Похожие презентации:
Поэтапное изучение басни в начальной школе на разных возрастных ступенях: задачи и виды деятельности
1.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Институт психологии и образования
Поэтапное изучение басни в
начальной школе на разных
возрастных ступенях: задачи и
виды деятельности.
Выполнила студентка 2
курса группы 17.1 – 921
Саликова А.Н.
Казань, 2021
2.
Содержание:Что такое басня?
Изучение басни на разных
возрастных ступенях.
Подведение итогов.
3.
Методика работы с литературнымипроизведениями на уроках чтения является одной
из наиболее важных задач обучения младших
школьников в начальных классах. Круг чтения
младшего школьника охватывает достаточно
большое число разнообразных жанров, в которые
входят как стихотворные произведения, так и
проза. Исходя из психологических особенностей
развития ребенка данного возраста, можно
сказать, что им лучше воспринимаются
произведения, несущие в своем содержании яркий
и эмоциональный литературный или поэтический
образ, чем строгие и наукообразные рассказы,
лишенные авторского стиля и не активизирующие
фантазию или мышление школьника. Одним из
видов художественного текста, изучаемых в
начальной школе, является басня.
4.
Что такое басня?Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение
нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится
краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В
басне высмеиваются пороки людей. Каждая басня представляет собой
небольшую сцену из жизни, с помощью которой писатель может высказать
свои мысли по поводу людских пороков и раскрыть смысл народной
мудрости, осудив того или иного героя или даже просто наглядно и ярко
показав его недостатки.
Размер басни, как правило, не превышает 20-30 строк, но по содержанию и
строению это небольшое, но настоящее драматургическое произведение со
своей завязкой, кульминацией и развязкой, кроме того, басня, как прaвило,
включает в себя ещё одну дополнительную часть - мораль. Приведённые
достоинства, особенно скрытый смысл басни и, если есть, мораль,
чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учеников путём
проникновения в подстрочную идею автора, размышлением над содержанием
текста и образами.
В свою очередь, для учеников басня может являться прекрасным образцом
предельного краткого по внешней форме и довольно наполненного по
содержанию описание взятого отдельно какого-либо жизненного случая.
Зачастую образные выражения из басни становятся со временем пословицами,
крылатыми фразами, которые могут привлекать как глубиной мысли,
заключенной в них, так и яркостью содержания, что повышает их
положительную направленность и выразительность.
5.
Для начальной школы потрадиционной программе обучения
используются в подавляющем
большинстве басни И.А. Крылова, но
также некоторые басни Л.Н. Толстого,
которые изучаются определёнными
разделами в классах трехлётней школы.
В школьном обучении басни
занимают отдельное положение и,
соответственно, имеют свои
особенности работы с ними. Басня
имеет не только своё текстовое
выражение, но и скрытую мысль, а
также, в большинстве, поучительную
мораль, которая может находится как в
конце произведения, так и в начале.
Методика работы над басней
опирается на её специфику, как вида
эпического жанра, т.е. на главные
признаки, такие как: наличие морали
(нравоучения) и аллегории
(иносказание). В басне чаще всего для
выражения какой-либо жизненной
ситуации используются в виде
действующих лиц животные
(аллегория), причём существуют
определённые традиции для наделения
героев отдельными чертами характера.
6.
Изучение басни на разных возрастныхступенях.
Первая басня, с которой знакомятся второклассники, — “Муравей и
голубка” Л. Толстого. Это несложное произведение напоминает собой сказку
и довольно легко воспринимается и осмысливается детьми. Беседы с
учащимися после чтения басни свидетельствуют о том, что все
второклассники уясняют предметную сторону произведения, т. е.
последовательность событий, соотносят поступки с действующими лицами.
С помощью учителя дети должны понять и подтекст басни, т. е. внутреннее
содержание произведения, - которое кроется за событиями и поступками
героев. В беседе после чтения басни из ответов учащихся на вопросы: почему
голубка бросила ветку муравью? Почему муравей укусил охотника? —
выявляется характер поступков героев и то, почему они совершаются. Затем
поступки героев оцениваются детьми. Объясняя мотивы поступков героев,
учащиеся говорят чаще всего так: “Муравей помог голубке потому, что она
спасла его от гибели”.
В дальнейшей работе необходимо подвести детей к раскрытию смысла
басни, помочь им понять, ради чего совершается поступок героя, выразить к
нему свое отношение. Уясняя главную мысль произведения, учащиеся делают
вывод о том, что “нужно помогать тем, кто находится в беде”. Необходимо
отметить, что в этой басне обобщающий вывод имеет непосредственно
очевидный характер.
