4.25M

Писатели потерянного поколения

1.

Писатели «потерянного
поколения»
Выполнила:
Вердеш Владислава,
студентка 3 курса
очного отделения,
Группа 381809

2.

Происхождение
термина
• Понятие «потерянное поколение» ввела в
оборот
американская
писательница
Гертруда Стайн, жившая в Париже в
разговоре с ее шофером. Она сказала: "Все
вы потерянное поколение, вся молодежь,
побывавшая на войне. У вас ни к чему нет
уважения. Все вы сопьетесь". Это изречение
было случайно услышано Э. Хемингуэем и
пущено им в обиход.
• Вскоре после того, как близкий друг и
ученик
Эрнест
Хемингуэй
включил
выражение в эпиграф романа «Фиеста», оно
приобрело
более
широкий
смысл,
обозначая молодых людей, которые
повзрослели на фронтах мировой войны и
разочаровались в послевоенном мире.
Вернувшись с фронта, эти люди уже не
могли снова жить нормальной жизнью:
после пережитых ужасов войны всё
остальное казалось им мелочным, не
достойным внимания.
Гертруда Стайн (1874-1946)

3.

Гертруда Стайн —
покровительница
потерянного поколения
• Американская писательница и теоретик
литературы Г. Стайн прежде всего известна в
модернистской литературе как организатор
своего «салона» для молодых англоязычных
писателей.
• Её квартира на улице Флёрюс стала одним
из центров художественной и литературной
жизни Парижа первой половины XX века. Для
многих писателей она была наставником и
нередко спонсором.
• После войны многие молодые и пока
непризнанные
американские
писатели,
переехав в Париж, стали посещать салон
Стайн. Её мнения старался узнать каждый
гость,
она
обладала
способностью
предугадать тенденции, своей критикой
могла возвысить или разрушить карьеру
любого автора.

4.

Литература «потерянного поколения» - явление весьма
неоднородное, однако можно выделить её характерные черты:
• Главным герой - человек, пришедший с войны и не находящий себе места в
мирной жизни. Его возвращение оборачивается осознанием пропасти
между ним и теми, кто не воевал.
• Герой не может жить в спокойной, безопасной обстановке и выбирает
профессию, связанную с риском, или ведёт «экстремальный» образ жизни.
• Герои писателей «потерянного поколения» часто живут вне своей родины,
само понятие родного дома для них как бы не существует: это люди,
утратившие чувство стабильности, привязанности к чему бы то ни было.
• Поскольку ведущим жанром литературы «потерянного поколения»
является роман, герои обязательно проходят через испытание любовью, но
отношения влюблённых обречены: мир нестабилен, неустойчив, поэтому и
любовь не даёт героям ощущения гармоничного бытия. С темой любви
связан также мотив обречённости человечества: у героев нет детей, т. к.
либо женщина бесплодна, либо влюблённые не хотят впускать ребёнка в
жестокий и непредсказуемый мир, либо один из героев умирает.
• Моральные и нравственные убеждения героя, как правило, небезупречны,
однако писатель не осуждает его за это, т. к. для человека, прошедшего
через ужасы войны или изгнания, многие ценности утрачивают свой
традиционный смысл.

5.

Главные имена «потерянного
поколения»
Эрнест Хемингуэй
Эрих Мария Ремарк
Томас Вульф
Натаниэль Уэст
Ричард Олдингтон
Джон О'Хара
Джон Дос Пассос
Шервуд Андерсон
Ф. Скотт Фицджеральд
Анри Барбюс

6.

Эрих Мария Ремарк
(1898-1970)
• Немецкий писатель XX века, представитель «потерянного
поколения».
• В юности увлекался творчеством С. Цвейга, Т. Манна, Ф.
Достоевского, И. В. Гёте.
• В 1904 году поступил в церковную школу.
• В 1912 году Ремарк поступил в католическую учительскую
семинарию, чтобы стать учителем
• В 1915 году продолжил своё обучение в королевской
семинарии Оснабрюка, где познакомился с Фрицем
Хёрстемайером, который вдохновил будущего писателя на
литературную деятельность. В это время Ремарк становится
членом литературного общества «Кружок мечтаний»,
возглавляемого местным поэтом.
• В 18 лет, был тяжело ранен и остаток войны провёл в
военных госпиталях Германии.
• В послевоенные годы сменил множество профессий: был
учителем в школе, продавцом надгробных памятников,
воскресным органистом в доме для умалишённых, торговым
служащим, а позже профессиональным журналистом.

7.

Творчество Э. М.
Ремарка
Творчество
Персонажи
Ремарка
сдержанные,
но
чувствнные
герои,
с
травматичным фронтовым
прошлым,
немного
циничные и скупые на
эмоции, но благородные и
возвышенные. Несмотря
на разрушенные надежды,
они всё же стараются
сохранить
те
идеалы,
которые окончательно не
унесла с собой война.
• В 1929 году выходит роман «На Западном
фронте без перемен» о буднях молодых
фронтовиков, окружённых ужасом войны и
страхом смерти, который принёс писателю
первый
читательский
успех.
Его
последующие романы: «Возвращение»,
«Три товарища», «Возлюби ближнего
своего», «Триумфальная арка» и другие
репрезентировали опыт бывших солдат и
мигрантов, показывали абсурдность войны
и бессмысленность событий того времени.
• Его творчество стало одним из ярких
примеров антифашисткой литературы, за
что вскоре власти Германии лишили его
гражданства, а позже писатель был
вынужден эмигрировать.

