Федор Иванович Тютчев
Ф.И. Тютчев в детстве. Копия с портрета К. Барду. 1805–1806
Овстуг - родовое имение Тютчевых
Герб рода Тютчевых
Детство Тютчева
1819 год – Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.
«Я встретил Вас и все – былое…»
Элеонора Тютчева, первая жена поэта
Эрнестина Тютчева, вторая жена поэта
Е.А. Денисьева. Фото начала 1860-х
Е.И. Денисьева. Художник Иванов. 1850-е
«Глашатай истины, пророк любви…»
Лирический герой Тютчева
«На бесконечном на вольном просторе…»
Философские мотивы в лирике Тютчева
Философские мотивы в лирике Тютчева
Философские мотивы в лирике Тютчева
Философские мотивы в лирике Тютчева
«Фонтан»
1.65M
Категория: БиографииБиографии

Федор Иванович Тютчев

1. Федор Иванович Тютчев

1803 – 1873 гг.
Страницы биографии и
творчества

2. Ф.И. Тютчев в детстве. Копия с портрета К. Барду. 1805–1806

Федор Иванович Тютчев
родился 23 ноября (5 декабря)
1803 года в селе Овстуг
Орловской губернии.
Ф.И. Тютчев в детстве.
Копия с портрета К. Барду.
1805–1806

3. Овстуг - родовое имение Тютчевых

4. Герб рода Тютчевых

Родители Тютчева, Иван
Николаевич и Екатерина
Львовна, принадлежали к
старинному дворянскому
роду
По преданию, Тютчевы приехали из Италии

5.

Родители Тютчева
Екатерина Львовна Тютчева
(урожденная Толстая), мать поэта
1776-1866 г.г.
Женщина умная,
духовно одарённая,
но нервная и
впечатлительная
Она оказала огромное влияние на своего сына

6.

Родители Тютчева
Иван Николаевич Тютчев,
отец поэта 1768-1846
Иван Николаевич был радушным и добросердечным
хозяином-помещиком. Он не стремился к
служебной карьере

7. Детство Тютчева

Тютчев рано обнаружил
необыкновенные дарования и
способности к учению. Получил
хорошее домашнее образование
Семён Егорович Раич
1812 год – в семью Тютчевых для
воспитания сыновей приглашен
молодой поэт-переводчик Семён
Егорович Раич. В течение семи
лет Раич руководил домашним
образованием Федора Тютчева и
оказал большое влияние на
формирование его характера.

8.

1817 год – Тютчев под
руководством Раича переводит
послание Горация к Меценату.
Раич представил перевод
своего воспитанника Обществу
любителей российской
словесности, и работа была
одобрена.
Переводчика Тютчева, которому тогда было
14 лет, удостоили звания «сотрудника», а
перевод напечатали в XIV части «Трудов»
общества.

9. 1819 год – Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.

Его профессором был
М.П.Погодин, впоследствии
известный историк.
Здесь формируется умеренное
политическое вольномыслие,
но Тютчев остаётся
противником революционных
выступлений. Его больше
интересуют художественные,
эстетические и философские
проблемы. В студенческие
годы он много читает,
участвует в литературной
жизни университета.
Его ранние стихи выдержаны в духе
классицизма и сентиментализма.

10.

В июле 1822 года (Тютчеву 19 лет), получив место
сверхштатного чиновника русской миссии в
Боварии Тютчев отправляется в Мюнхен.
За границей Тютчеву предстоит прожить 22 года.
Здесь он знакомится с немецкой литературой. Его
собеседниками становятся философ Шеллинг, поэт
Гейне. Он переводит немецких авторов - Гете,
Шиллера, Гейне.
В 1836 г. в журнале «Современник» были
напечатаны стихи Тютчева «Стихотворения
из Германии» (24 стихотворения)
После этой публикации на Тютчева обратили
внимание в литературных кругах.

