Похожие презентации:
Основной вопрос философии
1.
2.
• 1. Основной вопрос философии –теоретический стержень
классической философии.
• 2. Онтология – учение о бытии.
• 3. Диалектика и метафизика как
методологические стратегии.
• 4. Гносеология – учение о познании.
3.
• Генезисфилософии -----
потребность в
смысле жизни
• Предмет
философии -----
учение о связи
человека с миром
• Основной
вопрос о соотношении
вопрос
материального и
философии ----- идеального
4.
• Как решается этот вопрос вповседневной жизни человека?
• Зачастую не осознавая этого отчетливо,
человек распределяет все свои
жизненные ресурсы (время,
психическую энергию, финансы) между
удовлетворением материальных и
духовных потребностей.
• Искусство жизни зависит от мудрости
такого рода распределения.
5.
• «Во все эпохи душа человека стремлениемнеоборимой силы, невольно, как магнит к
северу, обращается к задачам, коих
разрешение скрывается во глубине
таинственных стихий, образующих и
связующих жизнь духовную и жизнь
вещественную; ничто не останавливает
сего стремления, ни житейские печали и
радости, ни мятежная деятельность, ни
смиренное созерцание…»
• Одоевский В.Ф. Русские ночи / Соч. в 2 т.
Т.1. – М.: Художественная литература. 1981.
– С.31.
6.
ПРИРОДА
БЫТИЕ
МАТЕРИЯ
МАТЕРИАЛЬНОЕ
ДУХ
МЫШЛЕНИЕ
СОЗНАНИЕ
ИДЕАЛЬНОЕ
7.
• Этимология слова: гр. оntos - сущее иlogos - слово, учение, наука – учение
о бытии.
• Не путать с антологией (гр.anthologia
собрание цветов), что означает
«сборник избранных произведений».
8.
• Исходный вопрос онтологии: чтопервично, материальное или
идеальное?
• Сколько и какие логично возможны
варианты ответа на этот вопрос?
• Первоначало по мере развития
философской теории стало
обозначаться такими категориями, как
«истинно сущее бытие» и «субстанция».
9.
• Устойчивость и изменчивость вструктуре бытия; сущность движения,
развития, пространства, времени;
причинность и индетерминизм,
необходимость и случайность,
природа сознания, неисчерпаемость
бытия, целесообразность и т.п.
10.
• 1-ый вариант: первично материальное(природа, квантовый вакуум и т.п.).
Материализм – учение о материальной
субстанции.
• 2-ой вариант: первично идеальное
(духовное – мировой или человеческий
разум, Бог, Дух). Идеализм – учение о
духовной субстанции.
• 3-ий вариант: ничто не является
первичным, так как материальное и
духовное выступают равноценными
началами бытия.
Дуализм – учение о двух субстанциях.
11.
• Субстанция – это самодостаточноеоснование бытия человека в мире.
• Б.Спиноза (17 в.) о сущности субстанции:
causa sui – причина самой себя.
• Субстанция =/= субстрат
• Субстрат – это материал, из которого нечто
возникает и состоит. Категория конкретнонаучного познания.
• Субстанция – это фундамент бытия
человека как первопричина всех событий
его судьбы. Философская категория.
12.
• Что естественно для человека: видетьмир целостным, внутренне единым или
расколотым на параллельные миры?
• В истории мировой классической
философии разработана только одна
последовательно дуалистическая теория
Р.Декарта (17 в.) в связи с исторической
миссией поднять науку на
теоретический уровень.
13.
• Материализм и идеализм какмонистические философские системы
являются одновременно и
мировоззренческими и теоретикометодологическими учениями.
• Дуализм – это сугубо теоретикометодологическое учение.
• По онтологическому фундаменту
мировоззренческие позиции людей
делятся на материалистов и идеалистов.
14.
• Материализм и идеализм – стеоретической и мировоззренческой точки
зрения имеют равное право на
существование.
• Материализм – это учение о материальных
основах духа.
