Похожие презентации:
Прибалтийско-финские этнографические группы
1.
Прибалтийско-финскиеэтнографические группы
Проживают на северо-западе России, в Финляндии и Эстонии. К прибалтийско-финским
народам относятся:
• финны,
• эстонцы,
• ингерманландцы,
• карелы,
• вепсы,
• ижора,
• водь,
• сету,
• ливы.
Данные археологии позволяют говорить о наличии собственной материальной культуры у
всех народов группы. Для этнической истории прибалтийско-финских народов характерны
активные культурные связи внутри группы, а также с балтами, германцами и восточными
славянами.
2.
ФинныФинны ведут своё происхождение от древних прибалтийско-финских племён,
проникших на территорию современной Финляндии и к VIII веку заселивших её
большую часть. К XIV веку численность финнов составляла около 150 тысяч человек, в
основном населявших юг современной провинции Саво. С XVI века начинается
финская колонизация юго-западных, а затем и северных регионов.
На данный момент составляют абсолютное большинство населения
в Финляндии (4,9 млн человек или более 90 %). Финны живут также в США — более
623,6 тыс. человек по происхождению, Швеции — 470 тыс. человек, Канаде — более
130 тыс. человек, России — 34,1 тыс. человек, Австралии — 21 тысяча
человек, Великобритании — более 11 тысяч человек, Эстонии — 10,6 тыс.
человек, Норвегии. —10 тыс. человек. Язык – финский.
В ходе масштабного генетического исследования был сделан вывод об уникальности
финского генотипа. В исследовании был изучен генотип 60 706 человек. Среди них
были представители Европы, Африки, Восточной и Западной Азии и Америки. «На
основании результатов этого исследования финнов нельзя считать европейцами или
азиатами». Причина необычности финского генотипа связана с тем, что Финляндия
долгое время была изолирована от остального мира. «Исследование
продемонстрировало, что финны по своему генотипу настолько отличаются от остальных
европейцев, что их можно отнести к отдельной группе.
3.
Финская культураСельские поселения делятся на деревни и хутора, состоящего из одного
(на востоке страны) или нескольких домов. Традиционным материалом
является древесина. Постройки были срубными и зачастую обшивались
досками, красившимися в красный цвет. Наличники и дверные проёмы
красились в белый. Изначально традиционные постройки не имели
фундамента и стояли на больших валунах и пнях, в начале XIX века в
городах появляется каменный фундамент, который затем
распространяется в деревнях.
Первостепенное влияние на финский характер, формировавшийся на
протяжении многих столетий, оказал здешний климат, в особенности
умеренно холодные, снежные зимы и долгие, до двух месяцев, полярные
ночи на севере страны. Финны довольно консервативны. Они сдержаны,
медлительны, обстоятельны. Малейшее опоздание на заранее
условленную встречу у финнов считается верхом легкомыслия.
4.
ЭстонцыВ настоящее время наибольшее количество эстонцев проживает в Эстонии – 904
тыс. человек, Финляндии – 52 тыс. человек, США – 27 тыс. человек, Швеции – 25
тыс. человек, Канаде – 24 тыс. человек и России – 17 тыс. человек.
До XVIII—XIX веков эстонцы называли себя maarahvas, что буквально значит
«народ земли», то есть земледельцы. Антропологически относятся к восточнобалтийской и атланто-балтийской расам и переходным типам между ними.
Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с
востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего
аборигенного населения. Предки эстов — финноязычные племена, которые
появились на территории современной Эстонии в I тысячелетии до нашей эры.
Позднее они вобрали отдельные восточно-финно-угорские, балтийские, частично
северогерманские (скандинавские), а с конца I тысячелетия н. э. —
восточнославянские элементы. В начале II тысячелетия древние племена
общности постепенно заменились территориальными и начался процесс
формирования эстонской народности.
5.
Эстонцы на территории РоссииМассовое переселение эстонцев на территорию современной России произошло в первой
половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской империи в ходе Великой
Северной войны. В XIX веке большое количество эстонцев из-за малоземелья переехало на мало
освоенные земли Сибири, Северного Кавказа, Крыма и Дальнего Востока.