11. «Я встретил Вас и все – былое…»

Мюнхенский период – пора светских успехов и
сердечных мечтаний Тютчева. Он пережил
пылкое увлечение Амалией Лерхенфельд,
которой и посвятил тихотворения:
«Я помню время золотое…»
«Я встретил Вас и все - былое…»
К. Б.
Я встретил вас – и все былое
Возлюбленная Ф.И.Тютчева.
Портрет работы И. Штиллера
1830-е гг.
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -И сердцу стало так тепло…
26 июля 1970

12.

Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия
явно стремилась добиться как можно более
высокого положения в обществе. И это ей удалось.
За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия
обвенчалась с его сослуживцем, бароном
Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно,
когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но
легко представить себе его тогдашнюю боль и
отчаянье. Но, несмотря на обиды, взаимоотношения
Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека,
несмотря на то, что он был женат на другой, он
посвятил ей стихи.
Последняя его встреча произошла 31 марта 1873 г., разбитый
параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его
просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на
нее, не говоря ни слова.
Амалия пережила Тютчева на 15 лет. Ей он посвятил
стихотворения: “Я помню время золотое…”, “Твой милый взор”, “Я
встретил”, Я знал ее…”.

13. Элеонора Тютчева, первая жена поэта

В 1826 году первой женой поэта стала Элеонора
Петерсон, урожденная графиня Ботмер.
Это был во многих отношениях необычный,
странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно
обвенчался с совсем недавно овдовевшей
женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от
одного до семи лет, к тому же с женщиной на
четыре года старше. Еще и через два года многие в
Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали
об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы
были ей чужды», но однако бесконечна
очаровательная, обаятельная - писал биограф поэта
К.В. Пигарев об Элеоноре.
Худ. И Шеллер, 1827 г.

14.

Можно предположить, что Тютчев решился на
женитьбу главным образом ради спасения от
мук и унижения, вызванных утратой истинной
своей возлюбленной. Но, так или иначе,
Тютчев не совершил ошибки. Элеонора
беспредельно полюбила его. Она сумела
создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев
прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у
него было три дочери: Анна, Дарья,
Екатерина.
Ф.И. Тютчев.
Неизвестный художник.
1825
В 1838 году Элеонора Петерсон пережила страшное потрясение:
«Пожар на корабле, где я находилась с тремя детьми. Этот несчастный
случай подорвал мое здоровье.»
Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события
Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он
поседел в одну ночь. Это стихотворение он посвятил ей:
“Еще томлюсь тоской желанья…””

15. Эрнестина Тютчева, вторая жена поэта

В 1836 году Тютчев встретил и полюбил
Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь
лет моложе поэта. Она была из первых
красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с
блестящим умом и прекрасным образованием.
Они поженились в 1839 г. В Мюнхене у них
родились Мария и Дмитрий, а младший сын
Иван – в России.
В этом же году за самовольный отъезд в
Швейцарию (чтобы заключить брак) он
отставлен со службы и лишен звания
камергера. Тютчев с женой переезжают в
Мюнхен.
Литография Г. Бодмера с оригинала И.
Штиллера.

16.

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза потупленные ниц,
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Эрнестина Пфеффель.
Художник Ф. Дюрк. Начало 1840-х

17.

Осенью 1844 года Тютчев
возвращается на родину.
Николай I одобряет
политические публикации поэта.
В 1848 г. получает должность
цензора при министерстве
иностранных дел.
В 1858 г. Назначается
председателем «комитета
цензуры иностранной».

18. Е.А. Денисьева. Фото начала 1860-х

Елена Денисьева - последняя любовь Тютчева
«Денисьевский» цикл - это собрание
стихотворений Ф.И. Тютчева, в которых
говорится о его любви к Елене
Денисьевой.
Отношения поэта с Денисьевой были
более чем драматичными, однако
продолжались в течение четырнадцати
лет.
Общество с трудом мирилось с их
связью: во-первых, Тютчев был женат, вовторых, возлюбленная годилась ему в
дочери.
Е.А. Денисьева.
Фото начала 1860-х

19.

