Архитектура Киевской Руси
        Особенности архитектуры Киевской Руси
           Десятинная церковь
                   Софийский собор
  Михайловский Златоверхий собор
              Золотые ворота
              Успенский собор
4.40M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Архитектура Киевской Руси

1.                Архитектура Киевской Руси

               Архитектура Киевской Руси

2.         Особенности архитектуры Киевской Руси

        Особенности архитектуры Киевской Руси
Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры и других видов искусства. На Русь из
Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи.
Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода
позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры. Влияние народного языческого начала
обусловило и отличия учеников от своих наставников.
Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было
гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально
и жизнерадостно.
Каменное зодчество на Руси испытало определенное влияние византийской архитектуры. В нем утвердился крестово-купольный храм.
Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, уже на заре
русского церковного зодчества, наметившийся отход от византийских канонов и поиск самостоятельных путей в архитектуре. Взяв за основу
крестово-купольную композицию, русские мастера, внеся в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и
пирамидальность. Уже в одной из самых первых русских каменных церквей - Богородице Десятинной в Киеве - наметились такие нехарактерные для
Византии черты: многокупольность (25 куполов).
Жемчужиной древнерусской архитектуры является тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве. Построен он был между 1037 и 1051 гг., когда
Ярослав Мудрый развернул бурную строительную деятельность. Храм Святой Софии стал главным в русской митрополии, центром политической и
культурной жизни, символом мощи государства Русь. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Каменное
строительство в XI в. велось во многих городах.
В период феодальной раздробленности намечаются и различия в архитектуре отдельных княжеств. В связи с этим в ответе целесообразно дать их
краткую характеристику.
Архитектурные постройки Галицко-Волынского княжества плохо сохранились и известны только по археологическим раскопкам. Особенностью
архитектуры этой земли было соединение византийско-киевской композиции с элементами романского убранства.
После установления в Новгороде республики прекратилось княжеское строительство. Заказчиками строительства были бояре, купцы и жители
города. Это обусловило упрощенность построек.
Зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий. Большого размаха
достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Признанным шедевром владимирской архитектуры стала построенная в 1165 г.
церковь Покрова на Нерли, поражающая стройностью и устремленностью ввысь.
Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной церкви и
других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства.
Следует заметить, что на Руси все-таки преобладало деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они
украшались иконами, написанными на доске.

3.            Десятинная церковь

           Десятинная церковь
Десятии нная цеи рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в
Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства,
воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте
кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна.
Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём
в летописи сообщалось:
В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя
Богородица и послав преведе мастеры от Грек.
— «Повесть временных лет»
В иных летописных списках годом заложения церкви называют
также 990 и 991 годы. Строительство было окончено в 996 году.
Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от
княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового
здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60
метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку
археологами были найдены остатки здания, считающегося домом
церковного причта, построенным одновременно с церковью (так
называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по
завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром.

4.                    Софийский собор

                    Софийский собор
Собоор Святоой Софиои (Софиойский собоор) — храм, построенный в
первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи,
князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над
печенегами. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен
в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый
полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок
(3000 м²) первой половины XI века и значительные фрагменты
стенописи XVII—XVIII веков. На рубеже XVII—XVIII веков при
гетмане Иване Мазепе (1687—1709) и митрополите
Варлааме (Ясинском) (1690—1707) был полностью восстановлен
и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по
обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при
митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл
нынешний облик.
Современная колокольня Софийского собора была построена в
1699—1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его
сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня
сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на
втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

5.   Михайловский Златоверхий собор

  Михайловский Златоверхий собор
Михаойловский Златовеорхий монастыорь (укр. Михайлівський
золотоверхий монастир) — один из древнейших монастырей в
Киеве. Включает разрушенный в 1930-егоды и заново построенный
в середине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила
в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью
Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы).
Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с
позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная
традиция.
Предание приписывает основание монастыря первому
киевскому митрополиту Михаилу.
Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году
князем Святополком Изяславичем (в крещении Михаилом) на
месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно
его отцом — Изяславом Ярославичем (в крещении Димитрием).
Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое
значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу —
небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом
захоронения князей.

6.               Золотые ворота

              Золотые ворота
памятников оборонного зодчества
Древнерусского государства (Киевской Руси) периода
правления князя Ярослава Мудрого.
Золотые ворота (укр. Золоті ворота) — один из немногих
При Ярославе Мудром территория Киева активно
разрасталась, что требовало возведения новых
оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с
армированными деревянными клетями, глубокие рвы. Город
Ярослава Мудрого окружали земляные валы общей
протяжённостью 3,5 километра, проходили они по
нынешним улицам центра Киева — от Львовской площади
(где находились Львовские ворота) вдоль улицы
Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до
площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова
поднимались вверх к Михайловской площади. Историки
утверждают, что Ярослав Мудрый окружил Верхний город
тремя воротами, наиболее прочными из которых оказались
именно Золотые ворота, являвшиеся центральным входом в
город.

7.               Успенский собор

              Успенский собор
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — один из
старейших православных храмов Харькова. Пятый из двенадцати
официальных символов города.
Построен в 1685—1687 годах. С XVII века неоднократно перестраивался.
В 1924 году был закрыт, в 1929 году частично разобран. С 1920-х до начала
1940-х годов служил зданием городской радиостанции, в послевоенные
годы — помещением для цехов швейно-красильного предприятия. В 1950—
1980-х годах подвергся комплексной реставрации. С 1986 года — Дом
органной и камерной музыки Харьковской областной филармонии. С 1990
года — действующий храм
Украинской православной церкви (Московского патриархата).
Расположен в центре города на Университетской горке на берегу реки
Лопань. Квартал, занимаемый собором, ограничивается
Университетской улицей, улицей Квитки-Основьяненко и Соборным
переулком.
Соборная колокольня (89,5 м) —
десятое по высоте каменное здание Харькова и
вторая по высоте колокольня Украины.
English     Русский Правила