Как видим, во 2 классе содержание басен и работа с ними не требуют
понимания аллегорического смысла. Вполне достаточно, чтобы
второклассники поняли конкретные события, которые описываются в
произведении, и главную его мысль, т. е. сделали вывод, вытекающий из этих
событий и поступков персонажей.
7.
Несколько иной характер носит работа с баснями в 3 классе. Внее входят: предварительная беседа, выразительное чтение басни
учителем, объяснение непонятных слов и оборотов с их
смысловым разбором, чтение басни учащимися, заключительная
беседа. Третьеклассники знакомятся с баснями И. Крылова:
“Стрекоза и Муравей”, “Лебедь, Щука и Рак”.
Ответы детей на вопросы, заданные учителем, выявят
понимание ими событийной стороны басни. После
самостоятельного чтения учащиеся рассматривают рисунок к
басне, говорят, что на нем изображено, какие строчки из басни к
нему можно подобрать. Благодаря наглядному изображению
некоторые не совсем понятные слова, например поклажа,
становятся детям доступными. После этого особое внимание
уделяется работе над смыслом слов и некоторых выражений
басни. Язык басен Крылова насыщен диалектными словами,
выражениями, меткими изречениями и дает интересный материал
для обогащения активного словаря учащихся новыми словами и
понятиями. При объяснении лексического значения слов
учащиеся могут пользоваться различными способами: в одних
случаях это может быть подбор синонима или синонимического
выражения, в других — обращение к контексту, в третьих —
обращение к составу слова и т.д.
К этой басне дается интересная работа по замене детьми
басенных выражений синонимичными (данная работа проводится
на следующем уроке или на этапе закрепления чтения басни).
Третьеклассники находят синонимические выражения к таким
словосочетаниям, как а возу всё нет ходу (воз не двигается с
места), из кожи лезут вон (очень стараются), объясняют
понимание выражения Да только воз и ныне там (так и не
сдвинули с места воз).
8.
Учащиеся должны понять, что мораль басниотчасти раскрывает ее аллегорию еще и тем, что в
этих строчках (первых трех) выражена главная мысль
произведения. Здесь же подбором синонимических
выражений учащиеся выясняют строки На лад их
дело не пойдёт (не будет ладиться), И выйдет из него
не дело, только мука (ничего не сделают, а только
намучаются) и по просьбе учителя приводят
очевидные примеры, когда дело у нескольких человек
будет ладиться, спориться.
Затем учитель ставит перед учащимися цель:
самостоятельно несколько раз прочитать басню и
подготовиться к ее выразительному чтению.
Для того чтобы дети смогли выразительно
прочитать басню, учитель предлагает им условно
разделить ее на части:
• мораль басни (читают как совет писателя людям);
• экспозиция (три строчки и завязка), повествующая
о начале события (читают, как бы рассказывая какуюто историю);
• развитие действия (учащиеся интонацией
показывают, что действия героев бесполезны, читают
строчку медленно, с досадой);
• кульминация (выделяют слова, на которых нужно
повысить голос и остановиться,— Лебедь — облака,
Рак — назад, Щука — воду);
• развязка.
9.
Работа над басней во втором и третьем классе своимцентральным вопросом ставит раскрытие морали и
аллегорий и традиционно работа над текстом басни
проходит в следующем порядке: разбор её конкретного
содержания, после начинается раскрытие
иносказательного смысла и, в заключение,
рассматривается мораль, приведенная в басне.
На основе этого методика работы обычно включает
нижеследующие компоненты:
восприятие
конкретного
содержания
анализ
морали
раскрытие
аллегорий;
раскрытие
композиции,
характерных
особенностей
действующих
лиц, мотивов
их поведения
выяснение
главной
мысли
конкретной
части басни
10.
4 класс — новая ступень в работеучащихся над жанром басни. Так, при
знакомстве детей с басней И. Крылова
“Слон и Моська” приводятся в
систему знания учащихся, о басне как
о литературном жанре.
Басню “Слон и Моська”
четвероклассники читают после
небольшой предварительной
словарной работы, которая
способствует более глубокому
проникновению в смысл текста.
Работа над текстом басни начинается
с выявления тех эмоциональных
реакций, которые она вызвала у детей.
Содержание басни вызывает у ребят
смех, они чувствуют ее глубокий
подтекст. При этом преобладает
эстетическое восприятие текста:
понимая смысл произведения,
учащиеся стремятся осознать его
художественную функцию, учатся за
словами видеть образ, реальную
жизнь. За конкретными образами
героев и их действиями учащимся
необходимо понять и осознать мораль
этих басен.
11.
Начинать работу лучше с басни “Чиж и Голубь”,так как основные ее смысловые отношения
вытекают из наглядного содержания. А поскольку
она близка басне Л. