Похожие презентации:
«Слово о полку Игореве», лекция 3
1. «Слово о полку Игореве»
Культурная эпохаИсторическая основа
Художественный стиль
2. Иллюстрации В.А.Фаворского
3. Издания
• Издание 1800-го года факсимилеhttps://commons.wikimedia.org/w/in
dex.php?title=File%3ASlovo_o_polk
u_igoreve_1800.djvu&page=1
• Слово о полку Игореве / Под.
ред. В.П. Адриановой-Перетц;
Ред. изд-ва A.A. Воробьева;
Худож. И.Ф. Рерберг и М.И.
Разулевич. М.; Л.: Изд-во АН
СССР, 1950.
• Слово о полку Игореве. Л.: Сов.
писатель. Ленингр. отд-ние, 1967.
• Слово о полку Игореве. М.:
Худож. лит-ра, 1986.
• Слово о полку Игореве: Сборник /
Вступ. статьи Д. С. Лихачева и
Л. А. Дмитриева. Л.: Советский
писатель, 1990.
• Переводы и переложения
4. Научная литература
• Словарь-справочник «Слова о полку Игореве» / Сост. В.Л. Виноградова. Вып. 1—6. М.; Л. — Л., 1965—1984.
http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/
• Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. СПб.,
1995. http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/
• Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его
времени. Л., 1985.
http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/l85/l85-001-.htm?cmd=p
• Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». Вена,
1984. https://vk.com/album-57998118_182203242
• Зализняк А.А. «Слово о полку Игореве»: Взгляд лингвиста.
М., 2004. http://nevmenandr.net/slovo/papers/zaliznyak.pdf
• Ужанков А.Н. «Слово о полку Игореве» и его эпоха. М.,
2015. https://vk.com/topic-38050432_31801915
5. Круг актуальных проблем изучения «Слова…» (А.М.Ранчин)
• «Слово» — устный или письменный попроисхождению памятник?
• каков его жанр?
• какова авторская позиция?
• как соотносятся языческие и христианские
элементы?
• это цельный текст или он сформировался
посредством позднейших наслоений на
первоначальное ядро?
6. Заглавие: смысл древнерусского слова
• СЛОВОО ПЛЪКУ ИГОРЕВѢ,
ИГОРЯ, СЫНА
СВЯТЪСЛАВЛЯ,
ВНУКА ОЛЬГОВА
• СЛОВО О ПОХОДЕ
ИГОРЕВОМ, ИГОРЯ,
СЫНА
СВЯТОСЛАВОВА,
ВНУКА ОЛЕГОВА
• Поход 1185 года.
• Произведение написано в
1186-1187 гг.
(ориентировочно).
• Игорь Святославич (1151—
1202), князь НовгородСеверский, был сыном
черниговского князя
Святослава Ольговича и
внуком Олега
Святославича (в «Слове»
он назван Гориславичем).
7. Кто автор «Слова…» (гипотезы)?
• Основным источником• Автор принадлежал к
наших представлений о нем
высшему классу тогдашнего
является текст «Слова…».
общества (учитель князя);
• Одни исследователи
• По другим гипотезам, это мог
считают, что Автор был
быть церковнослужитель,
участником похода Игоря
летописец; Б.А.Рыбаков
Святославича и вместе с ним
называет Петра Бориславича,
находился в плену; другие
другие ученые - Кирилла
источники сведений об
Туровского, что маловероятно
обстоятельствах боя,
(умер до 1185 г.);
пленения и бегства из плена • Автора считают уроженцем
Игоря видят в устных
черниговщины, Киева,
рассказах об этом очевидцев
Галицко-Волынской Руси,
событий и самого Игоря.
Новгорода и др. мест.
8. Точка зрения Д.С.Лихачева
• В статье «Размышления об авторе „Слова о полку Игореве“»Лихачев высказывает ряд соображений об Авторе как о
профессиональном поэте-певце. Останавливаясь на его
призыве к князьям «встать за землю Русскую, за раны
Игоревы», Лихачев пишет: «Этот призыв был бы смешон в
устах скомороха, бессилен в устах певца из народа,
недозволителен в устах чрезмерно зависимого придворного
или простого воина, но он был возможен под прикрытием
князя-покровителя... Есть только два князя, при которых
певец мог именно так воспеть поход Игоря и произнести над
ним осуждающие и, одновременно, похвальные слова, — это
князь Святослав Киевский, „отец“ по своему положению в
стольном городе, и Игорь Святославич».
