2.67M
Категория: МузыкаМузыка

Русская музыка с древних времен по XVIII век

1.

Древнерусская
музыка

2.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:музыкальный ФОЛЬКЛОР
Истоки русской музыки уходят в глубокую древность и тесно связаны
с художественным творчеством восточных славян –
песнями,сказками, легендами. Русский народ всегда славился своей
музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до
смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров: с
помощью песен люди поклонялись таинственным силам природы,
матери напевали детям колыбельные песни, женщины пели за
прялкой; мужчины, выполняя совместно тяжелую работу, помогали
себе трудовыми песнями.
Так складывалось народное музыкальное творчество –
музыкальный фольклор

3.

Фольклор в переводе с английского означает
«народная мудрость»
Есть две важные особенности, которые отличают народное
творчество от профессионального:
Во-первых, народное творчество всегда устное, тогда как
профессиональное – письменное
Во-вторых, в народном творчестве нет авторства, оно безымянно,
анонимно.

4.

Календарно – обрядовые песни
Древняя Русь – земледельческая страна, и
благополучие каждой семьи зависело не
только от трудолюбия, но и от капризов
погоды. Поэтому важное место в русском
фольклоре занимают календарнообрядовые песни, связанные со сменой
времен года. Они имели магический смысл,
их исполнением люди стремились
повлиять на далеких богов, управляющих
силами природы. Пение сопровождалось
играми и символическими действиями.
Главным божеством считалось Ярило – бог
солнца.
Календарный год древних славян делился
на два времени года: лето и зима. Словом
лето обозначалось время,
благоприятное для полевых работ ( весна,
лето и начало осени)

5.

Веснянки ( заклички)
Год в древнеславянском календаре начинался весной, когда
пробуждалась вся природа. Весну встречали старинным обрядом
закликания: из теста пекли фигурки птиц( жаворонки, тетерки, кулики),
их разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. А рано утром
женщины и девушки поднимались на высокие пригорки или крыши
домов и звали весну. Заклички пели громкими, зычными голосами.
Главная роль в закличках принадлежит слову, значение мелодии
второстепенное. Часто мелодии закличек имеют очень узкий объем
звукоряда, терцовый. Они состоят из коротких попевок, почти
одинаковых, их интонация приближается к речи, поется приблизительно.

6.

колядки
Перед Рождеством, в Сочельник колядовали: группой обходили
соседские дворы с пением поздравительных песен – колядок. Эти
поздравления были шутливыми. Часто колядовщики ходили ряжеными,
то есть одетыми в веселые карнавальные костюмы. Принято было
одаривать колядующих угощением с праздничного стола. После
выноса даров, гости желают хозяевам здоровья и счастья. Колядки
также называли щедровками и авсеньками ( синь, усинь – древнее
название месяца) Мелодии колядок похожи на заклички( повторение
коротких попевок, узкий звукоряд, первенство слова . Но главное
отличие – ритм, колядки поют , приплясывая, поэтому они отличаются
более четким плясовым ритмом.

7.

Былины и исторические песни
В устном творчестве многих народов существует героический эпос.
Это собрание повествований о подвигах героев, придуманных
народной фантазией. Эти герои могли вести свое происхождение и от
реально существующих людей, но в народном эпосе им приписывались
фантастические подвиги.
Основные произведения русского героического эпоса – киевские
былины, старины, появившиеся в период расцвета Киевской Руси.
Главные герои киевских былин – богатыри Илья Муромец, Добрыня
Никитич и Алеша Попович

8.

былины
Русские богатыри ведут борьбу с многочисленными иноземными
врагами, разбойниками и фантастическими чудовищами.
Исполняли былины певцы- сказители ( БОЯНЫ) под мерный ,
неторопливый перебор гуслей. Одна былина могла длиться около
часа, чтобы заставить людей слушать ее, нужно было обладать
актерским талантом и иметь специальную выучку. Умение сказывать
былины – это особая профессия, которая передавалась от отца к
сыну.. Былины «сказывали» нараспев, ее напев не заслоняет слово,
а усиливает его смысл.. Музыкальные фразы намного длиннее, чем в
обрядовых песнях, ритм свободный, переменный размер.