После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в
Коми АССР, Кировскую область и Казахстан. Кроме того, с началом Великой Отечественной
войны несколько тысяч эстонцев было эвакуировано в восточные районы СССР. В 1949 году из
Эстонии была проведена депортация 20 535 человек, большинство которых были эстонцами.
После 1955 года началась массовая реабилитация эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР.
Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться — с 78,5 тыс. в 1959 году до 46,4
тыс. в 1989 году.
После распада СССР численность эстонцев в России резко сократилась по ряду причин —
репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением.
По состоянию на начало XXI века, эстонцы являются одной из самых малорелигиозных наций на
планете. Только 14 % эстонцев ответили положительно на вопрос, важное ли место
занимает религия в их жизни, 26 % эстонцев являются атеистами (5—е место в Европе);
верующие в основном лютеране и православные.
6.
Традиции эстонцевЭстонская культура зародилась в крестьянской среде, что придало ей особый
колорит, выразившийся в самобытных традициях. Так, в Эстонии по сей день
заключение брака связывается с надеванием на голову невесты головного убора
замужней эстонки, а во время празднования свадьбы всё ещё пользуются
популярностью похищение невесты, препятствование свадебному кортежу, проверка
молодой пары на умение вести хозяйство. Современные взгляды на семью отличаются
либерализмом и слабостью устоев. Между супругами приветствуется равноправие.
Для эстонца огромную ценность имеют его дом и земля. Относясь столь трепетно к
своей собственности, жители страны почитают и культурное наследие. В дни
народных праздников легко можно встретить обычных эстонцев, одетых в мужские
или женские национальные костюмы.
Эстонцы весьма молчаливы и могут показаться закрытыми и неприветливыми людьми.
Это обусловлено особенностями их менталитета – психологической обособленностью
и сдержанностью. Большинство жителей страны достаточно консервативны и не
приветствуют панибратства. Например, по нормам этикета эстонский продавец
должен быть вежлив с клиентом, но без предупредительного и участливого
отношения. Национальному характеру эстонцев присущи индивидуализм и
прагматичность. Эстонцы – приверженцы экономии, что проявляется и в лаконичном
выражении эмоций. В разговоре они используют минимум мимики и жестов,
сосредотачиваясь на сухом обмене информацией. Правда всегда ставится выше
деликатности.
7.
ИнгерманландцыЭтническая группа ингерманландцев сложилась в результате переселения шведской
администрацией в земли, отошедшие к Швеции после Русско-шведской войны 1610—
1617 годов. После 1675 года Ингерманландия становится лютеранской и финноязычной.
В результате действий шведских властей по принудительной лютеранизации местного
православного населения, большая его часть вынуждена была бежать из пределов
Ингерманландии. Переселённые на их место эвремейсы и савакоты сформировали на
новых для себя землях своеобразную субэтническую культуру. При этом представление,
что ингерманландцы — исключительно переселенцы, не совсем точно. Определяющим
этническим фактором в то время была вера.
С начала 1930-х годов ингерманландское население подверглось репрессиям со
стороны советских властей, итогом которых стало практически полное его исчезновение
из районов традиционного проживания ко второй половине 1940-х годов. Можно
выделить пять «волн» репрессий в отношении ингерманландцев. Три «волны» прошли
до войны (в 1930—1931, 1935—1936 и 1937—1938 годах), а ещё две — во время и
после войны: в 1941—1942 и 1944—1947 годах.
8.
ИнгерманландцыВ настоящее время двойственность положения финнов-ингерманландцев проявляется в том,
что, с одной стороны, они наряду с другими финскими диаспорами представлены
в Парламенте зарубежных финнов, а с другой стороны, наряду с делегациями от эстонцев,
карел, финнов и других национальностей участвуют в работе Всемирного конгресса финноугорских народов как самостоятельный этнос. Поэтому национальный вопрос в настоящий
момент стоит так: ингерманландцы — это часть финской диаспоры или самостоятельный
народ?
В настоящий момент наибольшее количество ингерманландцев проживает в Эстонии – 7321
человек, Украине – 768 человек, России – 441 человек, Казахстане – 373 человека и
Белоруссии – 151 человек.
Язык этноса - ингерманландский диалект финского языка,
по вероисповеданию ингерманландцы традиционно относятся к лютеранской церкви, однако
часть из них придерживается православия
9.
КарелыКарелы сформировались на Карельском перешейке в эпоху позднего
Средневековья. Их предки мигрировали с южного Приладожья, обособившись от
племени весь (потомки носителей дьяковской культуры, будущие вепсы), которое
обитало от Белоозера до Ладоги. До карел здесь уже обитало аборигенное
население саамов, промышлявшее охотой и собирательством. Особенностью карел
было наличие скотоводства , земледелия, срубных построек и кузнечного дела.
Внутри Карельского перешейка центром исторической Карелии был бассейн Реки
Вуоксы, где был построен город Корела. С Карельского перешейка карелы
заселили Саво, а оттуда проникли к побережью Ботнического залива и Белого моря.
Численность карелов достигает 88 тысяч человек. Из них 60 тысяч живёт в России
(преимущественно в Карелии, Тверской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской
области), 25 тысяч в Финляндии, около 1,5 тысячи в Украине.
Основными религиями являются православие, старообрядчество и лютеранство.
Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы
языков. В 1930-х годах была введена карельская письменность на основе латиницы.
10.
КарелыТрадиционные занятия — охота, рыболовство, собирательство, земледелие,
животноводство, рубка и сплав леса. Северные карелы занимались оленеводством.
Издревле добывали железо из озёрных и болотных руд, освоили ковку, медное литьё,
изготовление украшений из бронзы и меди.
Карелы выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, репу, редьку, капусту, морковь.
Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец и в небольших
количествах — кур.
Для рыбной ловли использовали сети, мерёжи, дорожки, невода и удочки. Охотились
с помощью лука и стрел, самодельных ружей, ловушек. Охотничьи и рыболовецкие
угодья передавались по наследству.
Основные средства передвижения — лодки, плоты, сани, лыжи, волокуши и дровни.
Колёсный транспорт практически не применялся.
Поселения располагались по берегам рек и озёр. Планировка деревни, в основном,
была прибрежно-рядовой. В жилых домах под одной крышей располагались
постройки для скота.
Карельская семья состояла из двух—трёх поколений родственников, совместно
владевших имуществом. Главой семьи являлся один из старших мужчин. Вопрос о
вступлении в брак решался родителями, но наряду со сватовством повсеместно
бытовал брак уводом.
Традиционная карельская пища — уха, рыбник, калитки. Хлеб пекли из кислого теста.
Значительное место в питании занимали молочные продукты. На зиму заготавливали
бруснику, клюкву, морошку, солили и сушили грибы. Из напитков предпочитали
ягодные морсы. Крепкие напитки практически не употребляли.
11.
ВепсыВыделяются три этнографические группы вепсов:
• северные (на юге Карелии)
• средние (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской
области)
• южные вепсы (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской
области).
Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования
Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими
племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой
для его формирования.
В настоящий момент в мире проживает чуть более 6 тысяч вепсов, большая часть
которых проживает на территории Карелии и Ленинградской области (около 5
тысяч).
12.
Традиции вепсовВепсы жили большими, 3—4-поколенными семьями. Всей хозяйственной и обычной
жизнью большой семьи руководил её глава − старейший мужчина.
Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество
пшеницы и картофеля. Из технических культур — лён, хмель, из овощных — репу.
Животноводство играло подсобную роль. Оно сдерживалось из-за недостатка
сенокосных угодий. Разводили коров, лошадей, овец. Рыбная ловля, а также сбор
грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления.
Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева,
бересты, плетение из ивовых и еловых корней. Женщины занимались ткачеством,
шитьём одежды и вышивкой.
Особенность женской традиционной одежды — преимущественно юбочный комплект
(юбка и кофта) наряду с сарафанами.
В XI—XII веках среди вепсов распространилось православие, однако долго
сохранялись дохристианские верования.
13.
