74.78K
Категория: ЛитератураЛитература

Степь как образ родины в повести Гоголя «Тарас Бульба»

1.

в повести Гоголя «Тарас Бульба»

2.

«Царь степи»
Гоголь был великим живописцем природы. Его
пейзажи всегда очень лиричны, проникнуты
глубоким чувством и отличаются богатством ярких
красок.
Писатель А.П.Чехов называл Гоголя «царём степи»
за столь яркое описание природы в своих
произведениях.
Образ степи для Гоголя – это образ Родины. В
описании степи – горячая любовь к своей родине,
вера в её могущество, восхищение красотой и
бескрайними просторами.

3.

Описания степи
Краски степи:
«Вся поверхность земли представлялась зелёнозолотым океаном, по которому брызнули
миллионы разных цветов»;
«Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили
голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок
выскакивал
вверх
своею
пирамидальною
верхушкою; белая кашка зонтикообразными
шапками пестрела на поверхности; занесенный
бог знает откуда колос пшеницы наливался в
гуще».

4.

Краски степи ночью:
«Всё пёстрое пространство её охватывалось
последним ярким отблеском солнца и постепенно
темнела, так что видно было, как тень
перебегала по нём, и она становилась тёмнозелёною»;
«По
небу,
изголуба-тёмному,
как
будто
исполинскою кистью наляпаны были широкие
полосы из розового золота».
Пестрота и яркость красок степи слепят
взор, основной фон степи – зелёно-золотой, с
брызгами миллионов разных цветов.

5.

Запахи и звуки степи:
«испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая
травка испускала амбру, и вся степь курилась
благовонием»;
«Пёстрые суслики выползали из нор своих,
становились на задние лапки и оглашали степь
свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее.
Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера
крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе»;
«Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир
насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист,
стрекотанье - всё это звучно раздавалось среди ночи,
очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий
слух».
«Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась
другою»

6.

Обитатели степи:
«Под тонкими их корнями шныряли куропатки,
вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью
разных птичьих свистов. В небе неподвижно
стояли ястребы, распластав свои крылья и
неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик
двигавшейся в стороне тучи диких гусей
отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из
травы подымалась мерными взмахами чайка и
роскошно купалась в синих волнах воздуха»

7.

Воздух, небо над степью:
«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою
кистью наляпаны были широкие полосы из розового
золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные
облака, и самый свежий, обольстительный, как
морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам
травы и чуть дотрагивался до щёк»;
«На них прямо глядели ночные звёзды… Иногда ночное
небо в разных местах освещалось дальним заревом
от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника,
и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг
освещалась серебряно-розовым светом, и тогда
казалось, что красные платки летали по тёмному
небу».

8.

Образ степи
Степь у Гоголя необъятна, как море: «нигде не
попадались им деревья, всё та же бесконечная,
вольная, прекрасная степь».
Растений в степи бесконечное множество, ветер
приводит их в движение и взору представляется живая
волнообразная поверхность, создающая впечатление
бесконечности: «Никогда плуг не проходил по
неизмеримым волнам диких растений»; «поверхность
земли представлялась зелёно-золотым океаном»
Мир степи живой и активный, это проявляется и в
крике лебедя, и в полёте чайки, и в трещании
кузнечиков. Во всех движениях и звуках, какие мы
видим в описании степи.

9.

Днём степь светится яркой изумрудностью и
оглашается пением самых разнообразных птиц, а
под вечер начинает источать приятное
благовонное марево от различных трав. Таким
образом, степь представляет собой удивительное
пространство, в котором красота выражается в
самых разных формах.

10.

Природа у Гоголя - это не просто пейзаж, а живой
персонаж,
действующее
лицо
произведения,
отражающее духовные переживания героев повести.
После того, как герои покинули родной дом,
попрощались с матерью, отправившись в путь в
печальном
настроении,
природа
являлась
отражением их душевного состояния:
«Молодые казаки ехали смутно (печально) и
удерживали слёзы, боясь отца своего, однако же, с
своей стороны, тоже был несколько смущён, хотя
не старался этого показывать».

11.

Как в этот момент выглядит природа:
«День был серый; зелень сверкала ярко; птицы
щебетали как-то вразлад… хутор их как будто ушёл
в землю; уже равнина, которую они проехали,
кажется издали горою и всё собою закрыла.
Прощайте и детство, и игры, и всё, и всё!»; «Все
три всадника ехали молчаливо».
Герои преображаются, когда попадают в объятия степи:
«А между тем степь уже давно приняла их всех в
свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши,
скрыла их, и только козачьи черные шапки одни
мелькали между ее колосьями»

12.

«Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и
живительным, теплотворным светом своим облило
степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков,
вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».
Степь, как мать, принимает своих сыновей,
пытаясь их утешить, передать свою энергию.
Степь и казаки близки друг другу. Не зря сердца
казаков сравнивает автор с птицами. Казаки сами
подобны птицам, стремительные и быстрые,
живущие в степных просторах и привыкшие к
воле, воздуху и солнцу, естеству природы.

13.

Необыкновенная красота природы и осознание
того, что это удивительное место на земле – милая
сердцу родина, вызывают восторг автора и его
героев.
Степь – обобщённый образ родины. Ради неё
казаки совершают подвиги.
English     Русский Правила