9.

Исторические песни ( баллады)
С XIV века появляется новый жанр народного эпоса – исторические
песни. Они возникли как горестный отклик на страдания народа во
времена монголо-татарского нашествия. В народе их также называли
старинами, как и былины. Но между этими жанрами есть глубокие
отличия:
Для русских исторических песен характерны трагические сюжеты в
отличие от праздничных, жизнеутверждающих былин
Здесь нет никаких сказочных преувеличений, сюжеты исторических
песен соответствуют жизненной правде и рассказывают о простых
людях
Печаль песен выражается не только словами, но и мелодией, теперь
она не просто подчиняется тексту, как в былинах, а выражает общее
настроение. Поэтому мелодии исторических песен развитые и
напевные
Исторические песни слагали и пели не профессиональные
сказители, а обычные простые люди

10.

Лирические песни
Лирические песни – вершина русского народного музыкального
творчества. В этих песнях наиболее полно выражаются душевные
переживания, настроения и чувства русских людей. Лирические песни –
более позднего происхождения, XVI-XVII вв.
Лирические песни также называют протяжными, в них широко
распеваются гласные. Здесь господствует мелодия, слово отходит на
второй план. Мелодия очень свободна, в ней часто возникают
переменные размеры и ладо-тональная переменность.
В лирических песнях появилось русское народное многоголосие. Его
называют подголосочной полифонией. Как правило, начинает кто-то
один – запевала, а затем подключаются остальные, но они поют не ту же
мелодию, а свои подголоски, которые то сходятся в унисон, то опять
расходятся.

11.

Свадебный обряд
Русский свадебный обряд являлся одним из самых важнейших семейных
обрядов. Он включал в себя множество этапов: сватовство, смотрины,
рукобитие, девичник, выкуп невесты и др. Большинство этих этапов
сопровождалось обрядовыми песнями и играми.
Девичником – называлась встреча невесты и подруг перед свадьбой.
Здесь происходил ключевой момент свадебного обряда – расплетание
девичьей косы, что символизирует окончание прежней жизни девушки.

12.

Свадебный обряд
Девичник сопровождался причетами и специальными песнями. Плач
невесты , оплакивавшей разлуку с привольной жизнью , с девичеством, звучал драматично. Это были и текстовые, и музыкальные
импровизации, как правило строившиеся на противопоставлении жизни
девушки в родном доме и в чужой семье. ( если невеста не умела сама
«плакать» приглашали специальную женщину – плакальщицу)
После венчания невеста уже не причитала, начиналась праздничная,
веселая часть обряда. На пиру гости поют величальные песни жениху и
невесте. Также звучат шуточные песни, подружки невесты часто
подсмеиваются над женихом.

13.

Хороводные и плясовые песни
Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг,
хождение по кругу уподоблялось хождению за солнцем. Хоровод
объединял.,сплачивал людей, участники хоровода не только пели,
двигаясь по кругу, но и могли приплясывать и разыгрывать действия.
Плясовые песни отличались четким ритмом, веселым и задорным
характером. Часто такие песни имели шуточный оттенок.

14.

Часть вторая:
профессиональная музыка
Зарождение профессиональной музыки происходило в эпоху создания
первого древнерусского государства – Киевской Руси (IX-XIIIв) Принятие
христианства (988) и укрепление связей с Византией дало толчок для
развития духовной музыки. Первоначально церковные мотивы
заимствовались из Византии, но их тексты вскоре были переведены на
русский язык, а русские певчие к XII веку обогатили эти мелодии своими
национальными традициями. Так появилось знаменное пение.

15.

Знаменное пение
Плавные неторопливые одноголосные напевы сочинялись безвестными
певчими монастырских школ и исполнялись исключительно мужским
хором в унисон ( любое музыкальное сопровождение в православной
церкви было запрещено) и записывалось без линеек специальными
значками – знаменами. Эти знаки служили певчим лишь напоминанием об
особенностях мелодии, но не указывали их точную высоту. Такую запись
также называли крюковое письмо, по названию одного из главных знаков
– «крюк»

16.