9. Жанровый синтез (конгломерат; синкретизм)
• Синтез книжных и фольклорных элементов(движение от первых ко вторым);
• Взаимодействие язычества и христианства;
• Слово (жанр торжественного красноречия);
• Воинская повесть (и фольклорная «песнь»);
• Плач («золотое слово», «стоны Русской
земли», восклицания автора, плач Ярославны);
• Слава (песенное прославление);
• Поэма (позднее синтетическое определение).
10. Участники похода
• 4 князя:• Игорь Святославич
Новгород-Северский,
• Всеволод Святославич
Трубчевский,
• Владимир Игоревич
Путивльский,
• Святослав Ольгович
Рыльский.
• Не менее 5000 воинов.
11. Карта похода Игоря
12. Образ затмения как символ: параллелизм, христианская основа
Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце
и видѣ отъ него тьмою вся своя воя
прикрыты, И рече Игорь къ дружинѣ
своей: «Братие и дружино! Луце жъ
бы потяту быти, неже полонену
быти, а всядемъ, братие, на свои
бръзыя комони да позримъ синего
Дону». Спала князю умь похоти, и
жалость ему знамение заступи
искусити Дону Великаго. «Хощу бо,
— рече, — копие приломити конець
поля Половецкаго; съ вами, русици,
хощу главу свою приложити, а любо
испити шеломомь Дону».
Тогда Игорь взглянул на светлое
солнце и увидел, что от него тенью
все его войско прикрыто. И сказал
Игорь дружине своей: «Братья и
дружина! Лучше убитым быть, чем
плененным быть; так сядем, братья,
на своих борзых коней да
посмотрим на синий Дон». Страсть
князю ум охватила, и желание
изведать Дона великого заслонило
ему предзнаменование. «Хочу, —
сказал, — копье преломить на
границе поля Половецкого, с вами,
русичи, хочу либо голову сложить,
либо шлемом испить из Дона».
13. Э. Я. Гребнева. «СЛОВА ЗАПУТАНЫ» (к пониманию фразы «Спала князю умь...» в «Слове о полку Игореве»)
Обычно в этом случае ищут второй главный член — подлежащее. По нашему мнению, в этом
предложении нет подлежащего, оно безличное. Князю — дополнение в дат. падеже, умь —
прямое дополнение, по хоти — тоже дополнение. Возможно ли безличное предложение со
сказуемым в форме аориста? Ответ дают памятники древнерусской письменности: в
Новгородской летописи по Синодальному списку XIII—XIV вв. под 1143 г. читаем: «И бы вода
велика вельми въ Волхове и всюде, сено и дръва разнесе; Озеро морози въ нощь, и растьрза
вѣтръ, и вънесе въ Волхово, и поломи мост, 4 городнѣ отиноудь безнатбе занесе».25
Словосочетание спала по хоти тоже имеет аналогии в памятниках письменности да и в самом
«Слове о полку Игореве»: «Плачется мати Ростиславя по уноши князи Ростислав ѣ»; в Повести
временных лет по Лаврентьевской летописи под годом 985: «Ольга же, поимши мало дружины,
легъко идущи приде къ гробу его и плакася по мужи своемъ»; в Галицкой летописи под 1262 г.:
«умре княгиня Миндовговая и поча карити по неи... И посла Миндовг по свою св ѣсть, тако
река: се сестра твоя мертва, а по ѣди карити по своеи сестре»;26 в летописном рассказе о
походе Игоря (по Ипатьевскому списку): «тако нын ѣ жалоую болми по Игор ѣ, брат ѣ
моемь».27 Эти параллели убедительно показывают, что спала умь по хоти — это обычная для
древнерусского текста конструкция. В переводе на современный русский язык это можно бы
выразить приблизительно так: Сжигало князю ум (мыслями, беспокойством) по супруге. И
жалость ему знамение заступи — вторая часть сложного предложения, смысл которой: и
жалость (Пушкин подобрал прекрасный эквивалент — горесть) заслонила ему знамение.
14. Значение слова
Словарь русскогоязыка XI-XVII в.
• Похоть
• 1. Желание,
стремление,
помышление, воля.
• <…> || Предмет
желаний,
помышлений. <…>
• || <…> Собственная
воля, собственный
выбор, произвол. <…
>
• || Прихоть, каприз.
Священное Писание
• По́хоть – всякая незаконная страсть и
желание (1 Кор. 10:6; 1 Петр. 2:11).
Развращение сердца, влекущее ко злу
и греху.
«Каждый
искушается,
увлекаясь и обольщаясь собственною
похотью. Похоть же, зачавши,
рождает грех» (Иак. 1: 14-15). Похоть
– синоним страсти, то есть желания
греха
(1
Кор.
10:6).
