127.54K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Программирование на языке Паскаль. Алфавит языка

1.

Программирование
на языке Паскаль

2.

Алфавит языка
• прописные и строчные буквы латинского
алфавита от A до z, а также символ
подчеркивания ( _ ), который тоже считается
буквой.
• Прописные и строчные буквы взаимозаменяемы
(рАвНоЗнАчНы);
• арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9;
• специальные одиночные знаки: + – * / = < > . , : ;
^ $ # @;
• специальные парные знаки: [ ] ( ) { } ;
• составные знаки : < = > = < > .. ( * * ) ( .. ).

3.

Структура программы
Program имя программы;
{заголовок
программы}
Uses …;{раздел подключения модулей}
Label …; {раздел описания меток}
Const …; {раздел описания констант}
Туре …; {раздел определения типов}
Var …; {раздел описания переменных}
Function …; Procedure …; {раздел описания функций и процедур}
BEGIN
...
END.
{раздел операторов}

4.

Из чего состоит программа?
Константа – постоянная величина, имеющая имя.
Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя
(ячейка памяти).
Процедура – вспомогательный алгоритм, описывающий
некоторые действия (рисование окружности).
Функция – вспомогательный алгоритм для выполнения
вычислений (вычисление квадратного корня, sin).

5.

5
Переменные
Типы переменных:
• integer
• real
• char
• string
• boolean
{ целая }
{ вещественная }
{ один символ }
{ символьная строка }
{ логическая }
Объявление переменных (выделение памяти):
variable – переменная
тип – целые
var a, b, c: integer;
список имен
переменных

6.

Пример программы
Begin
write(‘Это моя первая программа!’);
End.
Запустите программу на исполнение
просмотрите результат.

7.

Оператор вывода
write ( a );
{ вывод значения
переменной a}
writeln ( a ); { вывод значения
переменной a и переход
на новую строчку}
writeln ( 'Привет!' ); { вывод текста}
writeln ( 'Ответ: ', c );
{ вывод
текста и значения переменной c}
writeln ( a, '+', b, '=', c );
7

8.

Задание 1
• Выведите следующий текст на экран:
Привет всем!
Я лучший программист МБОУ СОШ №77!
Обратите внимание на то, что текст
выводится в две разные строчки

9.

Вычисление математических
выражений в ABC Pascal

10.

• Приоритет выполнения операций в
ABC Pascal такой же, как и в
математике.
• Достаточно только научиться
правильно записывать
математические выражения на языке
Pascal

11.

Арифметические действия
Операция
А+В
А-В
А*В
A/B
А div B
A mod B
Наименование
Сложение
Вычитание
Умножение
Деление (только для
вещественного типа)
Вычисление целой части
(неполного частного)
Вычисление остатка

12.

Примеры
Математическая
запись
Запись на языке
Pascal
37(25+87,5)-17(4,6+1,9)
37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9)
ab
d4
c
a*b/c+d*d*d*d
a 2b 3c
5a 4
(a+2*b-3*c)/(5*a+4)
a b ab
a b 3,14
(a+b)/(a-b)+a*b/3.14
Десятичная запятая в Pascal
обозначается точкой

13.

Стандартные функции
Функция Паскаля
Математическая
запись
Название
Abs(x)
|Х|
Абсолютная величина
числа Х (модуль)
Sqr(x)
Х2
Возведение числа в
квадрат
Exp(x)
ex
Экспонента
Sqrt (x)
х
Вычисление
квадратного корня
Frac (x)
Вычисляет дробную
часть числа
Round (x)
Округляет до
ближайшего целого
числа
Trunc (x)
Отсекает дробную
часть

14.

Стандартные функции
Функция Паскаля
Математическая
запись
Название
Sin(x)
sinx
Вычисление синуса
Cos(x)
сosx
Вычисление косинуса
Int(x)
[x]
Целая часть числа
Ln(x)
Ln x
Вычисление натурального
логарифма
Exp(y*ln(x))
хy
Возведение числа в
степень
Random(x)
Pi
sin x
tgX
cos x
Возвращает случайное
число в диапазоне от 0 до Х
Число π
cos x
сtgX
sin x

15.

Градусы в Pascal нужно
перевести в радианы
30 30 * pi / 180
Математическая
запись
Запись на языке Pascal

16.

Операторы ЯП Pascal ABC

17.

Оператор присваивания
<имя переменной> := <выражение>;
Арифметическое выражение может включать
• константы
• имена переменных
• знаки арифметических операций:
+ *
/
div
mod
умножение
деление
• вызовы функций
• круглые скобки ( )
деление
нацело
остаток от
деления

18.

Оператор ввода
read ( a );
{ ввод значения
переменной a}
read ( a, b ); { ввод значений
переменных a и b}
Как вводить два числа?
25 a
30 b
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30
25 a
30 b

19.

Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и вывести на
экран их сумму.
Простейшее решение:
program qq;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.

20.

Задание 2
• Решить задачу.
• Ввести три целых числа и вывести на
экран их произведение.
English     Русский Правила