Похожие презентации:
Литературоведческие термины
1.
Литературоведческие терминыЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - наука, изучающая
художественную литературу: ее сущность и специфику,
происхождение, общественную функцию,
закономерности литературного процесса
2.
Композиция-организация последовательности повествования,
построение литературного произведения.
3.
4.
5.
Жанр – сходные черты создания художественногомира в ряде литературных произведений,
определяемые особенностями художественной
условности данных произведений.
-эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея,
роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
-лирические, то есть жанры поэтические
(лирическое стихотворение, элегия, послание, ода,
эпиграмма, эпитафия),
-драматические – типы пьес (комедия, трагедия,
драма, трагикомедия),
-лироэпические (баллада, поэма).
6.
• ТРИЛОГИЯ (от греч. - три; слово, рассказ,повествование) — литературно-художественное
произведение одного автора, состоящее из трех
самостоятельных частей, объединенных общим
замыслом, сюжетом и композицией.
• Автобиографические произведения - в них
главным всегда является сам автор, и все
описываемые события передаются
непосредственно через его восприятие. И все же
эти книги – прежде всего художественные
произведения, и приведенные в них сведения
нельзя воспринимать как реальную историю
жизни автора.
7.
• Пейзаж – описание природы в литературномпроизведении; может использоваться для
пояснения действий персонажей, передачи их
душевного состояния и создания эмоционального
настроя произведения (эпизода); существует
также «городской пейзаж» – описание улиц,
домов и т. п.
8.
• Портрет в литературе — одно из средствхудожественной характеристики, состоящее в том,
что писатель раскрывает типический характер
своих героев и выражает свое идейное отношение
к ним через изображение внешности героев: их
фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
• То есть задача литературного портрета (каким бы
он ни был: подробным или кратким) – создать
цельный художественный образ, без которого
немыслим художественный текст. Создать его
помогает деталь – выразительная подробность,
благодаря которой текст приобретает особую
изобразительность.
9.
Литературный герой• Персонаж (литературный герой) - это действующее лицо
сюжетного художественного произведения.
• ОГЛАВНЫЕ – находятся в центре сюжета, обладают
самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми
уровнями содержания произведения,
• ВТОРОСТЕПЕННЫЕ - также довольно активно
участвующих в сюжете, имеющих собственный характер,
но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде
случаев их функция – помогать раскрытию образов
главных героев,
• ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ - появляющихся в одном-двух
эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного
характера и стоящих на периферии авторского внимания;
их основная функция – давать в нужный момент толчок
сюжетному действию или же оттенять те или иные черты
персонажей главных и второстепенных).
10.
• Конфликт художественный – столкновение,противоборство персонажей или каких-нибудь
сил, лежащее в основе развития действия
литературного произведения.
• Внутренний конфликт – конфликт,
возникающий в душевном состоянии персонажа в
результате противоборства его желаний,
побуждений и пр.
11.
В художественной литературе наряду с реальнымиспользуется и потенциальный лексический запас
национального языка.
Язык: бытовой и литературный.
• Бытовой - точное донесение смысла в речи.
• Литературный - строгая организованность,
упорядоченность, выразительность:
-диалектные слова;
-просторечие;
-профессиональные лексика;
-историзмы \архаизмы;
-неологизмы
12.
Диалог• Диалог – основной жанр разговорной речи двух
говорящих. Каждое высказывание, называемое
репликой, обращено к собеседнику. Для диалога
характерна частая смена ролей "говорящий –
слушающий", так что собеседники поочередно
выступают то в одной, то в другой роли. Реплики
могут также выражать добавление, пояснение,
распространение, согласие, возражение,
побуждение и т. д.
13.
Монолог• Монолог можно определить как компонент
художественного произведения, представляющий
собой речь, обращенную к самому себе или к
другим. Монолог — это обычно речь от 1-го лица,
не рассчитанная на ответную реакцию другого
лица (или лиц), обладающая определенной
композиционной организованностью и смысловой
завершенностью. внутренний монолог, цель
которого — выразить, имитировать процесс
эмоционально-мыслительной деятельности
человека, "поток сознания". Для такого монолога
типичны прерывистость речи, незаконченные
фразы.
14.
• Полилог - разговор между несколькими лицами.• Риторический вопрос — это стилистическая
фигура в виде вопроса, не требующая ответа,
которая применяется в литературе для
привлечения внимания читателя к обсуждаемой
теме.
15.
• Юмор – веселая добродушная насмешка над кемлибо или над чем-либо.• Ирония – это употребление слов или фраз,
которые характеризует явление, событие или
свойство в совершенно противоположном
значении. Вам говорят «черное», а понимать это
нужно как «белое».
16.
• Антитеза – художественное противопоставлениехарактеров, обстоятельств, понятий, создающее
эффект резкого контраста.
«Война и мир» Л. Н. Толстого; «Принц и нищий»
М. Твена.
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.
(М. Цветаева).
17.
• Гипербола – один из тропов, художественноепреувеличение, суть которого заключается в том,
чтобы вызвать у читателя сильное чувство (гнев,
восхищение и пр.), преувеличив какие-то качества
или результаты поступков.
Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может
человек спать почти две недели)
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел
(Лермонтов)
Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
Миллион терзаний (Грибоедов)
Порядочный человек за вас за тридевять земель
готов убежать (Достоевский)
18.
• Градация – художественный прием,заключающийся в постепенном усилении или
ослаблении образов, сравнений, эпитетов и
других средств художественной выразительности.
Пример: «…При одном предположении подобного
случая вы бы должны были вырвать с корнем
волосы из головы своей и испустить ручьи… что я
говорю! реки, озера, моря, океаны слез!…
Пример:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть как тень тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали…
19.
Оксюморон – поэтический прием, состоящий всочетании противоположных друг другу по
значению слов.
• горькая радость;
• звонкая тишина;
• громкое молчание;
• горячий лёд;
• сладкая боль;
• правдивая ложь;
• искренний лжец;
• кричащая тишина;