Похоть
заключается
в
услаждении
греховными помыслами человеческой
души. Похоть – неестественное
движении души, обнаруживающее ее
греховную болезнь.
15. Обратный синтаксический параллелизм (хиазм)
• «„спала“ — глагол переходный в формеаориста. Смысл фразы: „Спалила князю ум
похоть, и (сильное) желание ему знамение
заступило (вытеснило) испытать Дону
Великого“. Отметим в данном случае
относительно
редкий
для
русской
оригинальной поэзии пример обратного
параллелизма, обычного для древней
библейской
поэзии
(псалмов)»
(Н.А.Мещерский).
16. «Съ зарания въ пятъкъ потопташа поганыя плъкы половецкыя и, рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ
«Съ зарания въ пятъкъ потопташа поганыяплъкы половецкыя и, рассушясь стрѣлами по
полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ
ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты…»
17. Перевод Заболоцкого и вариация Сосноры
Тогда Игорь поднял глаза на солнце,Но, взглянув на солнце в этот день, тогда Игорь опустил глаза на войско,
Подивился Игорь на светило:
тогда Игорь увидел:
Середь бела-дня ночная тень
солнце затмилось,
Ополченья русские покрыла.
а войско было во тьме и мигало металлом.
И, не зная, что сулит судьбина,
Семьдесят ковуев в полотняных латах
Князь промолвил:
ускакали без оружия,
«Братья и дружина!
а много тысяч воинов
Лучше быть убиту от мечей,
поднимали к темному солнцу руки,
Чем от рук поганых полонёну!
а руки были голые, как свечи,
Сядем, братья, на лихих коней,
потому что тяжелые,
Да посмотрим синего мы Дону!»
связанные из железа рукава
Вспала князю эта мысль на ум – соскальзывали к плечам.
Искусить неведомого края,
И собаки не лаяли.
И сказал он, полон ратных дум,
Они сидели в позе лягушек
Знаменьем небес пренебрегая:
и закрывали глаза.
«Копие хочу я преломить
Это было первого мая,
В половецком поле незнакомом,
через девять дней после выступления войска.
С вами, братья, голову сложить
Все кони во тьме были темной масти,
Либо Дону зачерпнуть шеломом!» они опускались на колени, а потом ложились на бок.
18. Лирическое и поэтическое начало в стиле «Слова…»
«А Святослав тревожный сон видел в«О Руская
Киеве на горах. “Этой ночью с вечера
землѣ!
одевали меня, — говорил, — черною
Уже за
паполомою на кровати тисовой, черпали
шеломянемъ мне синее вино, с горем смешанное,
еси!»
осыпали меня крупным жемчугом из
пустых колчанов поганых и утешали
меня. Уже доски без конька в моем
тереме златоверхом. Всю ночь с вечера
серые вороны граяли у Плесньска на
лугу, и из дебри Кисановой понеслись к
синему морю”».
19. «Опредмечивание абстрактных понятий» (А.С.Дёмин)
• туга умь полонила («туга мимолетно вдругстановилась чем-то вроде агрессивного
существа»),
• тугою
имъ
туле
затче
(«предмет,
напоминающий пробку»),
• «Тоска и печать, в свою очередь, оказывались
жидкостями (Тоска разлияся по Рускои земли,
печаль жирна тече средь земли Рускыи)».
20. Вторая битва: поражение и плен
• Другаго дни велми ранокровавыя зори свѣтъ
повѣдаютъ, чръныя тучя съ
моря идутъ, хотятъ прикрыти
4 солнца, а въ нихъ трепещуть
синии млънии. Быти грому
великому, итти дождю
стрѣлами съ Дону Великаго!
Ту ся копиемъ приламати, ту
ся саблямъ потручяти о
шеломы половецкыя, на рѣцѣ
на Каялѣ, у Дону Великаго.
21. «Золотое слово» Святослава: география Русской земли
• Всеволод ЮрьевичБольшое Гнездо, князь
суздальский,
• Рюрик и Давыд
Ростиславичи. Рюрик
был соправителем
Святослава Киевского,
Давыд — княжил в
Смоленске,
• Ярослав Осмомысл
Галицкий (отец
Ярославны),
• Роман, князь Владимира
Волынского.
22. Художественно-речевые приемы
• Олицетворение и Символ(«тоска разліяся по Руской
земли, печаль жирна тече
средь земли Рускыи»,
«въстала обида... вступила
дѣвою»);
• Катахреза («истягну умь
крѣпостію своею и поостри
сердца своего
мужествомъ»);
• Металепсис («его
опутаевѣ красною
дѣвицею»);
• Гипербола.