У Денисьевой и Тютчева родились
дочь и двое сыновей. С официальной
своей семьей Тютчев не порывал, тем
не менее в гостиных Петербурга и
окрестностей его нещадно поносили ему не могли простить этот роман на
стороне, потому что здесь была
подлинная страсть, не таимая от света,
отличавшаяся постоянством.
На самое Денисьеву было воздвигнуто
общественное гонение. Трудны и
тяжелы были для Тютчева и сцены,
нередко происходившие между ним и
Денисьевой

20. Е.И. Денисьева. Художник Иванов. 1850-е

В последние годы жизни
Тютчев несет одну потерю за
другой: умирают старший сын,
брат, дочь Мария, в 1864 году
скончалась от чахотки
Денисьева, в 1865 – двое их
детей, потом мать Тютчева.
Е.И. Денисьева.
Художник Иванов. 1850-е

21.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

22.

О, не кладите меня
В землю сырую Скройте, заройте меня
В траву густую! Пускай
дыханье ветерка
Шевелит травою,
Свирель поет издалека,
Светло и тихо облака
Плывут надо мною!..
Федор Иванович Тютчев умер
ранним утром 15 июля 1873
года.

23.

Федор Иванович Тютчев — русский поэт, современник
Жуковского, Пушкина, Некрасова, Толстого. Это был умнейший,
исключительно образованный человек своего времени, европеец
«самой высшей пробы», со всеми духовными потребностями,
воспитанными западной цивилизацией. Поэт покинул Россию, когда
ему исполнилось 18 лет. Лучшее время своей жизни, 22 года, он
провел за границей. На родине он стал известен только в начале 50-х
годов XIX столетия. Будучи современником Пушкина, он тем не менее
был идейно связан с другим поколением — поколением
«любомудров», которое стремилось не столько активно вмешаться в
жизнь, сколько осмыслить ее. Эта склонность к познанию
окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно
оригинальной философской и поэтической концепции. Лирику
Тютчева можно тематически представить как философскую,
гражданскую, пейзажную и любовную. Однако эти темы очень тесно
переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство
рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и
Вселенной, о связи человеческого существования с вселенской
жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и
исторических судьбах России.

24. «Глашатай истины, пророк любви…»

Тютчев… создал речи, которым не суждено
умереть.
И.С. Тургенев
…для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков
Художественный мир
Тютчева:
- пейзажная лирика
- любовная лирика
- философская лирика
- гражданская лирика

25. Лирический герой Тютчева

Центром поэтического мира
Тютчева является образ
мыслителя.
Лирика Тютчева философична.
Этим объясняется появление
основной жанровой формы фрагмента.
В поэзии Тютчева часты
архаизмы и эпитеты.

26. «На бесконечном на вольном просторе…»

Преобладание пейзажей –
одна из примет лирики Тютчева
Природа
у Тютчева
изменчива,
динамична
очеловечена,
одухотворена
многолика,
насыщена
звуками,
красками,
запахами
Очень часто пейзажные
стихи имеют и прямой,
и иносказательный
смысл, связанный с
миром человеческой
души
Главное у Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е.
натурофилософская лирика

27.

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный
Все вторит весело громам...
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

28.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

29.

Пейзажная лирика
Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской.
Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино; пейзажи
получают символический смысл. Природа, по Тютчеву, ведет более честную и
осмысленную жизнь до человека и без человека, чем после того, как человек
появился в ней. Поэт не однажды объявлял природу совершенной по той
причине, что природа не дошла до сознания, а человек не возвысился над ней.
Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она
одухотворена, олицетворяет ту самую «живую жизнь», по которой тоскует
человек:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Природа в лирике Тютчева имеет два лика — хаотический и
гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать,
увидеть и понять этот мир. И когда поэту удается понять язык природы,
ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом —
«Всё во мне и я во всем».

30.

