Похожие презентации:
Исследования проблем воспитания и развития субъектов образования на основе аксиологического подхода
1.
Секция № 1Исследования
проблем воспитания и
развития субъектов
образования на основе
аксиологического
подхода.
Ведущий секции:
А.А. Петренко, док.пед.наук, профессор
кафедры педагогики и менеджмента в
образовании РГУ имени С.А. Есенина
2.
План работы секцииПедагогические
профессионального
современного вуза
условия
интереса
формирования
у
студентов
Овчинникова Эльвира Равилевна, магистрант ПВШ 3 курс
ОЗО РГУ имени С.А. Есенина
Проблема
формирования
готовности
учителя
географии
к
формированию
гражданскопатриотических ценностей школьников.
Людмила Николаевна Гавриленко, старший
преподаватель кафедры технологий обучения,
воспитания и дополнительного образования РИРО
3.
ПланПроблема содержания программ воспитания
в аспекте требований государства,
общества, личности.
Орлова Юлия Васильевна, к.п.н., доцент кафедры
педагогики и менеджмента в образовании
Проблема воспитания и развития субъектов
образования на основе аксиологического
подхода в исследованиях ученых
отечественной педагогической культуры
Петренко Антонина Анатольевна, д.п.н.,
профессор кафедры педагогики и
менеджмента в образовании РГУ имени С.А.
Есенина
4.
Патриотическое воспитания в годы ВеликойОтечественной войны.
Щетинина Наталья Павловна, к.п.н., доцент
кафедры педагоги и менеджмента в
образовании
Выступления педагогов, руководителей школ г.
Рязани по проблеме воспитания:
1)
Илюкина Л.В., директор школы № 63 г. Рязани
2)
Бурукина А.А., педагог дополнительного
образования школы № 65
5.
6.
Петренко Антонина Анатольевна, д.п.н.,профессор
кафедры
педагогики
и
менеджмента в образовании РГУ имени
С.А. Есенина
Проблема воспитания и
развития субъектов
образования на основе
аксиологического подхода в
исследованиях ученых
отечественной
педагогической культуры
7.
Актуальность проблемыобщая направленность современной системы образования к
формированию
компетентностного,
успешного
человекапрагматика ведет к девальвации духовно-нравственных ценностей
как основополагающих в выборе способов бытия
недостаточная ориентация на воспитание и самовоспитание
субъектов образования, недостаточность ценностно-смыслового
осознания ими необходимости инновационных изменений в
образовании и потребности в профессиональном саморазвитии
образование осуществляется с позиции определения актуального
содержания образования и обновления технологий обучения
(разрабатываются Концепции преподавания учебных предметов и
предметных областей и др.)
аксиологическая составляющая жизни субъектов образования
недостаточно
представлена
в
современных
нормативных
требованиях (ФГОС ВО 3++, подмена ценностей: толерантность
вместо терпимости, успешность вместо ответственности …)
8.
9.
Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский,В.А. Сухомлинский
умение
педагога
воспитывать
в
обучающихся умений «выстраивания
себя»
как
духовно-нравственной,
самостоятельной, творческой личности
может развить в них способность к
самоопределению
на
основе
ценностей
отечественной
педагогической
культуры,
сформировать
истинное
уважительное отношение к ним
аксиологическая
направленность
процесса воспитания как фактор
становления
и
развития
целенаправленной и устойчивой к
негативным
влияниям
социума
личности может усилить процесс
воспитания
10.
Классики о воспитании:Отсутствие представления о духовнонравственном становлении личности,
по мнению Н.И. Пирогова, может
нанести вред в деле воспитания,
формировать «дельца, чиновникабюрократа, исполнителя».
главная цель – воспитание
«совершенного человека: гуманного,
образованного, трудолюбивого,
религиозного, патриотичного» (К.Д
Ушинский).
«Создай раньше материал
нравственности, а потом ее правила»
К.Д. Ушинский
11.
Доминанты современноговоспитания (социализация)
«Человек — субъект прежде
всего основных социальных
деятельностей :
труда, общения, познания»
(Б.Г.Ананьев)
педагогическое
сопровождение в
самоопределении и
самореализации
профилизация образования
практико-ориентированная
подготовка
12.
Продолжение(интеллектуальное и духовное
развитие)
«Признавая природой данное
происхождение и
естественность как добрых,
так и злых начал в человеке,
нельзя не видеть, что исход
внутренней борьбы между
ними в решающей мере
зависит от той духовной ауры,
от того культурного и
ментального пространства, в
которое неизбежно
попадает каждый
вступающий в жизнь человек»
Б.С. Гершунский
13.
