339.87K
Категория: ПолитикаПолитика

Политическая идеология

1.

ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ИДЕОЛОГИЯ

2.

1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК КОМПОНЕНТ
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
СОЗНАНИЕ

совокупность
теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и
чувств, посредством которых социальными субъектами
осознается сфера политики, опосредуются их отношения с
политическими
структурами
притязания на власть.
и
обосновываются
их

3.

КОМПОНЕНТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ
МЕНТАЛИТЕТ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ИДЕОЛОГИЯ

4.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - это неотъемлемая часть
политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические
отношения и интересы в общественно-психологической форме и
способствующая выработке у субъекта непосредственныхмотивов и
установок политического поведения
Чувства и эмоции людей, создающие
определенные мотивы их политической
деятельности
ЭЛЕМЕНТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Индивидуально-психические свойства (воля,
память)
Физиологические механизмы,
обусловленные врожденными качествами
человека (наследственностью) и
проявляющиеся в психофизических
свойствах, регулирующих темперамент,
демографические и половозрастные черты

5.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ – единая форма осознания
социально-политической системы, которая формируется в результате
осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным
политическим сознанием и выражает актуальные для данного
политического коллектива ценности
СПОСОБЫ
ВОСПИТАНИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ФОРМИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОГО
МЕНТАЛИТЕТА
ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТАРИЗАЦИЯ

6.

УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
С точки зрения субъекта
По глубине отражения
действительности
МАССОВОЕ

реально
действующее политическое ОБЫДЕННОЕ – формируется
сознание
массовой
на базе жизненного опыта
общности.
человека.
ГРУППОВОЕ – сознание
больших и малых групп: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ –
классов, политической элиты,
формируется социальными
связанных с политикой.
группами
на
основе
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

исследования политических
система
мотивации
и
процессов.
ценностных
компонентов,
обеспечивающих познание
личностью политики.

7.

2 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Первые ростки политической идеологии появились на свет в
XIV в. в период эпохи Возрождения, когда возник первый
общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса
секуляризации,
т.
е.
освобождения
индивидуального сознания от религии.
общественного
и

8.

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
ПОДХОД
СОДЕРЖАНИЕ ПОДХОДА
СИСТЕМНЫЙ
(Т. Парсонс)
Рассматривает идеологию как важный функциональный
элемент политической системы общества, как систему
ценностей, определяющую основные направления
развития данного общества и поддерживающую
существующий общественный порядок.
МАРКСИСТСКИЙ
(К. Маркс)
Рассматривает природу и функции идеологии с двух
противоположных сторон.
С
одной
стороны,
буржуазную
идеологию,
существующую в рамках капиталистической системы, он
характеризует как форму ложного (иллюзорного),
ошибочного сознания, которую сознательно насаждает
буржуазия для сохранения своего господства и
манипулирования сознанием пролетариата.
С другой стороны, собственно марксистскую идеологию
(“идеологию нового типа”) трактует как учение или
доктрину,
объективно
выражающую
интересы
передового общественного класса — пролетариата.

9.

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
ПОДХОД
СОДЕРЖАНИЕ ПОДХОДА
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ
(К. Манхейм)
Рассматривает идеологию наряду с утопией как
форму ложного (иллюзорного) сознания,
насаждаемого с целью введения в заблуждение
людей
и
создания
возможностей
для
манипулирования ими. При этом, если
идеология — это ложь, призванная оправдать в
глазах людей существующий порядок вещей, то
утопия — это ложный идеал будущего, ложные
обещания, призванные увлечь людей на путь
разрушения старого и строительства нового
мира
КРИТИЧЕСКИЙ
(Р. Арон и Э. Шилз)
Рассматривает идеологию как своего рода
политическую религию, т. е. мало связанную с
реальностью веру людей, которая возникает в
периоды глубоких социальных кризисов и
мобилизует их совместные усилия по выходу из
кризисной ситуации.

10.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ИДЕОЛОГИЯ

определенная
доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы
лиц на власть (или ее использование), добивающейся в
соответствии с этими целями подчинения общественного
мнения собственным идеям.
ЦЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Овладение
общественным
сознанием
Внедрение в него
своих ценностных
оценок, целей и
идеалов
политического
развития
Регуляция
поведения граждан
на основе этих
оценок, целей и
идеалов

11.

УРОВНИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ
ПРОГРАММНОДИРЕКТИВНЫЙ
ТЕОРЕТИКОКОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ
• На этом уровне
формируются
основные положения
политической
теории,
обосновываются
определенные
ценности и идеалы,
которые лежат в
основе
предлагаемого типа
общественного
устройства
• На этом уровне
социально-философские
принципы и идеалы
переводятся в
конкретные
политические
программы, лозунги и
требования
политических элит,
политических партий,
формируя, таким
образом, стратегию и
тактику политической
борьбы по отношению к
солидарным или
враждебным классам и
социальным группам.
• На этом уровне
осуществляется
внедрение в
общественное
сознание
определенных
идеологических
установок в виде
программ, лозунгов и
требований, что
приводит в конечном
счете к
определенному типу
политического
поведения.

12.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
ОРИЕНТАЦИОННАЯ
• ВКЛЮЧАЯ В СЕБЯ ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ И
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ, О ПОЛИТИКЕ И ВЛАСТИ, ИДЕОЛОГИЯ
ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОСОЗНАННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ
• ПРЕДЛАГАЯ
ОБЩЕСТВУ
ОПРЕДЕЛЕННУЮ
МОДЕЛЬ
(ИДЕЮ,
ПРОГРАММУ) БОЛЕЕ СОВЕРШЕННОГО СОСТОЯНИЯ (СТРОЯ, РЕЖИМА),
ИДЕОЛОГИЯ ТЕМ САМЫМ МОБИЛИЗУЕТ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА НА ИХ
ВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИЗНЬ
ИНТЕГРАЦИОННАЯ
• ФОРМУЛИРУЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ, ИДЕОЛОГИЯ, ПРЕДЛАГАЯ ИХ ОБЩЕСТВУ,
ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

13.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
АМОРТИЗАЦИОННАЯ
• ОБЪЯСНЯЯ И ОПРАВДЫВАЯ В ГЛАЗАХ ЛЮДЕЙ СУЩЕСТВУЮЩУЮ
ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ,
ИДЕОЛОГИЯ ТЕМ САМЫМ СПОСОБСТВУЕТ СНЯТИЮ СОЦИАЛЬНОГО
НАПРЯЖЕНИЯ, СМЯГЧЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
КОГНИТИВНАЯ
• БУДУЧИ ОТРАЖЕНИЕМ ПОРОДИВШЕГО ЕЕ ОБЩЕСТВА, ИДЕОЛОГИЯ
НЕИЗБЕЖНО НЕСЕТ В СЕБЕ РЕАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЖИЗНИ, НЕСЕТ
ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО КОНФЛИКТАХ, ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ
С
ХАРАКТЕРОМ
СОЦИАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ,
УРОВНЕМ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИЕЙ
ФУНКЦИЯ ВЫРАЖЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ОПРЕДЕЛЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ИЛИ КЛАССА
• НАПРИМЕР,
МАРКСИСТСКАЯ
ИДЕОЛОГИЯ
ПРЕТЕНДУЕТ
НА
ОТСТАИВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПРОЛЕТАРИАТА, ЛИБЕРАЛЬНАЯ — СЛОЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И СОБСТВЕННИКОВ И Т. Д.

14.

3 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
ПО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ПАРАДИГМЕ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ
ИДЕОЛОГИИ
ЛЕВЫЕ ИДЕОЛОГИИ
ЦЕНТРИСТСКИЕ
ИДЕОЛОГИИ
ПРАВЫЕ ИДЕОЛОГИИ
Видят социальный
прогресс в постоянном
преобразовании
общества в
направлении
достижения равенства,
социальной
справедливости,
создании условий для
всестороннего
развития личности
Умеренные взгляды,
склонные к
политическому
компромиссу,
объединению правых и
левых, стремящиеся к
достижению
равновесия и
стабильности.
Связывают
идею
прогресса с обществом,
основанным на идеалах
свободной конкуренции,
рынка,
частной
собственности
и
предпринимательства;

15.

ЛИБЕРАЛИЗМ
Это самое распространенное идеологическое течение (от лат.
liberalis — свободный), которое сформировалось в конце XVII–
XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии.
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Д. Локк (1632–1704 гг.);
А. Смит (1723–1790 гг.);
Ш. Л. Монтескье (1689–1755 гг.);
И. Кант (1724–1804 гг.);
А. де Токвиль (1805–1859 гг.);
Т. Джефферсон (1743–1826 гг.).