8.

Характерные черты творчества Э.М. Ремарка
Писатель сам был одним из тех солдат, образы которых
создавал в своих произведениях, он хорошо знал эти
чувства, и ему удавалось с точностью воссоздать
образы.
Ремарк
присваивает
своим
героям
собственные
черты,
наделяет
их
своими
переживаниями.
Произведения Ремарка носят достаточно ярко
выраженный антимилитаристский характер. Основными
темами его творчества были тема разрушительного
воздействия войн, насилия, ненависти на духовную
жизнь человеческого общества и его нравственные
ценности, тема противостояния этому воздействию,
несмотря на расовые, политические и любые другие
разногласия, существующие между людьми.
Мировоззрение писателя формировалось под влиянием
как самой войны, так и ее последствий для политической
и экономической жизни страны. Уже в конце 20-х годов,
когда писатель полностью осознал события того
периода, появился роман «На Западном фронте без
перемен» (1929), отражающий восприятие Ремарком
войны.
Обложки первого издания книг «На
Западном фронте без перемен» (1929),
«Триумфальная арка» (1945)

9.

Характерные черты творчества Э.М. Ремарка
Герои последующих романов Ремарка пытаются
найти свое место в мирной жизни по
возвращении с фронтов первой мировой войны.
Эти произведения также антивоенны по своей
сути. Так, в «Возвращении» события войны
отражены
ретроспективно,
описание
ее
последствий для жизни героев напоминают
«моральные мины замедленного действия». В
целом, Ремарк рассматривает войну и все
обусловленные ей события «через призму
индивидуального человеческого переживания».
После разгрома немецкого фашизма, Писатель
продолжал создавать произведения, не теряя
связи с событиями прошлого. И, кроме того, в
послевоенных
произведениях
отчетливо
прослеживается отрицание всего военного и
милитаристского, неприязнь к послевоенной
действительности, где ценности общества
свелись к материальному достатку и наживе.

10.

Эрнест Миллер
Хемингуэй
(1899-1961)
• Хемингуэй начинал писать уже в школьные годы.
• Окончив школу, устраивается на работу в газету в Канзас-Сити.
Благодаря своей работе, Хемингуэй знакомится с самыми темными
сторонами городской жизни: с проституцией, уголовниками и
тюрьмами, с притонами и мошенниками.
• Во время первой мировой войны служит шофером Красного Креста
в Италии. Получает ранение, в госпитале из него извлекают 26
осколков.
• В 30-ых годах получает мировую известность. Будучи сознательным
гражданином, Хемингуэй внимательно следит за гражданской
войной в Испании, и сам отправляется в Мадрид — сражаться на
стороне республиканцев. В результате на свет выходит новый
роман писателя: «По ком звонит колокол».
• с началом Второй Мировой войны Эрнест становится военным
журналистам, но не желая отсиживаться в тылу, очень быстро
выходит на передовые позиции. Создает контрразведку против
фашистов на Кубе, на личном катере выслеживает немецкие
подлодки в Карибском море, участвует в боевых вылетах в
Германию и Францию.
• На Кубе писатель создает свое лучшее творение: повесть «Старик и
море», за которое получает Пулитцеровскую премию

11.

Характерные черты творчества Э.М.
Хемингуэя
Его герои отважны, решительны и справедливы, а героини
пленительны,
нежны
и
самоотверженны.
Автор
беспрестанно воздвигает перед ними трудно преодолимые
преграды, часто создает такие ситуации, когда им угрожает,
казалось бы, неминуемая гибель. Все герои Хемингуэя
любили и хотели жить полной жизнью и отдавать себя ей
без остатка.
Лаконизм языка . В каждую сжатую фразу и короткую
реплику писатель вкладывает глубочайший смысл,
наполняет ее важной информацией.
Сжатые авторские замечания Хемингуэя часто пропитаны
едкой иронией, а короткие реплики его персонажей блещут
остроумием, что делает повествование еще более
увлекательным и повышает его выразительность.
Лаконичность предложения, поддерживающую высокий
темп повествования, точные слова, а главное, конечно, приёмы: повторы, лейтмотивные фразы, неожиданные
сочетания - «вино не было скучным», «опрятно пахло
смазкой», - наконец, внутренние монологи.
Обложки первого издания книг «Фиеста.
И восходит солнце» (1926), «Старик и
море» (1952)

12.

Характерные черты творчества Э.М.
Хемингуэя
Любовь занимает огромное место в большинстве книг
Хемингуэя. Вспоминая роман «Фиеста» нельзя не задуматься
над чувствами Барнса к Брет. Автор на протяжении всего
романа дает нам понять, как благоволит своему герою, давая
ему любовь - высшее чувство к любимой женщине, но
одновременно с этим не дает ему возможности быть с ней, что
он не имеет права связать свою жизнь с предметом его любви.
Роман «По ком звонит колокол» Хемингуэй писал в перерывах
между схватками во время гражданской войны в Испании, и
это была главная и определяющая черта романа непримиримая и действенная ненависть к фашизму.
Развернутая в романе картина жизни - а жизнь в то время была
прежде всего войной - сложна и противоречива. В том лагере, в
рядах которого с беззаветным мужеством сражается его герой,
Хемингуэй многое критикует, отвергает, не принимает.
Разрозненность
усилий, бюрократизм, бестолковщина,
анархические нравы и влияния - все это вызывает ярость и
Роберта Джордана, и самого Хемингуэя.
Обложка первого
издания книги «Прощай,
оружие!» (1929)

13.