В.И. Слободчиков,Е.И. Исаев
«Развитые ценностные
ориентации — признак зрелой
личности, показатель меры его
социальности, вхождения
индивида в общественносоциальные учреждения и
общности. В силу этого в любом
обществе ценностные
ориентации оказываются
объектом воспитания и
целенаправленного
формирования. Ценностные
ориентации выступают
важнейшим фактором
мотивации поведения личности,
лежат в основе ее социальных
поступков»
14.
Анализ идей ученых позволяет выявитьсущность понятия ценностей как ядра
(базиса) в процессе воспитания и
развития субъектов образования, и как
ориентиров, задающих
мировоззренческое направление в
самоопределении личности,
выражающих степень напряжения ее
глубинной внутренней деятельности в
процессе образования.
15.
ФЗ№304 от 2020 г. «О внесении изменений вФЗ «Об образовании по вопросам
воспитания»
«воспитание- деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся
на
основе
социокультурных,
духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде»
16.
Показатели ценностного компонентаразвития педагогической культуры
знание ценностей отечественной
педагогической культуры;
готовность к служению
профессиональному долгу,
самосовершенствование в
профессионально-личностном
развитии;
способность развития образования с
ориентацией на ценности
отечественной педагогической
культуры
17.
Высокая степень определенностидуховно-нравственных ценностей
позволяют личности сохранить
свою целостность и устойчивость
в различных условиях ее бытия в
конкретном месте, регионе, среди
людей, создающих
обстоятельства развития или
подавления этих ценностей.
18.
образованность не есть истинное знание(«ум без сердца — не ум»),
«дело идет о душевном очищении, об
оживлении и творческом изживании его
сердца. Потому что заглохшее и
омертвевшее сердце бессильно и слепо; и
когда он обращается к жизни, то оно не
может вложить в нее ничего хорошего»
«люди, не ведающие, что есть чувство… и что
есть воля осуществить наилучше наилучшее,
неспособны творить настоящую духовную
культуру. В этом приговор и им, и
создаваемой ими лже-культуры… А русский
человек сразу поймет, что дело творческого
обновления и углубления грядущей духовной
культуры всего важнее в деле возрождения
России… В этом состоит секрет воспитания,
его живая тайна. Но именно это и упущено
нашей эпохой: последние поколения
человечества разучились воспитывать в детях
духовность инстинкта и тем открыли для них
гибельные пути. Грядущая культура должна
понять эту ошибку и обновить свое
педагогическое искусство»
И.А. Ильин
19.
Научно-педагогическая идеясовременных исследований в области
образования и науки – проблема
воспитания личности как субъекта
образования на основе
аксиологического подхода – должна
стать ведущей идеей в процессе
внедряемых инноваций в системе
непрерывного педагогического
образования в России.
20.
Отечественные педагоги-классикисчитали «открытие средств» в области
духовно-нравственного воспитания
«важнейшим из всех изобретений и
открытий» человечества,
потому К.Д. Ушинский относил
воспитание к высочайшим из
человеческих искусств.
21.
Отечественнаяпедагогическая культура
- это сфера духовной жизни людей,
система педагогических взглядов, которая
включает в себя высокую степень
педагогического
мастерства,
педагогических умений, основанных на
педагогических
убеждениях,
ядром
которых
являются
отечественные
педагогические знания и ценности
22.
Ценности педагогическиеЦенности культуры
- понимание необходимости духовного
развития (высокая духовность и
саморазвитие, самоценность
человеческой личности, ее духовности);
- гуманистические традиции в педагогике
(Л.Н. Толстой, М. В. Ломоносов, И.И. Бецкий)
- единство семьи и школы в социализации
детей (К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С.Т.
Шацкий);
- опора на природосообразность
(К.Д. Ушинский);
- коллективное творческое воспитание
- (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,
- И.П. Иванов):
- трудовая деятельность в воспитании, как
способ социализации ( С.Т. Шацкий);
- - целостное и блочное изучение
содержания образования (тем)
1.высокие морально-
нравственные
ценности:
всепрощение,
терпимость, любовь и
сострадание
2. высокая духовность и
саморазвитие
3. патриотические
ценности
4. православие
(религиозность)
5. соборность - не
личность превыше
всего, а интересы
общества,
объединение общества,
а не его изоляция
6.стремление к идеалу
23.
24.
Учитель – профессиявечная
духовные ценности как
постоянные, «вечные» идеалы,
идеи, обладающие регулятивной
функцией позволяют принять
образцы поведения людей,
обеспечивающие устойчивость
личности в ее отношении с
социальным миром и другими
людьми