У каждого народа есть выдающиеся мыслители и государственные деятели, навечно запечатлевшиеся в его благодарной памяти. Для многонациона
Отец, Константин Кантемир
Юность Дмитрия Кантемира
В 1712 Петр I подарил село Чёрную Грязь на юго-востоке от Москвы Дмитрию Кантемиру. В этом имении выросли дети Дмитрия, и он первым заложил на з
3.81M
Категория: БиографииБиографии

Дмитрий Кантемир

1. У каждого народа есть выдающиеся мыслители и государственные деятели, навечно запечатлевшиеся в его благодарной памяти. Для многонациона

У каждого народа есть
выдающиеся мыслители и
государственные деятели,
навечно запечатлевшиеся в
его благодарной памяти.
Для многонационального
народа Молдовы
такой яркой личностью
прошлого является
Дмитрий
Кантемир

2.

Согласно одному толкованию, Кантемиры
происходят от хана Белгородской орды Темира,
чье имя местные жители произносили "хан
Темир" как "Кантемир" - отсюда и фамилия. По
другому источнику, Кантемир - прозвище
богатого татарина, восходящее к
словосочетанию "кан Тимур" (кровь Тимура,
родственник Тимура, то есть потомок
Тамерлана). Как бы там ни было, некто
Кантемир в 1540 году принял христианство и
поселился в Молдавии, которая к этому
времени уже вошла в состав Османской
империи. Этот Кантемир и явился основателем
рода.

3. Отец, Константин Кантемир

Отец, Константин Кантемир
Константин Кантемир (1630-1693),
отец Дмитрия Кантемира, в
молодости, по примеру многих
других представителей мелкого
боярства Молдовы и Валахии,
служил в войске польских королей.
Впоследствии находился на военной
службе у многих молдавских и
валашских господарей. Зная, что он
владеет турецким и татарским
языками, господарь Георге Дука (грек
по происхождению) назначил его
своим послом в Стамбуле.
Позже, за свои заслуги К. Кантемир, был назначен
господарём Молдовы.

4.

Кантемир Антиох Константинович (16xx - 1726)
•Антиоху Константиновичу, старшему сыну
Константина Кантемира, было около 20 лет,
когда скончался его отец. Спустя два года в
1695 он стал молдавским господарем.
•Стремясь породниться с валашским
господарем Константином Брынковяну, он
посватался к его дочери, но тот выдвинул
невыполнимые условия (казнь и изгнание
ряда молдавских бояр).
•Константин Брынковяну сделал щедрый
подарок визирю в целях продвижения своего
зятя, и в сентябре 1700 года Кантемир был
отстранен от престола.
•В 1705 году Антиох снова становиться
господарем Молдовы.
•Он пытался продолжить экономические реформы, но ситуация уже
изменилась, и новые налоги оказались непомерно тяжелыми. Бояре, для
которых также были введены налоговые выплаты, под руководством
бывшего господаря Михая Раковицэ в 1707 году вновь организовали
отстранение Антиоха Кантемира от власти. Он был отправлен в Стамбул, где
и провел остаток жизни.

5. Юность Дмитрия Кантемира

Первые годы жизни Дмитрий Кантемир провел в
родительском доме и при господарском дворе в
Яссах. Отец его был неграмотным, мог лишь
расписаться, но мать, Анастасия Гика,
происходившая из древнего боярского рода, была
довольно образованной для своего времени, что
положительно сказалось на развитии Дмитрия.
В 1685 году его отец Константин стал
Господарем Молдавии.
В 1687 г. Дмитрий покинул отчий дом и
отправился в Стамбул, где сменил
своего старшего брата Антиоха в
качестве заложника. Высокородные
заложники в столице Османской
империи были гарантией верности
господаря султану. В качестве такого
заложника он жил в Богдан-сарае три
года.

6.

В марте 1693 г. после смерти отца
бояре избрали Дмитрия
господарем. Однако его
правление длилось всего 21
день. Из-за интриг валашского
господаря Константина
Брынковяну Порта не утвердила
его избрание, и Дмитрий
возвратился в Стамбул
23 ноября 1710 года, состоялась
церемония возведения
Д. Кантемира на престол.
10 декабря он прибыл в столицу
Молдовы – Яссы.
С первых дней своего правления
Дмитрий заботился о создании
как можно более широкой опоры
внутри страны.
Он начал борьбу против крупного боярства, которое считал
ответственным за тяжелое экономическое, социальное и
политическое положение Молдовы.

7.

Внешняя политика
молдавского господаря была
связана с самым высоким
идеалом его народа освобождением страны от
иностранного ига. Но он ясно
осознавал, что в военном
отношении Молдова была
слишком слаба, чтобы
собственными силами
добиться независимости, и
нуждалась в помощи извне.
Для достижения этой цели он
заключил 13 апреля 1711 г.
Луцкий секретный договор с
Россией, которая становилась
при Петре I великой
державой.

8.

Однако Прутский военный поход
Петра I оказался неудачным, и
русские войска были
вынуждены отступить из
Молдовы. Вместе с ними
покинули край и более 4 тысяч
молдаван во главе с Дмитрием
Кантемиром, которому не
суждено было больше увидеть
свою родную землю.
По окончании Прутского похода
Дмитрий Кантемир с 1000
молдавских бояр прибыл в
Россию и получил княжеское
достоинство Российской
империи с титулом светлости,
значительную пенсию,
обширные имения в нынешней
Харьковской области и право
жизни и смерти над
прибывшими с ним в Россию
молдаванами.

9. В 1712 Петр I подарил село Чёрную Грязь на юго-востоке от Москвы Дмитрию Кантемиру. В этом имении выросли дети Дмитрия, и он первым заложил на з

В 1712 Петр I подарил село Чёрную Грязь на юго-востоке от Москвы Дмитрию
Кантемиру. В этом имении выросли дети Дмитрия, и он первым заложил на
значительной территории парк, который впоследствии приглянулся Екатерине Второй,
благодаря которой Черная Грязь обрела очередное новое название - Царицыно.

10.

Дворец Д.Кантемира в Константинополе
(гравюра, выполненная с рисунка Д.Кантемира)
В научно-литературной
деятельности Дмитрия
Кантемира можно выделить
два периода. Первый
совпадает с его пребыванием в
Константинополе и Яссах,
второй — в России. Сочинения
первого периода
несовершенны, в них еще
очень много средневекового
мистицизма. Произведения
второго периода отличаются
зрелостью. Они основываются
на углубленном изучении
событий и явлений, при их
написании автор пользовался
многочисленными
источниками.
Написанные им труды по истории, политике, культуре, музыке Османской империи
и населяющих ее народов до середины ХIХ века оставались настольными книгами
всех востоковедов, а также дипломатов и путешественников. Дмитрий впервые
составил "Историческое, географическое и политическое описание Молдавии",
опубликовал ряд других работ по истории Молдавии и Валахии.

11.

Почти все труды Кантемира написаны в России, и на них оказали большое влияние
петровские реформы. Дмитрий Кантемир — автор ряда исторических
(«Историческое, географическое и политическое описание Молдавии», «Хроника
стародавности романо-молдо-влахов», «История возвышения и упадка
Оттоманской империи») и философских («Метафизика», «Иероглифическая
история», «Верховный суд или спор мудреца с миром или тяжба души с телом»)
работ. Труды Д.Кантемира следовали гуманистическим идеям европейского
Просвещения (единство человеческой цивилизации, теория общественного
договора).
Кантемир — автор сочинений «Диван…», «Жизнеописание Константина
Кантемира», «Иероглифическая история» и других. После 1711 года научные
интересы Кантемира были обращены к истории. Научная деятельность Кантемира
была высоко оценена современниками: он был избран членом Берлинской
Академии Наук.
В 1722 году Дмитрий принял участие в Персидском походе Петра, во время
которого управлял походной канцелярией царя, работал переводчиком, составлял
различные воззвания и манифесты.

12.

Дмитрий был болен диабетом, поход
окончательно подорвал его силы.. Вскоре
после возвращения из Персии 23 августа 1723
года Дмитрий Кантемир скончался в своем
поместье Димитровка Харьковской губернии
(ныне - город Дмитровск в Орловской области).
А вечером этого же дня в
Димитровке получили диплом
императора Священной Римской
империи, возводящий Димитрия и
его потомков в княжеский сан
Священной Римской империи.
В Париже в Латинском квартале на
здании библиотеки Сент-Женевьев
в списке фамилий выдающихся
писателей и ученых рядом с
Ньютоном и Лейбницем было
выбито имя Дмитрия Кантемира.

13.

Дмитрий Кантемир относится к виднейшим мыслителям и ученым Молдавии и России конца XVII —
начала XVIII века. Его работы в области истории, географии, этнографии, востоковедения принесли ему
всеевропейскую известность. Одним из первых среди молдавских мыслителей он занялся проблемами
философии.
Ценный вклад внесен Кантемиром и в развитие истории как науки созданием фундаментальных трудов по
истории Молдавии, Ближнего Востока, Турции. Он выдвинулся в первые ряды историков своего времени.
Научные интересы Д. Кантемира поразительно широки. Он был хорошим математиком и даже зодчим. В
Константинополе он воздвиг дворец по собственному проекту. Помимо дворца, по проектам Кантемира
построено несколько церквей в принадлежавших ему деревнях. Научные интересы Д. Кантемира
распространялись на медицину.
Не последнее место в увлечениях Кантемира занимало создание приборов и инструментов. Петру I,
своему другу и покровителю, он продемонстрировал музыкальный инструмент собственной конструкции,
основанной на математических расчетах. В занятиях музыкой Кантемир поднимался до композиторского
творчества. Будучи в Константинополе, он писал инструментальные и вокальные пьесы, сочинил «Марш
Баязета», который долгое время исполнялся как национальный гимн Турции.
Находясь в России, Кантемир оставался пламенным молдавским патриотом, ни на минуту не прекращал
деятельности, направленной на освобождение родины. Своими сочинениями он стремился склонить
общественное мнение России к убеждению в необходимости скорейшего вызволения Молдавии из-под
турецкого гнета
English     Русский Правила