Фрэнсис Скотт Ки
Фицджеральд
(1896-1940)
• Семья его имела ирландское происхождение и была
обеспеченной. Это позволило юноше получить престижное
образование.
• Во время учёбы в Принстоне Фрэнсис Скотт Фицджеральд
играл в университетской футбольной команде, писал рассказы и
пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах.
К этому времени у него уже сформировалась мечта стать
писателем.
• В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, Фицджеральд
ушёл добровольцем в армию. В армии он сделал
карьеру(выполнял обязанности секретаря генерала)
• Демобилизовавшись в 1919 году, он сделал предложение
девушке, но получил отказ от ее родителей. Чтобы обеспечить
себе финансовое благополучие и добиться руки Зельды,
Фицджеральд уехал в Нью-Йорк и поступил на работу в рекламное
агентство. Все его попытки заслужить литературное признание
тогда обернулись крахом.
• После успеха дебютного автобиографического романа «По эту
сторону рая» в 1920 году Фицджеральд стал востребованным
автором. Его рассказы начали публиковаться в ведущих
американских журналах и газетах, а сама чета Фицджеральд
выступала яркими представителями эпохи «джазового века».

14.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд — создатель джазового
века.
Термин «век джаза» ввёл сам писатель,
обозначив период между Первой мировой
войной и Великой депрессией, когда джазовая
музыка обрела особую популярность.
С
писателями
«потерянного
поколения»
Фицджеральда связывает пессимизм. Одна из
наиболее характерных черт его произведений –
ощущение предстоящей катастрофы в качестве
расплаты за внешнюю лёгкость и беззаботность.
Гедонизм стал для героев Фицджеральда
методом облегчить боль и скрыть от
окружающего мира своё бессилие. Послевоенная
действительность оказалась сильнее людей, дала
им почву для чёрствости и цинизма. Герой, как
правило, либо богат, либо ставит богатство во
главу, чтобы сотворить собственный мир, полный
роскоши и вечеринок. Ему кажется, что лоск и
богатство
спасёт
его
от
мрачной
действительности,
но
в
финале
эта
действительность оставляет человека наедине с
его слабостью.
Обложка первого издания
книги «По эту сторону рая»
(1920)

15.

Характерные черты творчества Ф.С.
Фицджеральда
Фицджеральд обладал не только счастливым, поистине бесценным для
литератора даром одним метким словом выразить суть сложного
исторического явления. Сам этот дар основывался на глубоком,
беспристрастном анализе действительности.
В его романах переплетается личное и социальное. При этом
понимание
социального
не
ограничено
у
Фицджеральда
непосредственным воздействием на личность окружающего мира, тем,
что обычно именуется давлением обстоятельств. Оно предельно
расширено и включает всю историю нации, ее общественные идеалы и
нравственные ценности, как прокламируемые с политической трибуны,
так и выдвигаемые всем ходом общественного развития.
Построение столь сложной и далеко идущей перспективы с
неизбежностью привело Фицджеральда к рассмотрению феномена
«американской мечты», одного из кардинальных понятий всей
американской истории. В образе главного героя романа, Джея Гэтсби,
писателю удалось добиться поразительной гармонии в передаче
одновременно бесконечной притягательности мечты и неизбежности
её краха. Прозрение обреченности мечты, которую Фицджеральд с
полной справедливостью объясняет исходно присущей ей
двойственностью, мнилось одним на важнейших художественных
открытий писателя, которое много дало развитию всей американской
литературы, особенно после второй мировой войны. В творчестве же
самого Фицджеральда это привело к нарастанию трагизма,
получившего наиболее законченное воплощение в романе «Ночь
нежна» (1934).
Обложки первого издания книг
«Ночь нежна» (1934), «Великий
Гэтсби» (1925)

16.

Характерные черты творчества Ф.С. Фицджеральда
Аналитичность представляет и одно из отличительных свойств
Фицджеральда. По существу, из неё развились в творчество
Фицджеральда острые социально-критические тенденции, его
неприятие современной американской цивилизации, предавшей
духовные и нравственные идеалы ради грубого накопительства,
безоговорочно подчинившейся этике бизнеса и успеха.
Фицджеральд выступил первооткрывателем не только в сфере
социального видения и проблематики, но и в области поэтики.
Среди крупных американских писателей XX века он первым
начал развивать в своем творчестве принцип лирической прозы.
Тем самым Фицджеральд стал зачинателем одного из наиболее
плодотворно развивавшихся прозаических жанров нашего
времени.
Лирическая природа дарования Фицджеральда выявилась в
своеобразии его подхода к материалу. Лирическая природа
дарования Фицджеральда выявилась в своеобразии его подхода
к материалу. В одном из его писем встречается такое признание:
«Я должен начинать с эмоции — такой, которая близка мне,
которую я могу понять».[4] Эта эмоциональная близость автора
описываемому предмету, ситуации, персонажу передавалась и
читателю, завораживая его ощущением чуть-ли не осязаемой
неподдельности
созданного
Фицджеральдом
мира,
собственного непосредственного участия в изображаемых
событиях.
Обложка первого издания книги
«Прекрасные и проклятые» (1922)

17.