Княжеская прикладная музыка
Другой, менее значимый вид профессионального искусства –
княжеская прикладная музыка, звучавшая во время различных
церемоний. Ратная музыка исполнялась группой трубачей во время
военных походов. Придворные увеселения сопровождались звучанием
гуслей, свирелей, гудков. Частый гость на княжеских пирах – певецгусляр, восхвалявший военные и другие заслуги князя.

17.

скоморохи
Большую роль в развитии
музыкальной культуры Киевской
Руси играли скоморохи –
странствующие актеры, которые
были умельцами на все руки. Они
пели и плясали, играли на
разных инструментах, сочиняли
потешные стихи, жонглировали и
показывали фокусы. Скоморохов
ценили и князья, приглашая к
себе на службу. Но большей
популярностью в народе
пользовались бродячие
скоморохи за их смелость в
высмеивании человеческих
пороков.

18.

Скоморохов можно назвать полупрофессиональными музыкантами,
они мастерски исполняли народные песни, веселые прибаутки
собственного сочинения, зарабатывая тем самым на пропитание. При
этом их искусству нигде не учили, оно передавалось стихийно из
поколения в поколение.
Скоморохи часто подвергались гонениям со стороны церкви за их
смелую критику, они могли быть схвачены и осуждены без всякого суда
и следствия, а их инструменты сожжены.

19.

колокольные звоны
Колокольные звоны получили
особое распространение с XV
века. Для колоколов строились
специальные звонницы. В отличие
от европейских стран, где для
извлечения звука раскачивали
сами колокола, на Руси звук
возникал от раскачивания языка
колокола, ударявшего о корпус.
Колокола могли использоваться
как сигнальные инструменты (
набат), если призывали к бунту
или предупреждали об опасности.
Но чаще на них исполнялись
мелодичные церковные звоны –
благовест (поочередное
чередование звуков разной
высоты) или трезвон (
одновременное звучание
нескольких колоколов.

20.

Музыка XVII века
XVIIстолетие называют в истории «бунташным» веком: смутное время,
крестьянские войны, стрелецкие бунты. Общественные потрясения
отразились в первую очередь в народном творчестве, обогатившимся
появлением новых жанров –песен вольницы,молодецких и казацких
песен.

21.

Музыка XVII века
Несмотря на все потрясения,
XVII век явился переломным в
области просвещения,
культуры и искусства. Успешно
развивается книгопечатание,
открываются первые средние
школы. В литературном
творчестве возникают новые
светские жанры - бытовые,
исторические, сатирические
повести. В живописи в
творчестве художника,
ученого Симона Ушакова зарождается парсунное
письмо , жанр светского
портрета. («парсуна» – лицо,
личность)

22.

Музыка XVII века
В XVII веке в церковную музыку вошло многоголосие, которое
постепенно проникало в Россию с Запада. Новый вид хорового
исполнения « по партиям» получил название партесного пения. Его
основными жанрами стали – кант и партесный концерт.
Для их записи впервые была применена современная нотация в виде
нотного стана из пяти линеек.

23.

кант
Кант – небольшая трехголосная песня без сопровождения, исполнявшаяся
ансамблем чаще всего в домашних условиях. Содержание кантов было
различным, первое время – религиозным, а позже, с развитием жанра в
XVIII столетии – философским, назидательным, лирическим, шуточным.
Были также канты-виваты, посвященные военным победам. Для кантов
характерно параллельное звучание двух верхних голосов, чаще в терцию, и
сопровождающий гармонический бас.

24.

Партесный концерт
Самый сложный и самый интересный жанр как духовной , так и светской
хоровой музыки того времени. Концерты писались, как правило, для двух
четырехголосных хоров, располагавшихся на некотором расстоянии друг
от друга, создавая для слушателей своеобразный стереофонический
эффект. Слово концерт – означает состязание, а количество
«соревнующихся» хоров достигало трех, четырех или даже шести. Такие
многохорные концерты писал один из самых интересных композиторов
того времени – Василий Титов.

25.

Для развития многоголосного
пения в 70-е годы в Москву был
приглашен опытный украинский
музыкальный теоретик и
композитор Николай Дилецкий,
который издал первый серьезный
учебник хорового пения и
сочинительства - «Мусикийская
граматика»
English     Русский Правила