1.39M
Категория: ИсторияИстория

Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв

1.

ЯРОСЛАВСКИЙ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ
ПЕРИОД КНЯЖЕСКОЙ И ЦЕРКОВНОМОНАСТЫРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ С 10
ПО 13 ВВ.
Работу выполнила
студентка группы ЮС121 Короткова Юлия

2.

В 988 ᴦ. христианство в
православном варианте становится
официальной государственной
религией Руси
Жители не всех русских земель
добровольно приняли крещение,
многие были обращены в новую
религию насильно

3.

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ
Русь
получила единую религию,
которая стала выполнять функции
государственной идеологии
Церковь стала опорой для
княжеской власти
Христианство призвало людей к
милосердию

4.

ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКАЯ
СИСТЕМА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Финансовая поддержка церкви
осуществляется за счёт
государственных отчислений
(десятины)=> вся система церковного
призрения (подаяние милостыни
нищему) подконтрольна
государственной власти

5.

ФУНКЦИИ МОНАСТЫРЕЙ
1) Лечение
Существовали больницы, предлагающие нуждающимся
бесплатное лечение и пропитание
Больничные здания размещались за монастырскими
стенами, в наименее доступных для обстрела
участках.
К больницам примыкали «прачки», бани, огороды и
кладбища
Больничные помещения делились на небольшие
келью, разделение пациентов на взрослых и детей не
производилось
Во главе больницы стоял старший над больницей –
смотритель, обходы врачи совершали к «наутрию»

6.

ФУНКЦИИ МОНАСТЫРЕЙ
2) Обеспечение неимущих
В «Правилах о церковных людях» были обозначены
формы социальной помощи церкви:
пособия вдовам
приданное девицам
выкуп пленных и др.
Больше всего раздавалось жизненно необходимых
продуктов, так как денежное обращение к тому
времени было еще слабо развито

7.

ФУНКЦИИ МОНАСТЫРЕЙ
3) Обучение
Нуждающихся обучали грамоте и
ремеслам

8.

ФУНКЦИИ МОНАСТЫРЕЙ
4) Контроль
Женщины
ссылались в монастырь за
неверность
Церковь обязали контролировать
больных и увечных нищих, чтобы те не
ходили по городам собирая милостыню,
а находили приют в богадельнях

9.

ТЕРМИНЫ
1.
2.
3.
4.
5.
Богадельня — благотворительное заведение для
содержания нетрудоспособных лиц
Странноприимница — дом для ночлега
странников; странноприимный дом
Убогий — крайне бедный, жалкий
Клир — совокупность людей, совершающих
богослужение в храме
Ктитор— лицо, выделившее средства на
строительство или ремонт православного храма
или монастыря, или на его украшение иконами,
фресками, предметами декоративноприкладного искусства

10.

ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
Первый особый дом для нищих, убогих, сирот
При Киево-Печерском монастыре
1090 ᴦ.- народная каменная баня, 1091больница
Устав купеческой организации
регламентировал деятельность монастырей
Оформление закрытой ктиторской
монастырская система => ʼʼпансионнаяʼʼ
система поддержки

11.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИХОДСКОЙ СИСТЕМЫ
Была основана на закреплении за храмом
или монастырем близлежащих поселений
В приходской деятельности
сосредотачивалась вся общинная,
гражданская и церковная жизнь
Приходы осуществляли самую
разнообразную поддержку от материального
вспомоществования до воспитания и
перевоспитания

12.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИХОДСКОЙ СИСТЕМЫ
Приход являлся территориальной,
административной и податной единицей
Приход выступал в качестве общинного
института по поддержке больных, немощных,
инвалидов, сирот, нищих, которые
сопутствуют переселенцам и обретают там
свое пристанище
Приходы представляли собой открытую
организационную систему

13.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИХОДСКОЙ СИСТЕМЫ
Значимая форма благотворительности - ссуды
(ссуды выдавались отдельным лицам, а также
обществу, часто под залог имущества) из
церковной казны денег, хлеба, семян
Орган общ. контроля:
епископские суды вели гражданское
судопроизводство;
приход оказывал общине помощь в
организации общественных работ;
приход контролировал сбор податей и др.

14.

ИТОГ
Церковная система благотворительности
оказала огромное влияние на
формирование христианского милосердия
русского народа, сплотила общину

15.

КНЯЖЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
НУЖДАЮЩИХСЯ
В своем становлении и развитии
княжеское попечительство проходит
два этапа:
1. с 988 года по вторую половину XII
века
2. со второй половины XII века до XIII
века включительно

16.

ПЕРВЫЙ ЭТАП КНЯЖЕСКОЙ ПОМОЩИ
Противоборство языческих и
христианских тенденций, двоеверие
Княжеская и церковно-монастырская
защита охватывает только города (к
началу XI в. их насчитывалось 20-25, в XIпервой половине XII вв. – около 70, к
середине XIII – 150)

17.

ПЕРВЫЙ ЭТАП КНЯЖЕСКОЙ ПОМОЩИ
ʼʼНищелюбиеʼʼ (— это добродетель,
состоящая в оказании помощи нищим)
князей носило благотворительный
характер, имело функции поддержания
авторитета власти и являлось механизмом
ослабления социальной напряженности

18.

ВТОРОЙ ЭТАП КНЯЖЕСКОЙ ПОМОЩИ
формирование
феодальных отношений
тенденция роста монастырского и
церковного призрения
князь становится хозяином вотчинником
своего удела
помощь и поддержка осуществляется
князем только в пределах своей вотчины

19.

ФОРМЫ КНЯЖЕСКОЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Объекты помощи:
больные, нищие, убогие, старики, вдовы,
сироты
Изгой — субъект в силу определенных
обстоятельств не связанный с родовой
общностью
Прощенники — лица соборованные, но не
умершие, получив исцеление от святых
мощей или иконы, становились монахами

20.

ФОРМЫ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
раздача
милостыни
странноприимничество
организация общественных трапез
строительство церквей
Изгои и прощенники становились
ʼʼхристианской собственностьюʼʼ князя и
могли быть подарены церкви

21.

ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ
Раздача
хлеба и контроль цены во
время голода
помощь восстановлению городов,
разрушенных при пожарах или в
результате набегов
Контроль массовых захоронений трупов
для избежания распространения
болезней и др.

22.

КНЯЗЬЯ
Ярослав Мудрый
«Русская Правда»
законы письменные
на языке славянском
училище для сирот в
Новгороде

23.

КНЯЗЬЯ
Владимир Мономах
поучение, им самим для
сыновей написанное:
«Не забывать бедных,
кормите их. Будьте отцами
сирот, не давайте сильным
губить слабых. Не оставляйте
больных. Бойтесь всякой
лжи, пьянства. Чтите старых
людей, как отцов.
Приветствуйте всякого
человека, когда идете мимо»

24.

КНЯЗЬЯ
Святослав Киевский
щедрость
к бедным
не забывал и нищих
не было праздника
для богатых без
милости для бедных

25.

КНЯЗЬЯ
Владимир Волынский
предвидя
смерть
собрал все
драгоценности, слил
их в гривны и раздал
бедным вместе с
княжескими стадами

26.

КНЯЗЬЯ
Иван Калита
имел
усердие к
строению храмов и
милосердие к нищим
всегда носил с собою
мешок, или калиту
кормил, одевал нищих в
церквях
построил 2 собора и
церковь в Москве
English     Русский Правила