Томас Клейтон Вулф
(1900-1938 года)
• В 15 лет Т. Вулф становится студентом Университета Северной
Каролины в Чапел-Хилл, член Общества диалектики, братства «Пикаппафи», редактор университетской газеты The Daily Tar Heel,
слушатель курсов драматургии.
• Имея степень бакалавра, Вулф продолжает учебу в Высшей
школе искусств и наук Гарвардского университета. Джордж Пирс
Бэйкер передал Вулфу свои знания по драматургии.
• В студии Бэйкера «47 Workshop» поставлены обе версии пьесы
Вулфа «Горы».
• По окончанию Гарвардского университета в 1922 году Вулф
получает степень магистра, но продолжает посещать студию «47
Workshop».
• С февраля 1924 года Томас Вулф преподаватель английского
языка Нью-Йоркского университета. В течение семи лет
периодически
занимает
должность
профессора
этого
университета.
• В 1937 году выходит первая книга Вулфа, и он возвращается в
Эшвилл.
• В 1938 году писатель отправляется на Запад Америки, но 15
сентября 1938 года после тяжелой болезни Томаса Вулфа не стало.
Похоронен он в Эшвилле.

18.

Характерные черты творчества Т. Вулфа
В писательском дебюте Вулфа сразу же сказалась оригинальность
его художественного почерка. Особенность его книг —
многословие и внушительные объемы. Даже после безжалостных
редакторских сокращений они оставались «кирпичами» в 600—800
страниц. Он имел обыкновение писать стоя, его дневная «норма»
доходила до пяти тысяч слов. Природа одарила его неистощимым
зарядом жизненной и творческой энергии и способностью никогда
не переставать удивляться.
Другая особенность прозы Вулфа — ее автобиографизм.
Декларируя свою к нему приверженность, он усматривал в нем
плодотворный творческий принцип. Но при этом был убежден, что
серьезный писатель никогда не предлагает зеркальной копии
пережитого и увиденного: в искусстве «все проверяется и
трансформируется личностью художника». Его романы, внутренне
связанные, выстраивались в своеобразную лирическую сагу,
составляли как бы единую книгу, посвященную не только одному
лицу, самому Вулфу в разных возрастных ипостасях, но и Америке в
целом. Протагонист мыслится как своеобразный микрокосмос, как
фигура репрезентативная. Через его судьбу писатель стремился
выявить полноту жизни огромного континента. Правы были
критики, полагавшие его «самым американским» среди писателей
США.
Обложки первого издания книг «О
времени и о реке» (1935),
«Паутина и скала» (1939)

19.

Творчество Т. Вулфа
Художественный метод Вулфа — уникален. Его произведения,
особенно ранние, страдали многословием, известной
аморфностью, что писатель объяснял хаотизмом самой жизни.
Казалось, Вулф хотел насытить их всеми кладезями своих
записных книжек, всей емкостью зрительно-эмоциональной
памяти.
Дерзость вулфовского эпоса — в желании словно вобрать в
творчестве всю бескрайность американского континента. А это
требовало от писателя опоры едва ли не на весь арсенал
эстетических средств. Усердный и внимательный писатель брал
на вооружение отдельные приемы Шекспира, английских
поэтов-романтиков, а также Джойса, Пруста. Многократно в
переписке он приводил пример Толстого, автора любимого им
романа «Война и мир», который был для Вулфа образцом
плодотворного синтеза личного, автобиографического и
универсального. Но все же ближе была ему национальная
традиция: Мелвилл, Твен, Синклер Льюис и, конечно же,
Драйзер. Но наверно, прежде всего Уитмен.
Своеобразие вулфовской методологии — наличие нескольких
временных планов. Это реально существующее настоящее, т.е.
действие, которое развертывается на глазах у читателя. Это
прошлое, образы памяти протагониставоскрешающие обычно
впечатления его ранних лет.
Обложка первого издания книги
«Домой возврата нет»
(1940)

20.

Творчество Т. Вулфа
В его романах проявляется одна из основных черт Вулфа:
несмотря на внушительный объем его произведений, внешнюю
бледность сюжета читателю не скучно. С одной стороны,
подробности, воспроизводимые автором, увлекают и
многогранностью, и жизненной подлинностью. С другой
стороны, Вулф не утомляет однообразием, однотонностью:
сцены, фрагменты, лирико-философские пассажи его романа
чередуются и отмечены эмоциональностью и живой стилевой
манерой.
Стиль Вульфа — это сочетание реалистической достоверности с
романтической
приподнятостью,
красочностью,
эмоциональностью. Он охвачен неутолимой жаждой познания,
художественного и чувственного. О Вулфе, как и о герое романа
«Паутина и Скала» Уэббере, правомерно сказать: он хотел
«все... съесть, выпить, прочитать, просмотреть, запомнить». Как
и любимый им Уитмен, Томас Вулф развертывает на страницах
своих произведений целые реестры мелких деталей, описания
блюд, запахов, предметов домашнего обихода. Его текст —
многослоен: он аккумулирует патетику и лирику, риторику и
бытописание, цветистость и метафоричность. Его пропитывают
ключевые символы и лейтмотивы («река», «дверь», «лист»,
«дом», «паутина жизни»).
Обложка первого издания книги
«Взгляни на дом свой, ангел:
История погребенной жизни»
(1929)

21.