• Идеализм – это учение о духовных основах
материи.
• Материализм – учение о материальной
субстанции.
• Идеализм – учение о духовной субстанции.
15.
• Какой вопрос разделяет материалистовпо разные стороны баррикад?
• Ответ на вопрос: мир, материальный в
своей основе, неизменен или он все
время развивается?
• В результате материалисты делятся на
метафизиков и диалектиков.
16.
• Термин «диалектика» входит в культурув связи с творчеством Сократа (5 в. до
н.э.)
• Этимология: гр. Dialektos - говор,
наречие; dialektikё - искусство вести
беседу.
• Термин «метафизика» вводят в культуру
в 1 в. до н.э. систематизаторы наследия
Аристотеля (4 в. до н.э.).
• Этимология: гр. meta ta phisika - после
физики; physis - природа.
17.
• Диалектика – это искусствосократовской беседы через
противоположности рождать истину.
• Метафизика как синоним философии –
это умозрительное размышление о
мире. Метафизика в этом смысле
означает сугубо профессиональное
философствование, раскрывающее
фундаментальные вечные основы бытия
и смыслы человеческого существования.
18.
• Диалектика – учение о саморазвитии,всеобщей связи и взаимной
обусловленности всех явлений.
• Метафизика – учение о неизменности и
изолированности всех явлений.
19.
• Изменение – переход системы изодного состояния в другое.
• Движение – любое изменение.
• Фундаментальная классификация
видов изменений: качественные и
количественные.
• Развитие – качественное изменение.
20.
• Метафизический материализм – учение онеизменной материальной субстанции.
• Диалектический материализм – учение о
саморазвивающейся материальной
субстанции.
• Основоположники диалектического
материализма – К.Маркс и Ф.Энгельс
(19 в.).
• Все материалисты до К.Маркса и
Ф.Энгельса были метафизическими
материалистами, хотя и вырабатывали
отдельные диалектические идеи.
21.
• Метафизический материализм – учение онеизменной материальной субстанции.
• Диалектический материализм – учение о
саморазвивающейся материальной
субстанции.
• Основоположники диалектического
материализма – К.Маркс и Ф.Энгельс
(19 в.).
• Все материалисты до К.Маркса и
Ф.Энгельса были метафизическими
материалистами, хотя и вырабатывали
отдельные диалектические идеи.
22.
• Субъективный идеализм – учение опервичности индивидуального сознания.
• Классик субъективного идеализма –
Дж.Беркли (17-18 вв.): вещь – совокупность
наших ощущений.
• Объективный идеализм – учение о
первичности надиндивидуального
сознания.
• Классики объективного идеализма Платон (5-4 вв. до н.э.): истинно сущее
бытие – вечные, совершенные идеи;
Гегель (18-19 вв.): субстанция –
саморазвивающаяся абсолютная идея.
23.
• Вульгарный материализм – учение о том,что все существующее материально.
• Кредо вульгарного материализма: «Мозг
выделяет мысль так же, как печень
выделяет желчь». Бюхнер, Фохт, Молешотт.
• Вульгарный идеализм – солипсизм (лат.
solus один, единственный и ipse сам ) –
это крайняя форма субъективного
идеализма, в соответствии с которой
существует только одна индивидуальная
душа, а мир не существует, он –
виртуальная реальность.
24.
Что первично: материя или дух?
МАТЕРИАЛИЗМ
ИДЕАЛИЗМ
МЕТАФИ- ДИАЗИЧЕСЛЕКТИКИЙ
ЧЕСКИЙ
МАТЕМАТЕРИАРИАЛИЗМ
ЛИЗМ
СУБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ
ДУАЛИЗМ
ОБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ
25.
• Этимология - гр. gnosis знание.• Система гносеологических проблем:
познаваем ли мир, с помощью чего
познаваем мир, основные формы
чувственной и логической ступени
познания, что такое истина, критерии
истины, абсолютность и
относительность практики как
критерия истины, сущность
агностицизма и т.п.