Любовная лирика
Особое место в творчестве Тютчева занимает тема любви. Человек
сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и
мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Такой судьбой
была его встреча с Еленой Александровной Денисьевой. Ей посвящен
цикл стихотворений, представляющий как бы лирическую повесть о
любви поэта — от зарождения чувства до безвременной кончины
возлюбленной. В 1850 году 47-летний Тютчев познакомился с 24-летней Е.
А. Денисьевой, учительницей своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой
смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. С официальной
своей семьей Тютчев не порывал, и общество отвергло несчастную
женщину, «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».
Весь «денисьевский цикл» — самоотчет,
сделанный поэтом с великой строгостью, с
желанием искупить вину свою перед этой
женщиной. Радость, страдание, жалобы — все
это в стихотворении «О, как убийственно мы
любим...»:

31.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей
встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
Жизнь отреченья, жизнь
страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
И что ж теперь? И где ж всё это? Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
И долговечен ли был сон?
Что сердцу нашему милей!..
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

32.

Любовная лирика
Одно из самых жизненных и скорбных стихотворений этого цикла
— «Весь день она лежала в забытьи...». Неотвратимое угасание
любимой на фоне летнего буйства природы, уход ее в «вечность»,
горькая безнадежность — все это трагедия уже немолодого поэта,
которому предстоит пережить эти минуты:
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
Даже в печальных строках у
Тютчева брезжит свет
надежды, которая дарит
человеку отблеск счастья.
Встреча с прошлым, может
быть, одно из самых тяжких
испытаний для человека,

33.

«Любила ты, и так, как ты любить –
Нет никому еще не удавалось»…
Любовь в
творчестве
Тютчева
«и блаженство, и
безнадежность»
«поединок
роковой» двух
сердец.
напряженное,
трагическое
чувство,
несущее
человеку
страдание и
счастье

34. Философские мотивы в лирике Тютчева

Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято
называть пушкинской, он создал совершенно иной тип поэзии. Не
отменяя всего, что было открыто его гениальным современником,
он указал русской литературе еще один путь. Если для Пушкина
поэзия — способ познания мира, то для Тютчева — возможность
прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Русская
высокая поэзия XVIII века была по-своему поэзией философской, и
в этом отношении Тютчев продолжает ее, с той немаловажной
разницей, что его философская мысль — вольная, подсказанная
непосредственно самим предметом, тогда как прежние поэты
подчинялись положениям и истинам, заранее предписанным и
общеизвестным. Возвышенным у него оказываются содержание
жизни, ее общий пафос, ее главные коллизии, а не те принципы
официальной веры, которыми воодушевлялись старые одические
поэты.

35. Философские мотивы в лирике Тютчева

Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при
этом оценивать всю кратковременность действительности.
Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что
иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как
мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он
далеко — он ничто. Его присутствие — не более как точка в
пространстве, его отсутствие — все пространство», — писал
Тютчев. Смерть же он считал единственным исключением,
которое увековечивает людей, выталкивая личность из
пространства и времени.

36. Философские мотивы в лирике Тютчева

Тютчев отнюдь не считает, что современный мир построен
должным образом. По Тютчеву, мир, окружающий человека,
едва ему знаком, едва освоен им, а по содержанию своему
он превышает практические и духовные запросы человека.
Мир этот глубок и таинствен. Поэт пишет о «двойной
бездне» — о бездонном небе, отраженном в море, тоже
бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности
внизу. Человек включен в «мировой ритм», чувствует
родственную близость ко всем земным стихиям: и
«ночной», и «дневной». Родным оказывается не только
Хаос, но и Космос, «все звуки жизни благостной». Жизнь
человека на грани «двух миров» объясняет пристрастие
Тютчева к поэтическому образу сновидения

37.

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
Сон — способ прикосновения к тайнам сущего,
особого сверхчувственного познания секретов
пространства и времени, жизни и смерти. «О
время, погоди!» — восклицает поэт, сознавая
скоротечность бытия.

38. Философские мотивы в лирике Тютчева

Для лирики Тютчева характерен мотив постижения Вселенной. В
основе мирозданья, по мнению поэта , лежит «древний хаос».
Мир, в котором мы живём, - лишь «златотканый покров».
Одним из основных является мотив призрачности бытия: жизнь
проходит, остаются лишь воспоминания, которые со временем
тоже исчезают.
В лирике Тютчева сильны мотивы одиночества, невозможности
познания, ограниченности человеческого разума.