Ричард Олдингтон
(1892-1962)
• Интерес к литературе, главным образом к поэзии, пробудился в
Ричарде очень рано. Образование он получал в Дуврском
колледже, позднее – в Лондонском университете,.
• В 1912 г. Олдингтон примкнул к кружку имажистов, участвовал во
всех выпускаемых ими антологиях, на протяжении 1914–1917 гг.
был редактором журнала «Эгоист». Его считают одной из главных
фигур имажизма.
• Жизнь литератора изменилась с началом Первой мировой войны,
в которой Ричард Олдингтон участвовал добровольно: сначала в
качестве рядового, позднее – офицера. События и характер
военного времени наложили огромный отпечаток на
мироощущение литератора, определили настрой и характер
послевоенного творчества. Впечатления той трагической поры
были положены в основу стихотворного сборника «Образы
войны» и «Образы желаний». В 30-х годах поэт ставит акцент на
прозаические произведения – «Смерть героя».
• Начало 40 х гг. было ознаменовано в судьбе Олдингтона
эмиграцией в США. Перемены произошли и в его литературной
деятельности: он стал писать биографии. За жизнеописание
герцога Веллингтона (1946) ему была присуждена престижная
английская литературная премия. В этот период Олдингтон пишет
также работы литературно критического характера, занимается
переводами.

22.

Творчество Р. Олдингтона
После Первой мировой войны, участником которой ему
пришлось стать, Р. Олдингтон решил поведать всему миру о
правде войны, о том, что он пережил. Таким образом автор
пришел к антивоенному социально-психологическому роману.
В 1929 году был опубликован самый известный роман писателя
«Смерть героя». Олдингтон в своём романе рассказывает нам о
поколении людей, которые вернулись с войны, но были ею
надломлены настолько, что больше не смогли вернутся к
нормальной жизни. Главное отличие этого романа от
произведений Э. Хемингуэя и Ремарка заключается в его
масштабности. Роман начинается еще в XIX веке. Война в
данном случае показана как итог неправильной политики,
развития социальной сферы, а также извращенных моральных
и нравственных принципов. Жизнь главного героя описана с
момента его рождения и до самой его смерти. Главный герой,
очутившись на войне, начинает понимать, что человеческая
жизнь не имеет никакого смысла как на войне, так и в мирной
жизни. В последний день войны он решает покончить жизнь
самоубийством.
Роман демонстрирует мировоззрение человека «потерянного
поколения». Суть заключается не только в том, что война
потрясла человека, но также и в том, что мирная жизнь не
знает, что такое война, а человек, который побывал на фронте
знает, поэтому мирная жизнь начинает отторгать его. Эта
невоенная реальность не знакома с трагедиями войны, не
знает настоящей искренности и настоящей цены победы.
Обложка первого издания книги
«Смерть героя»
(1929)

23.

Характерные черты
творчества Р. Олдингтона
• Почти в каждом из своих романов Олдингтон обращается
к конфликту, неизбежно возникающему между
человеком, который не желает подчиняться нормам
буржуазной жизни, и окружающей его средой.
• Сила и значение человеческой индивидуальности
измеряется
ее
способностью
противостоять
разлагающемуся, но все еще цепкому буржуазному миру.
А признаки его разложения Олдингтон видит и в упадке
культуры, и в духовном оскудении рядового буржуа, и в
распаде семьи, и в «кризисе духа» буржуазного
интеллигента, внутренний мир которого был ему
особенно близок и которого он делает основным героем
своих произведений.
• В центре внимания писателя — человеческий характер во
всей его неповторимости и вместе с тем в его
обусловленности
окружающим.
Олдингтон
последовательно отстаивает ценность личности человека,
твердо веря, «что люди в целом не испорчены даже
отвратительной жестокостью войны, что они могут быть
прекрасными даже среди мерзкой вульгарности
повседневного существования»
Ричард Олдингтон. Снимок с фронта

24.

Творчество Р. Олдингтона
Рассказывая о судьбе участника войны Энтони
Кларендона, Олдингтон стремится объяснить
новому, послевоенному поколению своеобразие его
психологии и взглядов, стремится раскрыть причину
его внутренней усталости и скептицизма
И все же гораздо более глубокий и простой смысл
романа выражен не столько в этой пышной и
несколько претенциозной в своей риторичности
фразе, сколько в самой логике описанных здесь
событий. Мир, в который вступает Тони, меньше
всего
предназначен
для
гармоничного
существования. Его раздирают противоречия; он
переживает предвоенную лихорадку и агонию
войны; его потрясают экономические кризисы,
безработица и классовая борьба.
Но, конечно, прежде всего жизнь и характер
Кларендона определяются событиями первой
мировой войны. Он остался в живых, но сломлен
духовно. Как и Уинтербуорн, Тони испытывает
отвращение к рутине буржуазного существования, к
установленным законам, к сковывающим волю и
чувства людей традициями. Что дает ему жизнь?
Даже «устроенная» жизнь? — Выгодная женитьба.
Доходы. Служба. Но жизни нет, и ощущение
неудовлетворенности не покидает Энтони.
Первая публикация в 1933 г.

25.

