2.69M
Категория: РелигияРелигия

Религия и верования древних хакасов

1.

Урок № 12
«Путешествие по
Красноярскому
краю»

2.

«Религия и верования древних хакасов»
Задание № 1 Назовите одним словом:
1. Вера в богов и духов
2. Подарки богам и духам
3. Поражение копьями нарисованных животных
4. Поклонение животным или растениям
5. Набор обрядов и ритуалов
6. Поклонение различным предметам
7. Душа могла жить бесконечно долго
8. Посредник, который может связываться с духами
Как называется вера, которую представляет шаман?
Назовите народности, которые верят шаманам.

3.

«Религия и верования древних хакасов»
Во что верили древние хакасы?
Древние хакасы были шаманистами, но с X века
у них появляются дома для богослужения!
Часть верующих хакасов — православные, разные группы хакасов
были крещены в XVIII—XIXвв. Однако сохранились и традиционные верования (шаманизм).
Вера в духов, заклинание духов непосредственно через шамана
сохранялась у хакасов в течение многих веков.

4.

«Религия и верования древних хакасов»
Шаман (по хак. - хам) считается посредником
между миром людей и сверхъестественными
силами. При этом у каждого народа имеются присущие только
ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную
роль в жизни общества - они проводили обряды, промысловые
культы, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам
души не родившихся детей, провожали душу умершего в иной
мир.

5.

«Религия и верования древних хакасов»
Шаманский дар давался либо от рождения, что
бывало довольно редко, либо давался при жизни.
По представлению хакасов, сами духи (тöси)
выбирали себе хозяина. Тöси - это рожденные вместе с водой и
землей невидимые вечные силы, дающие камам знания и направляющие их деятельность. Шаманские тöси воображались в виде
зверей, птиц, змей, вихря и т.д. Они делились на «чистых» (арыг
тöстер) и нечистых (пуртах). Шаманские тёси различаются по
полу и возрасту, по своему назначению и функциям.

6.

«Религия и верования древних хакасов»
Обычно шаманом становился человек из того
же рода, которому покровительствовали эти
духи прежде, для этого он должен было обладать
«лишней» костью.
Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара
было делом очень сложным, для этого
нужна была помощь
сильного шамана,
который мог
запереть духов в
горы.

7.

«Религия и верования древних хакасов»
У шаманов существовала своя иерархия.
Шаманы делились на три категории. Самые
сильные «пугдуры» имели до девяти бубнов, особый костюм и
огромную армию духов. При камлании их духи могли достигать
Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря.
Пугдуры проводили горные
жертвоприношения, лечили от
бесплодия женщин, получая
жизненную силу «хут» от самой
богини Умай, занимались
предотвращением эпидемий
скота.

8.

«Религия и верования древних хакасов»
Средние шаманы «пулгосы» обладали только
одним бубном и надевали простой шаманский
наряд. Их шаманские
путешествия ограничивались соседними
районами Хакасии.
Представители низшей категории
«чаланчики» обладали даром гипноза.
Они не был посвящены в учение
шаманизма, не имели шаманского
костюма и бубна. Чаланчики лечили
от испуга, с глаза и т.д. и соответствовали русским знахарям.

9.

«Религия и верования древних хакасов»
Главным религиозными атрибутами шамана
считаются бубен «тÿÿр» с
колотушкой «орба» и
шаманский костюм.
Шаманский бубен считался
живым существом, и вести себя
с ним необходимо было соответствующим
образом. Вольное обращение с бубном каралось
весьма строго. На бубен по указанию шамана
наносились рисунки, имеющие сакральное значение. На бубне имелось три группы изображений.
Одна из них отражает общешаманские представления, другая
характеризует личных духов - помощников шамана, а третья
составляет ряд рисунков, связанных с культовыми функциями
данного шамана в пределах его квалификации и возможностей.

10.

«Религия и верования древних хакасов»
Во время камлания шаманский бубен в параллельном мире помогал
своему хозяину, превращаясь в животных или необходимый транспорт.
Бубны в течение жизни шамана, по предписанию Адам-хана, могли меняться.
Онгон – объемное
изображение духов –
предков и духов – помощников шамана.
Он изготавливался для защиты, лечения,
заклинания погоды и «оживал» после того
как шаман вдыхал в него духа. Онгоны
служили для призывания духов и выказывания им почтения, по сибирскому обычаю их
«потчевали» молоком, спиртным или жиром, переодически
добавляя украшения.

11.

«Религия и верования древних хакасов»
Шаманы обладали даром ясновидения. Такие
люди могли следить за событиями, которые
происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Шаманы использовались
и для злых намерений. Они могли погубить душу людей и скот,
наслав на них злых духов. За это многие люди приравнивали
шаманов к злым духам. У хакасов бытовало убеждение, что
практику «злого шамана можно пресечь». Особо много бед простым людям причиняли «чеек-хамы», которые могли съесть душу
человека и тем самым убить.
Люди старались не причинить
шаману оскорбления или обиды,
в противном случае он с помощью
своей армии тёсей мог уничтожить
не только конкретного человека,
но и весь род.

12.

«Религия и верования древних хакасов»
Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Во время
моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с
черными головами. Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духипокровители домашних животных - изыхи. Изыху посвящали
лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись.
Никто, кроме владельца не мог на ней ездить, а женщины не
могли даже прикасаться.
Весной и осенью владелец
мыл молоком гриву и хвост
посвященной лошади и
вплетал в гриву цветную
ленту.

13.

«Религия и верования древних хакасов»
Духам приносили жертву. Например, не
прикасались к пище, пока не приносили жертву
духу огня. В
костер бросали кусочек мяса и
плескали напиток.
Традиционные верования
хакасов отразились и на
похоронной обрядности. В
прошлом хоронили в земле,
младенцев — в дуплах, для
шаманов устраивали воздушное
захоронение в лесу. В некоторых местах на могиле сооружали
срубный домик. При захоронении устраивали тризну, разжигали
огонь, жертвовали ему пищу.

14.

«Религия и верования древних хакасов»
Мегалиты (от мега и греческого líthos —
камень), сооружения из больших блоков дикого
или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, крытые галереи.
Большей частью они служили для погребений или были
связаны с погребальным культом. По-видимому, мегалиты —
общинные сооружения. Их возведение представляло для
первобытной техники сложнейшую задачу и требовало
объединения больших масс людей.

15.

«Религия и верования древних хакасов»
Дольмены
«Мая»
«Нежность»
«Хан»

16.

«Религия и верования древних хакасов»
Менгиры
Салбыкского кургана
Бахчисарайский
менгир
Хакасские менгиры

17.

«Религия и верования древних хакасов»
Кромлехи

18.

«Религия и верования древних хакасов»
Вывод:
Фактически религия всегда была единой и
никогда не менялась. Она лишь временами приходила в упадок,
который выражался в шаманизме, оккультизме, колдовстве и
атеизме, или вспыхивала с новой силой в результате нового
подъема. Менялись лишь языки, имена и второстепенные
образы. Сегодняшний этап развития
религии, который характеризуется
расширением городского атеизма
(параллельно с оккультизмом и
сатанизмом) является лишь одним из
периодов деградации религии, за
которым неизменно последует новый
подъем.
English     Русский Правила