16.

ЛИБЕРАЛИЗМ

учение
и
общественно-политическое
течение, провозглашающее свободу личности и других
гражданских и политических прав индивида и ограничение
сфер деятельности государства.

17.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ ЛИБЕРАЛИЗМА
• Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от
рождения) равенство всех людей
• Признание определённых неотчуждаемых прав человека (право
на жизнь, свободу, собственность)
• Теория и практика правового государства
• Главные условия процветания государства:
• государство частной собственности,
• невмешательство государства в экономику,
• простор для личной инициативы.
• Идея «естественного неравенства людей». Неравенство – это
естественный биологический, социальный и исторический факт,
обусловленный неравенством способностей, талантов,
трудолюбия
• Парламентское, конституционное правление
• Разделение власти
• Политический плюрализм

18.

Под влиянием дальнейшего развития социальных процессов
происходила внутренняя эволюция либерализма, и в 30-х гг. XX в. на свет
появился
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ.
Исследователи
связывают
начало
неолиберализма с “новым курсом” американского президента, представителя
Демократической партии Ф. Рузвельта.
НОВЫЕ ИДЕИ И
ПРИНЦИПЫ
НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
Расширение возможностей для участия масс в
политическом процессе
Оптимальное разделение власти «по этажам»
Признание допустимости и необходимости
вмешательства государства в экономическую сферу
Расширение деятельности государства в социальной
сфере

19.

КОНСЕРВАТИЗМ
Консерватизм (термин впервые употребил Ф. Шатобриан в конце XVIII в.)
возник
как
антиреволюционная
феодально-клерикальная
идеология,
отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков и
выступает
оппонентом
либерализма.
Предпосылкой
возникновения
консерватизма стали попытки либералов радикально переустроить общество
после Великой Французской революции.
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Э. Брек (1729–1797 гг.);
Ж. де Местр (1754–1821 гг.);
Л. де Бональд (1754–1840 гг.).

20.

КОНСЕРВАТИЗМ – политическая идеология, выступающая
за сохранение существующего общественного порядка, в
первую
очередь
морально-правовых
отношений,
воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

21.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ
КОНСЕРВАТИЗМА
• Преклонение перед традициями и историческим прошлым
• Государство и правящая элита должны не только управлять
обществом, но и воплощать мудрость нации
• Оправдание решительных мер в защиту консервативных
ценностей, связанных с семьей, религией, сословными
разграничениями
• Признание существования незыблемых нравственных идеалов и
ценностей, естественным образом сложившегося порядка вещей
(санкционируемого и поддерживаемого религией)
• Естественное неравенство людей
• Ненадежность прогресса. Сдержанное отношение к социальным
изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям,
которые согласуются с существующим порядком и развиваются
подконтрольно
• Критическое отношение к потенциальным возможностям
совершенствования человека и общества с помощью
политических средств и методов: только религиозная вера может
сделать человека лучше, политические законы лишь не
позволяют ему поступать плохо

22.

В 70-х гг. XX столетия возникла исторически новая фаза в развитии
консерватизма — НЕОКОНСЕРВАТИЗМ. Его появление связывают с приходом
к власти в США республиканцев во главе с Р. Рейганом, в Великобритании —
консерваторов во главе с М. Тетчер, в ФРГ — блока ХДС/ХСС во главе с Г.
Колем.
НОВЫЕ ИДЕИ И
ПРИНЦИПЫ
НЕОКОНСЕРВАТИЗМА
Приоритетность принципа свободы над принципом
равенства
Защищая идею свободы и прав человека,
акцентирует внимание и на обязанностях человека
перед самим собой и перед обществом.
Демократия должна быть вертикальной,
элитарной. Функционирование политических
институтов представительной демократии.
Ограничение вмешательства в рыночную
экономику

23.