26.
Познаваем ли мир?Сторонники
познаваемости мира
Агностики
Сенсуалисты Рационалисты
27.
• Сенсуализм – учение о доминирующейроли чувственной ступени познания.
• Формы чувственной ступени познания:
• Ощущение – отражение отдельных
свойств объекта.
• Восприятие – целостное отражение
объекта в системе его свойств.
• Представление – целостное отражение
объекта, когда он не воздействует на
наши органы чувств.
28.
• Рационализм – учение о доминирующейроли логической ступени познания.
• Формы логической ступени познания:
• Понятие – отражение сущности
объекта.
• Суждение – отражение связи между
сущностями.
• Умозаключение – отражение связи
между суждениями.
29.
• Дж. Локк (1632 – 1704) - английскийматериалист эпохи Нового времени.
• Дж. Беркли (1685 – 1753) – английский
субъективный идеалист эпохи Нового
времени.
30.
• Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 –1716) – немецкий объективный
идеалист эпохи Нового времени.
• Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) голландский материалист эпохи
Нового времени.
31.
• «Нет ничего в нашем разуме, чего быне было в наших ощущениях».
Дж. Локк
• Содержание кредо: разум призван
только обрабатывать материал наших
ощущений, и самостоятельно он не
может и не должен вырабатывать
какие бы то ни было идеи.
32.
• «Нет ничего в нашем разуме, чего бы небыло в наших ощущениях, за
исключением самого разума».
Г. В. Лейбниц
• Содержание кредо: разум призван
обрабатывать материал наших
ощущений, и кто же кроме него с этим
справится , но помимо этого разум
может и должен самостоятельно
продуцировать идеи.
33.
• Ощущения непосредственно связываютнас с миром, поэтому они наиболее
адекватные его свидетели и краткий
путь к истине.
• Разум опосредованно связывает нас с
миром, он абстрактен и поэтому
склонен к фантазиям, уводящим нас от
истины.
34.
• Ощущения непосредственносвязывают нас с миром, поэтому они
слишком пристрастные свидетели
этому миру и уводят нас от истины.
• Разум опосредованно связывает нас с
миром, вырабатывая абстракции.
поэтому он объективен и раскрывает
нам истину.
35.
• Сенсуалисты выявили противоречия:• - между чувственной и рациональной
ступенями процесса познания;
• - внутреннее противоречие чувственной
ступени познания между адекватностью
ощущений и склонностью разума к
фантазиям;
• - внутреннее противоречие
рациональной ступени познания между
субъективностью чувств и
объективностью разума.
36.
• Истина – это адекватное объективноеотражение реальности как синергия
адекватности чувств и объективности
разума.
• Внутринаучные критерии истины:
логичность, доказательность,
самоочевидность, красота.
• Вненаучный критерий истины:
практика как полезность.
37.
• Агностицизм – учение опринципиальной непознаваемости
мира.
• Классик агностицизма - Иммануил Кант
(1724 – 1804).
• Как возможна наука и процесс познания
вообще?
• Фундаментальное противоречие
процесса познания: между объектом и
образом этого объекта.
38.
• Объектобъективная
вещественная
реальность
• Вещь в себе
• Объективное
• Сущность
• Ноумен
Образ объекта
субъективная
невещественная
реальность
Вещь для нас
Субъективное
Явление
Феномен
39.
• Агностицизм – учение опринципиальной непознаваемости
мира, т.е. о том, что в принципе
непознаваема «вещь в себе» как
сущность объективной реальности.
• Одновременно это означает, что мир в
принципе познаваем как результат
нашего взаимодействия с этим миром в
соответствии с уровнем развития
социальной практики.
40.
• Агностицизм раскрывает такиефундаментальные противоречия
процесса познания, как:
• -противоречие между знанием и
незнанием;
• - между тем, что познано, и тем, что еще
непознано;
• - между абсолютной и относительной
истиной.