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака
«Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных
событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак
добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе
с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей.