1.37M

Романтическая сказка Э.Г.А. Гофмана "Щелкун ик и Мышиный король

1.

Романтическая сказка
ЧетыреГофмана
книги и карандаш
Э.Г.А.
«Щелкунчик
1302191137
и Мышиный король»

2.

ПЛАН
1. Биография
2. Произведения
2.1 Музыкальные
2.2 Литературные
3. Романтическая сказка
3.1 Сюжет
3.2 История создания
3.3 Герои
4. Нравственные уроки сказки
5. Произведения Гофмана в мировой культуре

3.

БИОГРАФИЯ
24 сентября 1776 года в семье прусского
адвоката Кристофа Людвига Гофмана рождается
второй сын — Эрнст Теодор Вильгельм Гофман,
однако когда мальчику было три года, его
родители разошлись, и он воспитывался в доме
бабушки под влиянием своего дяди-юриста,
человека умного и талантливого, склонного к
фантастике и мистике. Эрнст - фантазер и
озорник - являл собой возмутителя спокойствия в
доме. Бабушка, очень религиозная, была добра
ко всем поколениям в семье, но любимицей
Эрнста была его тетя Иоганна. Она не заменила
ему мать, а стала, скорее, другом. Иоганна Софи
Дерффер была остроумной, веселой, и совсем не
похожей на остальных членов семьи. Даже в
юношеские года Гофман доверял ей свои тайны и
в более поздние года вспоминал ее как своего
ангела-хранителя в этом доме.
Гофман рано продемонстрировал способности к
музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди,
Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из
которой всю свою последующую жизнь пытался
вырваться и зарабатывать искусствами.
24.09.1776 - 25.06.1822

4.

В 1800году Гофман прекрасно окончил
курс юридических наук в Кёнигсбергском
университете и связал свою жизнь с
государственной службой. В этом же году он
покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в
разных чинах, в свободное время занимаясь
музыкой и рисованием. 1802 — Гофман
создаёт карикатуры на некоторых лиц
познаньского высшего общества. В результате
последовавшего за этим скандала Гофман
переводится в порядке наказания в Плоцк. В
начале марта Гофман разрывает помолвку с
Минной Дёрфер и женится на польке
Михалине Рорер-Тжчиньской (он нежно зовёт
её Мишей). Летом юные супруги переезжают в
Плоцк. Здесь Гофман остро переживает свою
вынужденную изоляцию, он ведёт замкнутый
образ жизни, пишет церковную музыку и
произведения для фортепиано, изучает теорию
композиции. Впоследствии попытки его
зарабатывать на жизнь искусством приводили
к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года
дела его пошли лучше после получения
небольшого наследства.
Автопортрет

5.

Автопортрет-карикатура
Место капельмейстера в Дрездене
ненадолго удовлетворило его
профессиональные амбиции; после 1815 он
потерял это место и принуждён был снова
поступить на ненавистную службу, уже в
Берлине. Однако новое место давало и
заработок, и оставляло много времени для
творчества.
В 46 лет от роду Гофман был
окончательно истощён своим образом жизни.
Приблизительно 18 января 1822 Гофман
тяжело заболевает. 23 января по
распоряжению прусского правительства
конфискованы рукопись и уже отпечатанные
листы «Повелителя блох», а также переписка
писателя с издателем. 31 января Кампц решает
вопрос доказанности выдвинутых против
Гофмана обвинений относительно насмешек
над чиновниками и нарушения служебной
тайны; он требует применить к Гофману
строгое наказание. По ходатайству Гиппеля
допрос Гофмана откладывается. 26 марта
Гофман составляет завещание, вслед за чем у
него наступает паралич. 25 июня в 11 часов
утра Гофман умирает. Он похоронен на
Иерусалимском кладбище Берлина в районе
Кройцберг.

6.

Гофман - музыкант
Если литературные работы, карикатуры,
рецензии Гофмана достаточно известны в культурном поле романтизма, то наследие Гофмана-музыканта, композитора не пользуется такой же популярностью. Между тем Гофман
прекрасно пел, играл на органе, скрипке и
фортепиано, с 18 лет сам давал уроки музыки.
В начале 1800-х годов появились его первые
музыкальные сочинения: фортепианные
сонаты, квинтет для двух скрипок, альта,
виолончели и арфы, целый ряд произведений
для музыкального театра. Высказывание Гофмана раскрывает его тяготение к музыкальному театру: «Я считаю романтическую оперу
единственно истинной, потому что музыка может чувствовать себя дома только в царстве романтизма».

7.

Из музыкальных сочинений Гофмана
наибольшей известностью пользовалась
опера Ундина по сюжету сказки его друга
барона Фридриха де ла Мотт Фуке (17771843)., впервые поставленная в 1816;
среди его сочинений – камерная музыка,
месса, симфония.
Как музыкальный критик он проявил
в своих статьях такое понимание музыки
Л.Бетховена, каким могли похвастать
немногие из его современников.
Гофман так глубоко почитал
Моцарта, что в 1805 году даже переменил
одно из своих имен, Вильгельм, на
Амадей. Он признал, что никогда не будет
значимым композитором и его талант
лежит, скорее, в области литературной.
Поэтому «Ундина» стала венцом его
композиторской деятельности, он
называет ее жанр «волшебной оперой».
«Ундина», Дж. У. Уотерхаус

8.

Музыкальные
произведения
Гофмана
зингшпиль «Веселые музыканты» (нем. Die
lustigen Musikanten) (1804)
музыка к трагедии Захариаса Вернера
«Крест на Балтийском море»
(нем. Bühnenmusik zu Zacharias Werners
Trauerspiel Das Kreuz an der Ostsee) (1805)
сонаты для фортепиано: A-Dur, f-moll, FDur, f-moll, cis-moll (1805—1808)
балет «Арлекин» (нем. Arlequin) (1808)
Miserere b-moll (1809)
«Большое трио для фортепиано, скрипки и
виолончели» (нем. Grand Trio E-Dur) (1809)
мелодрама «Дирна. Индийская
мелодрама в 3-х актах» (нем. Dirna (1809)
опера «Аврора» (нем. Aurora) (1812)
опера «Ундина» (нем. Undine) (1816)

9.

Гофман-писатель
Иллюстрация к повести Гофмана
«Повелитель блох».
В 1795 году он начинает писать свои
первые романы, которые позже и
принесли ему всемирную известность.
Блистательная фантазия в сочетании со
строгим и прозрачным стилем и
философской глубиной обеспечили
Гофману особое место в немецкой
литературе и определили его
значительное влияние на мировую и, в
частности, русскую литературу. В его
произведениях причудливо
переплетены романтика, мистика,
неудержимая фантазия с картинами и
образами реальными, а то и
сатирическими. Как писал советский
литературовед И.В. Миримский, «стиль
Гофмана можно определить как
романтико-фантастический. Смех
Гофмана отличался необыкновенной
подвижностью своих форм, он
колеблется от добродушного юмора
сострадания до озлобленной
разрушительной сатиры, от безобидного
шаржа до цинически уродливого
гротеска».

10.

Как художник и мыслитель Гофман
преемственно связан с йенскими романтиками, с
их пониманием искусства как единственно
возможного источника преобразования мира.
Писатель Гофман близок к практическому
осуществлению идеи синтеза искусств.
В. Соловьёв так охарактеризовал
творчество Гофмана:
Существенный характер поэзии Гофмана…
состоит в постоянной внутренней связи и
взаимном проникновении фантастического и
реального элементов, причем фантастические
образы, несмотря на всю свою причудливость,
являются не как привидения из иного, чуждого
мира, а как другая сторона той же самой
действительности, того же самого реального
мира, в котором действуют и страдают живые
лица, выводимые поэтом.

11.

Иллюстрация к произведению Э.Т.А.Гофмана
"Счастье игрока"
В фантастических рассказах
Гофмана все лица живут двойною
жизнью, попеременно выступая то в
фантастическом, то в реальном мире.
Вследствие этого они или, лучше
сказать, поэт — через них — чувствует
себя свободным, не привязанным
исключительно ни к той, ни к другой
области.
Герой Гофмана старается
вырваться из оков окружающего его
мира посредством иронии, но,
понимая бессилие романтического
противостояния реальной жизни,
писатель сам посмеивается над своим
героем. Романтическая ирония у
Гофмана меняет свое направление,
она, в отличие от йенцев, никогда не
создает иллюзии абсолютной
свободы. Гофман сосредоточивает
пристальное внимание на личности
художника, считая, что он более всех
свободен от корыстных побуждений и
мелочных забот.

12.

Романтическая
сказка
Романти́ зм (фр. romantisme) — явление
европейской культуры в XVIII—XIX веках,
представляющее собой реакцию на
Просвещение и стимулированный им научнотехнический прогресс; идейное и
художественное направление в европейской
и американской культуре конца XVIII века —
первой половины XIX века. Характеризуется
утверждением самоценности духовнотворческой жизни личности, изображением
сильных (зачастую бунтарских) страстей и
характеров, одухотворённой и целительной
природы. Распространилось на различные
сферы деятельности человека. В XVIII веке
романтическим называли всё странное,
фантастическое, живописное и существующее
в книгах, а не в действительности. В начале
XIX века романтизм стал обозначением
нового направления, противоположного
классицизму и Просвещению.

13.

Сюжет
Сказка "Щелкунчик и
Мышиный король" Гофмана одно из самых ярких
произведений автора, которое
называют шедевром детской
сказочной прозы. Эта
музыкально-художественнопоэтическая история о девочке
Мари, Щелкунчике и
Мышином короле заставляют
поверить в то, что искренность
и самоотверженность
получают великую награду, а
любовь и доброе, отзывчивое
сердце могут воплотить в
жизнь самые заветные мечты.

14.

История создания
Гофман написал
сказку «Щелкунчик и мышиный
король» в 1816 году для первого
тома издания «Сказки для детей»,
задуманного им вместе с друзьями –
Фридрихом Генрихом Карлом де ла
Мотт Фуке и Карлом Вильгельмом
Салисом Контессой.
История, развертывающаяся в
сказке, была вдохновлена общением
Гофмана с семейством криминалиста
и издателя Юлиуса Эдуарда Хитцига,
с которым литератор был в
дружеских отношениях. Прототипами
героев сказки - Мари и Фрица стали
дети Хитцига - семилетняя Мари и
ее младший брат, пятилетний Фриц.

15.

Герои
Мари
Главная героиня
"Щелкунчика и Мышиного
короля" - это семилетняя
Мари. Она поражает своей
находчивостью, смелостью,
отвагой и решимостью. Но
самое главное то, что она добрая и отзывчивая.
Мари сумела разглядеть в
Щелкунчике благородное,
страдающее сердце, и смогла
полюбить его таким, каким он
есть. Ведь изначально
Щелкунчика девочке подарил
ее крестный Дроссельмайер в виде игрушки, смешной и
нелепой.

16.

Забавная игрушка, которую
подарил на Рождество
маленькой девочке Мари ее
крестный Дроссельмайер. У
Щелкунчика оказались
добрые глаза и ласковая
улыбка. Щелкунчик —
просто злосчастная жертва
обстоятельств. Щ. был
заколдованным
племянником господина
Дроссельмайера; чтобы
вернуть человеческий
облик, он должен был
победить Мышиного
Короля.
Щелкунчик

17.

Дроссельмейер
Дроссельмейер – центральная
фигура сказки, соединяющая
разные пространства и времена.
Он – давний друг семьи
Штальбаумов, старший советник
суда, крестный Мари и Фрица; и в
то же время королевский
часовщик и чудодей; а еще
великий искусник в изготовлении
замысловатых игрушек – мастер,
достигший в своем искусстве
такого совершенства, что
сделанное его руками оживает.
Дроссельмейер внешне не
симпатичен, строг и требователен,
беспристрастен.

18.

Принцесса Пирлипат
Противоположность Мари. Злая фея
Мышильда превратила красавицу
Пирлипат в уродливое чудище.
Молодой Дроссельмейер расколол
для принцессы орех Кракатук, съев
ядрышко которого, она возвратилась
в свой облик красавицы.
По обещанию короля, отца
принцессы, герой, который
расколдует Пирлипат, должен был
получить её руку и королевство.
Однако, когда бедный юноша
предстал перед спасенной
принцессой во всём своём
безобразии, «принцесса закрыла
лицо обеими руками и закричала:
– Вон, вон отсюда, противный
Щелкунчик!»

19.

Как было уже замечено в литературоведческих работах, сказка
«Щелкунчик и Мышиный король» представляет собой затейливые
вариации на тему знаменитого сказочного
мотива –
красавица и чудовище». В рамках сюжетной
схемы «красавица и
чудовище» обычно действуют три персонажа:
героиня-красавица, отец, изза которого красавица вовлекается в историю,
и чудовище, которое
оказывается заколдованным принцем и спасается красавицей..

20.

В «Щелкунчике» первая сюжетная линия
строится вокруг Мари, её крёстногосоветника Дроссельмейера и Щелкунчика, за
колдованного
молодого Дроссельмейера. Во второй сюжетно
й линии – сказке об орехе Кракатук –
действуют принцесса Пирлипат, её отецкороль (из-за которого
завязывается вся история и который перекла
дывает её развитие на
придворного чудодея Дроссельмейера)

21.

Нравственные уроки сказки
Как и любая сказка, "Щелкунчик и
Мышиный король" несет в себе особый
нравственный и моральный урок.
Прежде всего, его необходимо усвоить
детям, которые все еще верят в чудо и
волшебство. Через сказочный сюжет
легче всего преподносить уроки детям,
так они будут лучше понимать
истинные жизненные ценности и
добродетели.

22.

Мари - наглядный этому пример. Ведь она
полюбила Щелкунчика, несмотря на его
непрезентабельную внешность - она сумела
разглядеть его доброту, благородство и
внутреннюю красоту. Мари совершила поступок помогла бедному Щелкунчику избавиться от
мучений.

23.

А сам Щелкунчик показывает
детям, что надо верить в лучшее, мы
видим, как невероятная смелость и
отвага помогают ему вернуть
человеческий облик. Таким образом,
сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и
Мышиный король" преподносит
детям ценные нравственные уроки,
через волшебство и счастливый
финал.

24.

Произведения Гофмана в
мировой культуре
Балеты по произведениям Э. Т.
А. Гофмана
Балет П. И. Чайковского
«Щелкунчик» (первая постановка в
1892 году).
Коппелия (Коппелия, или Красавица
с голубыми глазами, фр. Coppélia) —
комический балет французского
композитора Лео Делиба. Либретто
написано по новелле Э. Гофмана
«Песочный человек» Ш. Нюитером
(Charles Nuitter) и балетмейстером
спектакля А. Сен-Леоном).
Балет С. М. Слонимского
«Волшебный орех» (первая
постановка в 2005 году).

25.

Произведения Гофмана в
мировой культуре
Экранизации
Щелкунчик (мультфильм,
1973)
Орех Кракатук, 1977 —
фильм Леонида Квинихидзе
Щелкунчик и мышиный
король (мультфильм), 1999
год
Щелкунчик (мультфильм,
2004)
«Гофманиада»
Щелкунчик и Крысиный
Король (фильм в формате
3D), 2010 год
Гофман - главный герой
мультфильма Гофманиада
English     Русский Правила