Джон Родериго Дос Пассос
(1896-1970)
• Обучался в престижной школе в Коннектикуте.
• В 1907 он вместе с наставником отправился в Европу на шесть
месяцев для изучения классического искусства, архитектуры и
литературы.
• С 1913 по 1916 учился в Гарвардском университете.
• В июле 1917 оправился в Париж добровольцем-шофёром , а в
Италию – в санитарное подразделение. Летом 1918 его мобилизовали
в армию США, и отправили в Париж, где он служил санитаром.
• В 1920 он издал первый роман «Посвящение одного человека». В
1921 был опубликован роман «Три солдата», который принес ему
славу.
• В 1928 писатель провёл несколько месяцев на территории СССР.
После этого, переосмыслив идеалы коммунистического общества, он
прекратил дружбу с Хемингуэем. После возвращения в США он
становится одним из организаторов прокоммунистической Лиги
писателей, но вскоре разочаровывается в коммунизме и в Сталине. В
1930 выходит в свет трилогия «США», которая считается его лучшим
произведением. Она состоит из книг «42-я параллель», «1919»и
«Большие деньги». Во время второй мировой он ездит по фронту в
качестве военного корреспондента. В 1967 награждается литературной
премией Антонио Фельтринелли.

26.

Творчество Дос Пасоса
События Первой мировой войны отозвались в его
творчестве.
Его литературный дебют — «Посвящении одного
молодого человека» то запись впечатлений
молодого поэта и архитектора Мартина Хоу,
служившего в санитарной службе во Франции.
Как заметил критик Д.У. Бич, «можно
предположить, что имя Мартин Хоу — почти
единственная вымышленная деталь книги».
Протест Мартина носит по преимуществу
этический характер неприятия войны. Мартин не
столько бунтует против войны, сколько стремится
изолироваться от нее. Проводя дни вблизи
готического собора, размышляя о лучшем
прошлом культуры и классики, Мартин ищет
прибежище в средневековом прошлом: «Если бы
в наше время были монастыри, — сказал Мартин,
— я, наверное, пошел бы в монахи».
В «Посвящении одного молодого человека» Дос
Пассос больше пробовал ставить вопросы, чем их
разрешать.
Знак
вопроса,
заключающий
произведение, говорил о раздумьях самого
автора.
Первая публикация в 1920 г.

27.

Творчество Дос Пасоса
К ранним и значимым откликам на события войны относится второй
роман Дос Пассоса «Три солдата» (1921), принесший ему известность.
Пасос дегероизирует войну, то есть он не предлагал прямых описаний
боевых действий, батальных сцен, не стремился поразить читателя
картинами крови и страданий. Новизна была в изображении армии как
огромной бездушной машины, разламывающей людей.
Дос Пассос прослеживал судьбы трех героев, людей разных
профессий, призванных в армию и оказавшихся вместе в учебной
казарме:
это
торговец
Дэн
Фюзелли
из
Сан-Франциско,
фермер Крисфильд из Индианы и музыкант Джои Эндрюс из Нью-Йорка.
Все они задействованы на тыловых работах. Каждый из них так или
иначе восставал против своего удела, против насильственной смерти,
бесправия и унижений, против подавления индивидуальной воли
мощной армейской машиной. И каждый терпел поражение: в одиночку
нам с этим не справиться, констатировал молодой автор всем ходом
своего повествования.
Но роман говорил и о большем. Его герои оказывались неотделимы
от общества в целом; в их лице страдало целое поколение. Трагическое
«я», звучавшее со страниц книг современников Дос Пассоса,
оборачивалось у писателя трагическим «мы». В романе налицо
методология Дос Пассоса: его в большей мере интересуют
общественные процессы, факторы, влияющие на человека, нежели
топкие психологические характеристики.
В «Трех солдатах» прослеживается глубинная гуманистическая тема
писателя: защита личности от всех форм обесчеловечивания и насилия.
Она станет «сквозной» для многих произведений Дос Пассоса.
Первая публикация в 1921 г.

28.

Анри Барбюс
(1873-1935)
Родился во Франции
Первые поэтические произведения не пользовались
успехом.
В 1914 году добровольно вступил во французскую
армию, воевал против немцев во время Первой
мировой войны, был ранен и комиссован в 1915
году. Известность пришла благодаря антивоенному
роману «Огонь».
Октябрьскую революцию 1917 года в России Барбюс
воспринял как основную веху в современной
истории, всемирно-исторического значения, давшее
надежду европейским народам на освобождение от
гнёта капиталистической системы. Под влиянием
событий в России вступил в ФКП.
В 1925 г. выпустил издание еженедельника
«Monde», первый номер которого вышел в свет 9
июня
1928
года.
Журнал
стремился
к
распространению социалистической мысли, не
являясь формально органом коммунистической
партии.

29.

Роман «Огонь» – первая правдивая книга о войне
Писатель начинал свое творчество с увлечения
декадентством, символизмом и натурализмом, он был
пацифистом по своим убеждениям. Поэтому Первая
мировая война, на которую он пошел добровольцем,
кардинально повлияла на его мировоззрение. Герой романа
автобиографичен: на пути прощания с ложными иллюзиями,
он проходит сквозь очищающий огонь к ясности, что в
лексиконе писателя означает истину и правду.
Барбюс заглянул в сущность войны и показал людям
бездну их заблуждения. Война - насилие и издевательство
над здравым смыслом, она противна человеческой
природе. Это была первая правдивая книга о войне,
написанная
ее
участником,
рядовым
солдатом,
постигшим
бессмысленную жестокость чудовищного
кровопролития. Многие участники войны, до того
считавшие, что ими двигал патриотизм и жажда
справедливости, теперь увидели в героях романа свою
собственную судьбу.
Главный замысел романа - прозрение солдатской массы реализуется преимущественно в публицистическом ключе.
О символе, давшем название книге Барбюс писал жене:
«’’Огонь’’ означает и войну, и революцию, к которой ведет
война».
Обложка первого издания
книги «Огонь»
(1916)

30.