ИжорыНачало формирования ижоры как отдельной этнической группы исследователи
относят к рубежу I—II тысячелетий нашей эры, когда одна из
ветвей корелы переселилась с востока в бассейн реки Ижоры. Позднее ижоры
медленно продвигались на запад вдоль южного берега Финского залива,
частично ассимилируя местное водское население
До середины XX века сохраняли свой язык (наиболее близок карельскому
и финскому языкам) и некоторые своеобразные черты материальной и духовной
культуры (в одежде, пище, жилище и др.). В отличие от лютеран-ингерманландцев,
проживавших на тех же землях, исповедовали православие. К настоящему времени
почти полностью ассимилированы, количество говорящих на родном языке —
несколько сотен человек. Наибольшее число проживает в России – около 260
человек.
Для домов, в которых жили ижоры, характерен тщательно выложенный фундамент,
который был рассчитан на местные почвы с высоким уровнем грунтовых вод.
Применялись крыши на накладных стропилах, соломенные кровли, конструкция
которых предохраняла кровлю от ветра.
14.
ВодьСуществующая до настоящего времени водская народность всеми исследователями
соотносится с историческим племенем водь, известным по письменным источникам с
XI века. Первое историческое сообщение о води относится к 1069 году
(Новгородская летопись). В этом году водь участвовала в походе бывшего полоцкого
князя Всеслава на Новгород и была разбита Глебом Святославичем. Во враждебном
отношении води к Новгороду исследователи видят реакцию на стремление
Новгорода обложить водь данью.
Разговаривают на водском язык, который ближе всего к северо-восточным
диалектам эстонского языка. В настоящее время язык находится на грани
исчезновения, так как почти все носители водского языка являются
представителями старшего поколения и используют в повседневном общении
преимущественно русский язык.
Основной религией является православие
По данным на 2010 год в России проживало всего 64 представителя этноса.
15.
СетуПроисхождение сету вызывает споры среди учёных. Часть из них полагает, что
сету — это потомки эстов, бежавших от ливонского ига в пределы Псковской земли;
другие считают, что сету сформировались к середине XIX века на
основе чудского субстрата, включив в свой состав и более поздних эстонских
переселенцев, которые приняли православие.
В Эстонии сету официально не считаются национальным меньшинством, их язык
считается частью выруского диалекта эстонского языка. Язык сету включён в 2009
году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой
исчезновения».
Сету, в отличие от лютеран-эстонцев, являются православными. Православие они
приняли в XV—XVI веках.
Точную численность сету установить трудно. При переписях населения сету обычно
записывали себя эстонцами и русскими. Приблизительное количество сету
насчитывает около 10 тысяч человек в Эстонии и около 200 человек в России
(перепись 2010 года.)
16.
ЛивыПредположительно прибыли в Прибалтику с восточного и северо-восточного
направления. Ближайшие родственные ливам народы — современные эстонцы.
Как полноценная и довольно многочисленная этническая община ливы сохранялись
до XII века, после чего началась их постепенная этноязыковая ассимиляция.
Традиционным занятием ливов были рыбалка и охота. Существует информация, что
прибрежные ливы занимались также и своеобразной формой пиратства. В районе
Домеснеса ливы разводили костры, привлекая внимание торговых немецких и
шведских судов, а затем грабили купцов и моряков, высадившихся на ливский берег
или же застрявших на своих судах на песчаных мелях у Домеснеса.
Исторически родной язык ливов — ливский, ныне почти не используется в живом
общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в Латвии, а также на языковых
факультетах вузов. По данным на 2010 год, в мире насчитывалось около 10 человек,
способных свободно общаться на ливском языке.
На данный момент существует около 200 представителей этноса, все они живут в
Латвии.
17.
БалтыБалты (балтийские народы) — группа народов, говорящих на балтийских языках.
Сегодняшние балтийские народы включают латышей и литовцев. Оба народа принадлежат
к так называемым восточно-балтийским народам. Западно-балтийские народы уже
исчезли. К ним относятся, например, пруссы. Ранее, кроме современных
территорий Литвы и Латвии, балты населяли территории Белоруссии, Польши и России.
18.
ЛитовцыВ настоящее время литовцами себя считают около 3,2 миллиона человек (включая
лиц, не владеющих литовским языком). Большая часть из них проживает в Литве. По
данным департамента по статистике при Правительстве Литовской республики,
литовцы составляли 84,6 % жителей Литвы.