• Четкий ритмический
строй,
• Аналоги рифмы,
• Повтор и плеоназм,
• Аллитерация
(«гремлеши о шеломы
мечи харалужными...»),
• Параллелизм («Солнце
свѣтится на небесѣ —
Игорь князь въ Руской
земли»),
• Эллипсис; Градация.
23. Плач Ярославны: эмоционально-образные планы и сюжетные функции
Плач Ярославны: эмоциональнообразные планы и сюжетные функции• Ярославна рано
плачетъ въ Путивлѣ на
забралѣ, аркучи:
«Свѣтлое и тресвѣтлое
слънце! Всѣмъ тепло и
красно еси! Чему,
господине, простре
горячюю свою лучю на
ладѣ вои? Въ полѣ
безводнѣ жаждею имь
лучи съпряже, тугою имъ
тули затче».
Прысну море полунощи;
идутъ сморци мьглами.
Игореви князю Богъ путь
кажетъ изъ земли
Половецкой на землю
Рускую, къ отню злату
столу. Погасоша вечеру
зари. Игорь спитъ, Игорь
бдитъ, Игорь мыслию
поля мѣритъ отъ Великаго
Дону до Малаго Донца.
24. Мир природы (А.С. Дёмин)
• «<…> “Слово о полку Игореве“ вышло за пределылитературных традиций благодаря необычайно широкой
смысловой связи реальных деталей в его тексте.
Упоминания о каждом животном в “Слове” объединялись
в один и тот же вид, разумеется, не биологический, а
художественный. <…> Эти массы животных составляли
нетрадиционно широкие сообщества: соколы и лебеди;
соколы и галки; птицы, волки, орлы, лисицы; соловьи и
галки; враны и галки; чайки и черняди» сороки и враны,
галки дятлы, соловьи. Единый птичий мир мыслился
автором “Слова” – недаром он неоднократно употреблял
обобщающее слово “птици”. <…>
• Детали ландшафта тоже связывались по ходу изложения».
25. «Панорамное зрение», нет пейзажного образа
• «Свѣтлое и тресвѣтлоеслънце! Всѣмъ тепло и
красно еси! Чему,
господине, простре
горячюю свою лучю
на ладѣ вои? Въ полѣ
безводнѣ жаждею имь
лучи съпряже, тугою
имъ тули затче».
• «<…>
пространственный
образ не складывался,
потому что, судя по
последовательности
фраз,
солнце
простерло луч только
на воинов, а с полем
был
связан
иной
мотив» (А.С.Дёмин).
26. Выводы об образах природы
• «Для древнерусской литературы XI-XIII вв. все этотипично.
В
ее
памятниках
не
наблюдалось
самостоятельных, самодовлеющих пейзажей, высотных
или плоскостных. Описаниями природы подчеркивалась
важность человеческих деяний».
• «В целом период XI-XII вв. представляется временем
закладки
огромного
художественного
потенциала
благодаря открытости древнерусских авторов реальному
миру и особенно благодаря удивительному дару автора
“Слова о полку Игореве” свободно мыслить и
ассоциировать во многих духовных мирах сразу –
абстрактном
и
предметном,
символическом
и
изобразительном,
языческом
и
христианском,
политическом и философском и пр.» (А.С. Дёмин).
27. Слава как жанр: жизнеутверждающая основа
• Солнце свѣтится на небесѣ —Игорь князь въ Руской земли.
Дѣвици поютъ на Дунаи —
вьются голоси чрезъ море до
Киева. Игорь ѣдетъ по Боричеву
къ святѣй Богородици
Пирогощей. Страны ради, гради
весели.
• Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а
потомъ молодымъ пѣти! Слава
Игорю Святъславличю, Буй
Туру Всеволоду, Владимиру
Игоревичу! Здрави, князи и
дружина, побарая за христьяны на
поганыя плъки! Княземъ слава а
дружинѣ! Аминь.
28. «Темные места» языка: Пирогощая
• Лихачев присоединяется ктем исследователям, которые
видели в Пирогощей название
иконы Богоматери из
константиноп. Влахернского
монастыря, Оранты или
Одигитрии, на которой
Богоматерь могла быть
изображена в окружении стен
Влахернского монастыря,
имевших в своем составе
семь башен. Эта гипотеза
«отвечает на вопрос и о
происхождении и значении ее
названия: Пирогощую
наиболее вероятно следует
производить от греческого
слова πυργωτις
„башенная“».
29. Вопросы
• Когда состоялся поход Игоря Святославичана половцев (год)?
• Элементы каких жанров входят в состав
«Слова…» (3-4)?
• Как вы понимаете главную идею «Слова о
полку Игореве» (в 2-3 предложениях)?