Роман «Огонь» – первая правдивая книга о войне
Барбюс создал своеобразный философский
документ,
в
котором
сделана
попытка
пересмотреть сложившуюся в истории практику
героизацию войны, ибо убийство всегда гнусно.
Персонажи романа называют себя палачами и не
хотят, чтобы о них говорили, как о героях:
«Преступно показывать красивые стороны войны,
даже если они существуют!»
Пространство романа Барбюса - война,
вырвавшая людей из орбит их существования и
втянувшая в свои воронки, затопленные окопы и
опустошенные степи, над которыми гуляет
ледяной ветер. Запоминаются равнины, усеянные
трупами, по которым, словно по городской
площади, снуют люди: идут отряды, санитары
выполняют часто непосильную работу, пытаясь
найти среди полуистлевших останков своих.
Анри Барбюс в России

31.

Джон Генри О'Хара
(1905-1970)
• Сдал вступительные экзамены в Йельский университет,
но учебе помешала смерть отца. В 1934 году в годы
Великой депрессии семья O'Хары разорилась, а отец
скончался.
• Стал газетным репортером, печатался в журналах
"Тайм" ("Тime"), "Нью Йоркер" ("The New Yorker").
• В 1934 году опубликовал свой первый роман «Свидание
в Самарре».
• В годы Второй мировой войны был военным
репортером.
• Помимо художественных произведений писал сценарии
для фильмов.
• За свою карьеру писателя написал более десятка
романов, повестей и пьес.

32.

Творчество Д. О'Хары
Отличительной особенностью внутренних монологов
О'Хары является то, что они, как правило, лишены
фрагментарности,
раздробленности,
алогичности,
характерных для потока созания, например, Д. Джойса,
хотя его влияние на творчество Д.О'Хары несомненно.
Внутренние монологи в романе «Свидание в Самарре»
служат
не
только
важной
психологической
характеристикой героев, но и источником информации о
них.
Монологи молчания», будучи разновидностью внутренних
монологов, используются Д.О'Харой в передаче
критических моментов жизни героев, связанных с
предстоящей смертью.
Для творчества Д.О'Хары характерно обращение к
христианским мотивам. Они играют заметную роль как в
романах ( «Свидание в Самарре», «Дело Локвудов»), так и
в рассказах ( «Добрый самаритянин»).
Трагическое мироощущение свойственно и Джону О'Харе.
В полной мере оно выразилось в образе центрального
героя «Свидания в Самарре» Джулиана Инглиша. Трагизм
романа изначально определен самим названием:
«Самарра» - библейский город, в котором свидание
назначает Смерть. Основная коллизия романа нравственный бунт главного героя против неписаных, но
зримых и устойчивых законов американской провинции
Джон О’Хара за работой

33.

Творчество Д. О'Хара. Роман «Свидание в Самарре»
Трагическое мироощущение свойственно и Джону О'Харе. В
полной мере оно выразилось в образе центрального героя
«Свидания в Самарре» Джулиана Инглиша. Трагизм романа
изначально определен самим названием: «Самарра» библейский город, в котором свидание назначает Смерть.
Основная коллизия романа - нравственный бунт главного
героя против неписаных, но зримых и устойчивых законов
американской провинции.
В романе отразилась атмосфера своего времени, критическое
восприятие писателем американской действительности
«красных тридцатых».
Д.О'Хара
сделал
своим
главным
персонажем
рефлексирующего, исполненного мрачных ожиданий
человека.
Д.О'Хара, в творчестве, которого страх становится
доминирующим чувством. Страх этот напрямую не связан с
социальными
потрясениями. Он идет из глубин
человеческого сознания и предвещает беду. Задолго до того,
как кафкианское чувство страха наполнило произведения
американских писателей 50-80-х годов, Д.О'Хара почувствовал
его приближение и выразил в своем романе «Свидание в
Самарре».
Первая публикация в 1934 г.

34.

Натанаэль Уэст
(1903-1940)
• Уэст не проявлял амбиций в учебе, бросил школу и
поступил в Тафтс-колледж только после того, как подделал
стенограмму средней школы.
• После исключения из Тафтса Уэст поступил в Брауновский
университет , присвоив стенограмму своего товарища.Хотя
Уэст мало учился в школе Брауна, он много читал.
• Он игнорировал реалистическую прозу своих американских
современников в пользу французских сюрреалистов,
британских и ирландских поэтов 1890-х годов, в частности
Оскара Уайльда. Интересы Уэста были сосредоточены как на
необычном литературном стиле, так и на необычном
содержании. Он заинтересовался христианством и мистикой,
пережитыми или выраженными через литературу и искусство.
• В 1920-х финансовое положение родителей Уэста
ухудшилось, он перебивался мелкими заработками, наступила
Великая депрессия. Занимался журналистикой, писал для
кино, сотрудничая с Коламбия Пикчерз и Голливудом.
• 22 декабря 1940 года Уэст и его супруга разбились в
автомобильной катастрофе.

35.

