«Кому на Руси жить хорошо»
Цели урока
Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из уст его, и я затеял «Кому на
Идейно-художественная роль «Пролога»
Образ дороги в «Прологе».
Народный колорит «Пролога», «нарядный, волшебно-фантастический стиль».
Мужики-правдоискатели не странники, не богомольцы, это настоящие крестьяне-труженики. Почему же они оставили свои дома в самый
Развитие основной мысли.
«Клеймёный, да не раб»
Матрёна Тимофеевна – «губернаторша»
Лучшие качества народного характера.
Выразитель гражданского сознания передового русского общества – Гриша Добросклонов.
«Доброе время – добрые песни»
Литература
3.53M
Категория: ЛитератураЛитература

Кому на Руси жить хорошо

1. «Кому на Руси жить хорошо»

2. Цели урока

Раскрыть историю замысла поэмы.
Отметить сказочный колорит «Пролога»,
фольклорно-песенную основу текста.
Проанализировать систему образов
произведения.

3. Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из уст его, и я затеял «Кому на

Руси
жить хорошо». Это будет эпопея народной
жизни. (Н.А.Некрасов)

4.

Эпопея – наиболее
крупная и
монументальная форма
эпической литературы.
Народная книга. (О
народе и для народа.
Опыт многолетней
дружбы поэта с
крестьянами Ярославской,
Костромской и
Владимирской губерний.)
Стиль поэмы имеет
глубокие народные
истоки: литературный
русский язык, разговорная
речь крестьянства,
фольклорные элементы.

5.

6. Идейно-художественная роль «Пролога»

Обозначает время действия.
Мужики временнообязанные (обязанные после
отмены крепостного права выкупить свою землю у
помещиков).
Выявляет главную проблему произведения.
Проблема счастья.
Поэма-спор, поэма – диспут (представители разных
слоёв населения высказывают своё мнение о
счастье, говорят о своей жизни).
Намечает схему, по которой должен развиваться
сюжет.
Фольклорные истоки произведения.

7. Образ дороги в «Прологе».

8.

Дорога
Обобщение
Связь
Поиск

9. Народный колорит «Пролога», «нарядный, волшебно-фантастический стиль».

Народный колорит «Пролога»,
«нарядный, волшебнофантастический стиль».
Фольклорно-сказочные элементы:
Мотивы
Образы
Речевые обороты
Пословицы
Загадки

10.

11. Мужики-правдоискатели не странники, не богомольцы, это настоящие крестьяне-труженики. Почему же они оставили свои дома в самый

Мужикиправдоискатели не
странники, не
богомольцы, это
настоящие крестьянетруженики.
Почему же они
оставили свои дома в
самый разгар
трудовой страды?

12. Развитие основной мысли.

Встреча со священником.
Разговор с помещиком.
«Счастливые» в крестьянской среде.
Сатирическое обличение холопства (дворовый с
подагрой, холоп примерный Яков верный).
Крестьяне – носители лучших качеств народного
характера – Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна
Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.

13.

14. «Клеймёный, да не раб»

15. Матрёна Тимофеевна – «губернаторша»

16.

17. Лучшие качества народного характера.

Свободолюбие
Справедливость
Трудолюбие
Стремление к прекрасному
Желание найти истину
Меткость слова, остроумие
Близость к земле, истокам, корням.

18. Выразитель гражданского сознания передового русского общества – Гриша Добросклонов.

Ему
судьба готовила
путь славный,
имя громкое народного заступника,
чахотку и Сибирь
Быть
бы нашим странникам
под родною крышею,
если б знать могли они,
что творилось с Гришею

19. «Доброе время – добрые песни»

В рабстве спасённое сердце свободное –
золото, золото, сердце народное!
В минуты унынья, о родина-мать! Я
мыслью к тебе улетаю. Ещё суждено тебе
много страдать, но ты не погибнешь, я
знаю.
Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая,
ты и всесильная, матушка-Русь!

20.

21. Литература

Учебник литературы под редакцией
Г.И.Беленького
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
English     Русский Правила