6.93M
Категория: ЛитератураЛитература

Образ Печорина. Человек трагической судьбы

1.

Образ Печорина.
Человек трагической судьбы.
Преподаватель Г.Шугабаева

2.

ЦЕЛЬ:
- давать оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя собственное
отношение к идее, героям в форме устных и письменных высказываний;
- характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей.
Критерии оценивания
-дают оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя собственное
отношение к идее, героям в форме устных и письменных высказываний
-характеризуют героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;
Привитие таких ценностей, как ответственность, уважение к ней, внимательное и бережное отношение ко
всем. Связь с предметом самопознание.
Диаграмма Вена
Онегин
Печорин
Что в образе Печорина привлекает вас?
Какие черты характера героя вы осуждаете, не принимаете?
Почему Печорин не может найти смысл жизни?
Можете ли вы его назвать героем своего времени?
Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей,
храбрый, он постоянно стремится к действию, не может удержаться на одном
месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Печорин не
может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен,
потому что его быстро одолевает скука, и он начинает искать чего-то нового. Не
от этого ли он ломает их судьбы? Не от скуки ли? Печорин живет, не считаясь с
чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он
эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват?

3.

Для работы нам нужно выяснить значение слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный.
Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории,
философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый, в идеализме с особой
нематериальной субстанцией. В представлении первобытных людей душа рассматривалась как нечто
материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некое бестелесная, бессмертная,
нематериальная сила, имеющая самостоятельное независимое от тела существование в «потустороннем» мире.
(Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова).
Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под
редакцией Д. Н. Ушакова).
Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом.
(Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Он убежденный фаталист, судьбу испытывает сознательно и хладнокровно. А ведь ставка в этом испытании –
жизнь, он человек бесстрашный и даже мужественный.

4.

Почему Печорин не нашел счастья в жизни? В чем его трагическая обреченность?
Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели.
Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с
которыми его случайно столкнула судьба.
Основные свойства его натуры и отразившаяся в нем «болезнь века» – рефлексия (раздвоение характера,
постоянный самоанализ) и скептицизм.
Индивидуализм и эгоизм как жизненные принципы, принятые на себя Печориным опустошили его (он «истощил
жар души»). Лермонтов показывает, как постепенно утрачивает Печорин все лучшее в своем характере.
Трагическая обреченность в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои недюжинные
способности для пользы и вянет без борьбы.
Там, где он появляется, он несет смерть страдания, разрушения. Это была не история одного Печорина, а всего
поколения Николаевской России.
Лермонтов в стихотворении «Дума» говорит:
Печально я гляжу на наше поколенье.
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
…Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

5.

Вывод. Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, оттого, что не
может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность,
предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях
николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к
убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.
Сегодня у нас последний, завершающий урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мы с
вами уже разобрали каждую повесть в отдельности, поговорили об образе главного героя и о второстепенных
персонажах. А на сейчас мы подведём итог, соберём все части в единое целое и немного поговорим о композиции
романа.
Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение.
В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже
«Фаталист» с примечанием, что «М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей,
и напечатанных и ненапечатанных». В 1840г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частямитомиками «Герой нашего времени». Кстати, это название (вместо «Один из героев нашего века») Лермонтову
предложил журналист А.А. Краевский. «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось
первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом.

6.

7.

Сначала были напечатаны отдельные повести в журнале «Отечественные записки»:
1839г — «Бэла. Из записок офицера о Кавказе», «Фаталист».
1840г — «Тамань»
Первоначальное название романа «Один из героев нашего века» было заменено на «Герой нашего времени»,
предложенное журналистом А.А. Краевским.
«Герой нашего времени» — это «история души человеческой», одной личности. Печорин – единственный
главный герой и его одиночество принципиально значимо. Это помогает автору раскрыть характер героя в «чистом
виде», через призму самого себя. В романе мы встречаем три повествования:
• Максим Максимыч рассказывает о Печорине («Бэла»);
• Офицер- путешественник рассказывает о Печорине («Максим Максимыч»);
• и сам Печорин рассказывает о себе («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»).
• Давайте откроем последнюю страницу повести «Фаталист» и прочитаем:
«Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем». На этих словах мы прощаемся не только с
«героем времени», но и с настоящим героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба
иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен больше всего запомниться читателю. Композиционный приём
выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека.

8.

Эссе. В чем заключается трагизм судьбы Печорина?
План
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
Лермонтовский герои — человек трагической судьбы;
Отношение к герою автора;
Моё отношение (рассуждение);
Одиночество героя;
Отношение к другим героям (причины);
К чему (на что?) способен Печорина?
В чём же трагизм Печорина?
Произведение «Герой нашего времени» имеет большую ценность в литературе, истории и даже психологии человеческой
души. Ведь Лермонтов создал образ Григория Печорина, который символизирует собой не только отдельно взятую личность, но и
целое поколение молодых людей лермонтовской эпохи. Кроме того, роман глубоко психологический. Неспроста автор построил
уникальную композицию произведения, описав события в неправильной хронологии. Именно таким образом перед читателем
открывается вся гамма характера и судьбы главного героя.
Самой главной темой произведения стала тема лишнего человека. Именно таким и представлен в книге главный герой
романа — Григорий Печорин. Этот человек — выходец из дворянской семьи, приученный к хорошей жизни и светскому обществу.
Он умен, образован, обаятелен, но очень скучает среди роскошных балов и званых ужинов. Печорину наскучил не только высший
свет, но и вся жизнь в целом. Не радует его ни внимание красивых девушек, ни развлечения, ничего, в свои молодые годы. Этот
человек с трагической судьбой, потому как он везде чувствует себя лишним и чужим. Авторское отношение к Печорину не совсем
ясно. С одной стороны ему нравится острый ум и искренность в дневниковых записях героя. С другой стороны вряд ли автор
понимает Григория Печорина. Печорин — очень противоречивая фигура, а потому и мнение о нем весьма противоречиво. Поэтому
автору хотелось, чтобы каждый читатель создал собственное мнение о персонаже.
English     Русский Правила