«День Саранчи». Отчуждение и отчаяние в американском
обществе.
«День саранчи» – самый сильный в идейно-художественном
отношении роман Н. Уэста. Это произведение о диком,
бессмысленном
существовании
рядовых
жителей
Голливуда, жалких тщеславных людях, стремящихся к
кинематографической карьере. Голливуд – это густо
концентрированный, крайне обобщённый образ пустого
пространства, выжженной земли, где суть подменена
различными декоративными приспособлениями. Это
царство ряженых, карнавал масок, торжище призрачных,
плоских людей.
Неестественность, искусственность, лицемерие, подмена
истиной сути всего сущего декорациями, суррогатами,
бутафорией – всё это характерно для произведения Н. Уэста,
которое отражает социальные противоречия Америки 30-х
годов прошлого столетия.
Мир природы имеет немаловажное художественное
значение для идейного осмысления романа «День
саранчи». Прежде всего, изображённая флора и фауна
раскрывают образ повествователя с его специфическим
взглядом на мир, обнажают дисгармонию бытия, оттеняют
драматические судьбы «средних» людей и, наконец,
создают тот особый эмоциональный фон, который
наполняет роман.
Первая публикация в 1939 г.

36.

Шервуд Андерсон
(1876-1941)
• Не получил среднего образования, так как бросил школу и
сменил множество разных занятий, чтобы содержать
семью после смерти отца.
• Через год после смерти матери (1895) уехал в Чикаго, где
поступил на службу на склад, но сразу был призван в
армию на Кубу (Испано-американская война).
• По возвращении (после 1900) год отучился в
Виттенбергском колледже в Спрингфилде (штат Огайо),
затем вернулся в Чикаго. Начал писать эссе и рассказы.
• В 1904 году женился, переехал в Кливленд, где стал
главой почтовой фирмы.
• В 1910 начал писать романы, но в 1912 пережил тяжёлый
нервный срыв, после чего вернулся в Чикаго.
• В 1921 и 1927 путешествовал по Европе.
• В 1926 купил ферму около Мэрион, штат Виргиния, где и
поселился до конца жизни. В 1941 отправился с женой в
путешествие в Южную Америку, но на корабле заболел и
умер от перитонита в Зоне Панамского Канала.

37.

Ш. Андерсон - отец американской новеллы XX века
Новеллы Ш. Андерсона были непохожи ни на что,
появлявшееся в американской литературе прежде. В
них ничего не происходило, в них отсутствовала
фабула в собственном смысле слова.
Все события и факты были запрятаны в подтекст.
Центр тяжести здесь переносился с интриги на
раскрытие
психологии
героя,
детальное
исследование его эмоций.
В каждой из новелл описывался небольшой, ничем не
примечательный кусочек реальности, в котором, как в
сжатой пружине, заключались судьбы людей, их
радость и их боль. Главным "элементом" таких новелл
являлась
колоссальная
эмоциональная
напряженность, также скрытая в подтексте.
В таком типе новеллы исключительно возрастала
роль композиции и стиля: широко использовались
открытые европейскими модернистами принцип
сжатого времени, кинематографические приемы,
включались внутренние монологи героев.
Новеллы Ш. Андерсона — это лирическая проза с
характерной для нее близостью переживаний героя
(обычно — среднего американца) авторским, с не
прямым,
но
опосредованным
отражением
социальной действительности — показом результата
ее влияния на человека.
Иллюстрации из сборника «Уайнсбург,
Огайо»

38.

Новеллы Ш. Андерсона
Духовное неблагополучие послевоенной Америки сказывалось в
новеллах Ш. Андерсона в травмированности героя, его
одиночестве, в фиксации разрыва связей человека и общества. Так,
в новелле "Шарики из бумаги" выведен некто доктор Риффи,
старый нелюдимый чудак. По ходу "действия" он с кем-то
встречается, разговаривает. Смысл новеллы — в причуде доктора
Риффи, в его странной привычке записывать свои мысли на
клочках бумаги, которые затем он кладет в карман. За образом
шариков из бумаги открывается безысходное одиночество героя,
которому невозможно ни с кем поделиться тем, что его тревожит
или мучает. Потрясающий образ свернутой в тугой комок
человеческой мысли выступает у Андерсона воплощением идеи
некоммуникабельности.
Герои других новелл книги такие же "маленькие люди", средние
американцы. В то же время, у каждого из них есть своя
особенность, "чудинка". Это чудачество, с одной стороны,
выделяет их из обывательского окружения, поднимает над ним.
Но, с другой стороны, оно же усугубляет их одиночество. Сам
Андерсон называл таких героев "гротескными людьми".
Мир "героев-гротесков" трагичен - трагизм обыденного,
порожденный глубоким разладом человека со средой. Он тем
более страшен, что выход из такой ситуации невозможен, как
нельзя человеку вырваться из своего тела. Все эти яркие и в чем-то
необычные люди обречены вести тусклую жизнь без событий в
своем захолустном Уайнсбурге, который выступает у Андерсона
моделью американской провинции, провинции вообще и, если
понимать шире, моделью человеческого существования в целом.
Первая публикация в 1919 г.

39.

Выводы
Потерянное поколение» – определение для
целой группы писателей послевоенного времени,
выразивших
в
своих
произведениях
разочарование в современной цивилизации,
пессимизм
и
утрату
прежних
идеалов,
объединенных общностью сюжетики и героя.
Это мироощущение определялось страстным
отрицанием войны и милитаризма.
В отрицании, искреннем и благородном,
ощущается полное непонимание социальноисторической природы, природы бед и уродств
действительности: пережив войну, они обличали
сурово и непримиримо в тоне горького,
безотрадного пессимизма.
English     Русский Правила