Крупные группы литовцев проживают в США, Канаде, Англии и
Шотландии, Бразилии, России и некоторых республиках бывшего СССР.
Среди современных литовцев выделяются две основные этнические группы
литовцев — аукштайты (аукштайтийцы) и жемайты (жемайтийцы).
19.
ЖемайтыЭтническая группа в составе литовцев в Западной Литве, население исторической
области Жемайтия. Сохраняется жемайтское наречие литовского языка (иногда
рассматриваемое как отдельный язык), однако большая часть жемайтов говорит на
литературном литовском.
Предки жемайтов по археологическим данным в V веке населяли бассейн
реки Швентойи. Затем племя жемайтов продвинулась на запад до Жемайтской
возвышенности в верховьях рек Дубиса и Юра. С XIII века отстаивали независимость
в борьбе с Тевтонским орденом, в 1422 году окончательно вошли в состав Великого
княжества Литовского, образовав там Жмудское староство. К XV—XVI векам
ассимилировали южных земгалов и южных куршей Западной Литвы. В первой
половине XX века была создана отдельная письменность на латинской основе.
Верующие — католики, на юго-западе есть также лютеране.
Численность жемайтов на сегодняшний момент составляет более 500 тыс. человек.
Большинство из них проживает в Литве.
20.
Традиции жемайтовДля традиционного хозяйства Жемайтии характерно развитие
товарного льноводства и животноводства; с XVI века известны лошади
малорослой жемайтской породы.
Жемайтский дом (троба) — низкая постройка, обшитая вертикальными досками, с
соломенной полувальмовой крышей; в обеих продольных стенах находятся входы в
сени) с очагом-камином с дымоходом (каминас), отапливающим примыкающие с обеих
сторон к сеням жилые комнаты. Жемайтийские кладбища отличаются резными
деревянными надгробиями со скульптурами святых.
21.
Прусские литовцыОсобая группа литовцев, до 1945 года населявшая север и восток Восточной
Пруссии — Малую Литву (ныне восточная часть Калининградской области России
и Клайпедский край Литвы).
Из-за усиленной германизации, ассимиляции после объединения Германии в 1871
году, упрощения местного литовского образования число малолитовцев быстрыми
темпами сокращалось.
В отличие от большинства остальных литовцев, в основном католиков, малолитовцы с
XVI века были в основном лютеранами. В начале XX века часть малолитовцев
противопоставляли себя остальным литовцам. Использовали для литовского языка
другую орфографию и готический шрифт, по материальной культуре были
близки немцам, были активными германскими патриотами.
В настоящее время численность этноса составляет 122 тысячи человек. Около 100
тысяч проживают в Германии, 20 тысяч в Канаде, остальные – в Литве и России.
22.
ЛатгальцыЭтническая группа в составе латышей, коренное население Латгалии — историкокультурной области в восточной части Латвии.
Сформировались на основе восточных латгалов, населявших земли Инфлянтского
воеводства Речи Посполитой после 1620 года, а в XIX веке — три уезда Витебской
губернии Российской империи.
Большинство верующих латгальцев исповедует католицизм, что отличает их от других
латышей, являющихся преимущественно лютеранами. Письменная латгальская
традиция ведёт отсчёт с середины XVIII века.
Латгальский язык имеет свой грамматический строй и речевую систему,
рассматривается лингвистами либо как самостоятельный язык, входящий в восточную
группу балтийских языков, либо как часть латышского языка. В Латвийской
Республике латгальский язык, согласно статье 3 закона о государственном языке 1999
года, считается разновидностью латышского языка.
По оценкам Европейской комиссии, в настоящее время на латгальском говорит около
150 тыс. человек, хотя в начале XX века это число могло достигать полмиллиона.
В Латвии проживают около 150 тыс. латгальцев, но подсчёты осложняются тем, что
официально в Латвии нет отдельной национальности «латгальцы». Незначительное
количество латгальцев (около тысячи) проживает в России, преимущественно
в Красноярском крае и Новосибирской области.