39. «Фонтан»

Тема стихотворения –
предопределенность человеческой
судьбы.
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветнойИ снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
<Апрель 1836>

40.

Гражданская лирика
За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых
минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание
декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848
годов, польское восстание, Крымская война, реформа 1861 года,
франко-прусская война, Парижская коммуна... Все эти события не
могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина.
Трагически ощущая свое время, кризисное состояние эпохи, мира,
стоящего накануне исторических потрясений, Тютчев считает, что
все это противоречит нравственным требованиям человека, его
духовным запросам.
Волны в бореньи,
Стихии во преньи,
Жизнь в измененьи —
Вечный поток...

41.

К теме человеческой личности поэт относился со страстью человека,
испытавшего режим Аракчеева, а потом Николая I. Он понимал, как мало
жизни "и движения в родной стране: «В России канцелярия и казарма», «все
движется около кнута и чина», — говорил он Погодину. В зрелых стихах
Тютчев напишет о «сне железном», которым все спит в империи царей, а в
стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов,
он пишет:
Вас развратило Самовластъе,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, схоронена.
О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов.
Поэзия Тютчева показывает, что новое
общество так и не вышло из состояния
«хаоса». Современный человек не
выполнил своей миссии перед миром,
он не позволил миру вместе с ним
взойти к красоте, к разуму. Поэтому у
поэта много стихов, в которых
человека как бы отзывают назад в
стихию как не справившегося с
собственной ролью.

42.

Размышляя о судьбе
России, о ее особом
многострадальном
пути, о самобытности,
поэт пишет свои
знаменитые строки,
которые стали
афоризмом
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…

43.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев
Фет
Философский характер лирики, мысль в которой
Трагический характер лирики, доминирующее
всегда сливается с образом. Стремление поэта
чувство – напряжение. Вместе с тем присущий поэзии
осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней,
Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и
постичь тайны космоса и человеческого бытия
радости, преодоление драматических ситуаций
чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство
враждебных сил. Но драматизм восприятия
действительности сочетается с неиссякаемой
любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по
Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к
безнадежности и смерти, но именно любовь дает
человеку величайший душевный взлет, ощущение
счастья
Жизнь в стихах Фета – миг, закрепленный в вечности.
Красота в его стихах - это преодоленное страдание,
радость, добытая из боли. Любовь - это тоже
проявление изначальной красоты и гармонии мира,
которые помогают человеку подняться над
обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных
порывов
Человеческое "я" по отношению к природе не капля Импрессионистский характер изображения чувств, их
в океане, а две равные беспредельности. Незримые фрагментарность и предельная образность. Вместе с
движения человеческой души созвучны зримой
тем, строгая художественная структура стихов, их
диалектике природы. День и обычная жизнь - это
внутреннее равновесие сочетаются с ощущением
покровы, скрывающие первозданный хаос мира,
эскизности, нарочитой оборванности
видимый ночью. Душа человека изначально – это
тоже хаос.
Образная система лирики сочетает предметные
Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира
реалии внешнего мира и субъективные впечатления
создаются повышенной метафоричностью стихов,
от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в динамичностью и музыкальностью художественных
изображении гармонии предметных реалий мира образов. Настроение преобладает над мыслью, мысль
внешнего и глубины мира внутреннего
"растворена" в музыке, которая тоже есть проявление
красоты
Мастерство поэта в создании фонетических и
живописных образов, сочетание звукописи с
неожиданной палитрой красок, цветных образов
Мастерство в использовании параллелизмов,
повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и
глубина поэтических интонаций, звуковой
инструментовки

44.

Сравнивая стихи А. А. Фета со стихами Ф.
И. Тютчева, Н. А. Добролюбов писал:
«...талант одного способен во всей силе
проявиться только в уловлении
мимолетных впечатлений от тонких
явлений природы, а другому доступны,
кроме того,— и знойная страстность, и
суровая энергия, и глубокая дума,
возбуждаемая не одними стихийными
явлениями, но и вопросами
нравственными,
интересами общественной жизни».
English     Русский Правила