СОЦИАЛИЗМ
Идеи социализма возникли в глубокой древности, но свое теоретическое
и идеологическое оформление он получил только в Новое время в работах
классиков утопического социализма Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш.
Фурье, А. Сен-Симона, Ж.Ж. Руссо и др.
В середине XIX в. попытку дать научное обоснование идеологии
социализма предприняли немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. На базе
учения К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось крупное идеологическое
течение МАРКСИЗМ.
МАРКСИЗМ – политическая теория и практика, базирующиеся
на возможности создания коммунистического общества,
основанного на свободе от любых видов эксплуатации,
равенстве
всех
индивидов,
преодолении
трудящихся от собственности и власти.
отчуждения

24.

ОБЩИЕ ИДЕИ
СОЦИАЛИЗМА
Идея равенства и братства всех людей
Основанная на равенстве социальная справедливость
Приоритет общественного над личным
Признание необходимости энергичного вмешательства
государства в регулирование общественных отношений
Борьба за более высокое качество жизни, которое
характеризует степень социальной свободы человека,
условия и содержание его труда, доступность системы
образования
и
духовных
ценностей,
состояние
окружающей среды.

25.

В начале XX в. марксизм раскололся на две противоборствующие друг с
другом ветви: ЛЕНИНИЗМ и СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЮ.
ЛЕНИНИЗМ (БОЛЬШЕВИЗМ) – учение В.И. Ленина и его сторонников,
которое сформировалось в России.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И
ПРИНЦИПЫ
ЛЕНИНИЗМА
(БОЛЬШЕВИЗМА)
Отказ от основополагающего принципа марксизма
об одновременном переходе к социализму
наиболее развитых стран мира
Революционный, насильственный захват власти
Слом буржуазной государственной машины,
неприемлемость сотрудничества с буржуазией
Экспроприация частной собственности и
превращения ее в общественную (государственную)
собственность

26.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ – это доктрина постепенного
реформирования буржуазного общества путём утверждения демократии во
всех сферах жизни – политической, социальной и международной.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛДЕМОКРАТИИ
Возможность смены правительства (смещения
буржуазии) мирными средствами
Наличие свободных выборов. Представление
гражданам действительного выбора между
различными политическими альтернативами
Гарантия прав личности и меньшинства
Плюралистическая экономика, основанная на
началах самоуправления, предполагающая
элементы планирования и сохранения рынка, как
регулятора производства. Государство регулирует
рынок в интересах людей
Мир и сотрудничество государств

27.

ФАШИЗМ
Сформировался в 20–30-х гг. ХХ в. как национал-социалистическая
идеология. Родоначальниками фашизма являются бывший лидер левого
крыла итальянских социал-демократов Б. Муссолини и немецкий
политический деятель А. Гитлер.
ОСНОВНЫЕ
ИДЕИ И
ПРИНЦИПЫ
ФАШИЗМА И
НАЦИОНАЛСОЦИАЛИЗМА
Идея расизма и элитаризма
Теория о превосходстве определенных народов над
другими
Открытая диктатура, вождизм, требующий безусловного
подчинения масс своему конкретному руководителю
«Ницшеанская идея» сверхчеловека, который в интересах
своей расы имеет право преступать нормы общественной
морали, созданной для того, чтобы слабые могли
господствовать над сильными

28.

АНАРХИЗМ
АНАРХИЗМ – политическое течение, провозглашающее своей целью
уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти
свободной и добровольной ассоциацией граждан.
Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У.
Годвином, который сформулировал понятие “общество без государства” в
своей книге “Исследование о политической справедливости”.
Сложившийся как политическое течение в 40–70&х гг. XIX столетия в
Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой
идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к
вопросу о путях достижения провозглашенной цели.

29.

ОСНОВНЫЕ ИДЕЙНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАРХИЗМА
ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ
АНАРХИЗМ
(М. Штирнер)
МОТЮЭЛИЗМ
(П. Прудон)
Идея абсолютной свободы человека, который в своих
желаниях и поступках не должен быть связан ни
существующими
религиозными
догмами,
ни
нормами права и морали.
Идея обмена на базе “свободного договора”
КОЛЛЕКТИВИСТСКИЙ
АНАРХИЗМ
(М. Бакунин)
Государство в любой его форме является орудием
угнетения масс. Выступает за его немедленное
уничтожение революционным путем
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ
АНАРХИЗМА
В основу положен “биосоциологический закон
взаимной
помощи”,
определяющий
якобы
естественное стремление людей к сотрудничеству, а
не к борьбе друг с другом
English     Русский Правила