47.66M
Категория: ЛитератураЛитература

Искусство айтыса

1.

Начало презентации.
Искусство айтыса.
Александрова Дарья.

2.

Акын-айтыс – культурное достояние Великого Шелкового пути и энциклопедия казахского народа,
передающееся из уст в уста
«Акын» - в казахском языке это уважительная форма обращения к вышедшему из народа поэту-импровизатору.
• Айтыс – это публичное поэтическое состязание двух акынов. Каждое лето отовсюду съезжаются акыны, которые без
предварительной подготовки, импровизируя поочередно, соревнуются в находчивости, в блеске мыслей, в умении
сочинять стихи экспромтом.
• В 2006 году айтыс был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
• Зарождение айтыса в эпоху образования казахских племенных союзов и их синхронное развитие – это незаменимая часть в
духовной жизни казахского народа.
«На наскальных рисунках в горах стран Центральной Азии, Алтайского региона, уездов Хутуби, Тарбагатая, долины реки
Или сохранились изображения играющих на домбре акынов», - рассказывает Далилбек. По его словам у казахского народа
есть очень много разных обычаев и традиций, некоторые из них в процессе исторического развития были вытеснены.
Однако акын-айтыс – единственный в своем роде связан с казахским народом общей судьбой, и голос акынов продолжает
радовать слух и по сей день.
• Согласно данным, казахи проживают в 13 странах мира. Из них только казахи Китая и Монголии сохранили свою
самобытную культуру. «Для сохранения традиций айтыса и его развития нужны определенные условия. Первое – это
благодарный слушатель, который будет ценить искусство айтыса, второе – благоприятная социальная среда для развития
искусства айтыса», - отметил Далилбек.
• 25 января 2008 года в студенческом городке Илийского педагогического института г. Куйтунь (СУАР) было образовано
Исследовательское общество айтыса. Это событие стало новой вехой в работе над сохранением традиций айтыса.
Передача из поколения в поколение данного жанра способствует развитию казахской культуры и искусства в целом. Он
имеет огромное значение для фольклора, инструментальной музыки, литературы, народного искусства и других
гуманитарных наук, а также играет важную роль в обогащении и совершенствовании музыкальной сокровищницы
китайской нации, истории и культуры кочевых народов мира

3.

Искусство айтыса и его разновидности
Айтысы многообразны по своей форме в зависимости от поэтической индивидуальности состязающихся акынов, а мелодии не
оставят равнодушным ни одного слушателя. Это не только вид развлечения, айтыс также является источником информации,
передающей через череду эпох летопись, жизнеописание поколений. В этом и заключается его популярность в народе.
Содержание айтыса проявляется в самых разных аспектах: в отношениях человека с природой, в борьбе добра со злом, в стремлении
женщин к равенству, в искусстве, истории, в чувствах, воспевании родного края, восхвалении героя и т. д.
Айтыс не имеет постоянной формы или мотива, источником музыки являются казахские народные песни. Исполнитель выбирает
какой-либо отрезок из традиционной песни и неоднократно повторяет ее. Обычно исполнители слагают стихи и исполняют их в
речитативной манере, под аккомпанемент домбры или без неё.
Песенное состязание акынов принадлежит к жанру традиционного айтыса. Высокая поэтическая техника, остроумие, умение
динамично импровизировать – все это необходимо как соперникам по айтысу, так и многочисленным слушателям, живо
реагирующим на каждое слово или промах акына-импровизатора. Многие акыны опираются в своей импровизационной
деятельности на следующие виды айтысов: туре-айтыс и суре-айтыс. Туре-айтыс – это малый айтыс акынов, может проводиться на
свободную тему, нет определенных требований. Форма айтыса выстроена по принципу «вопрос–ответ». В туре-айтысе
ограничиваются короткими ответами, одной строфой. Вступающий в состязаниях акын пытается опровергнуть утверждение,
содержащееся в выступлении противника. В суре-айтысах акыны выступают перед большой аудиторией, причем ограничений в
куплетах нет, исполнители могут проявлять себя в полной мере.
«Состязания акынов-импровизаторов характеризуются владением высоким мастерством как в поэзии, так и в вокале, наличием
широкого интеллекта, обширных знаний и выразительных жестов. Если начать исследования в этой области с точки зрения
фольклора, то можно найти огромный клад», - считает Далилбек. По его мнению, в дальнейшем в целях сохранения и передачи
традиций акын-айтыса из поколения в поколение необходимо использовать уже проверенные методы исследований сохранения
объектов духовного наследия. Это значительно укрепит влияние данного жанра на духовную культуру на международном уровне.

4.

5.

6.

Спасибо за просмотр.
Использование материалов из интернета.
English     Русский Правила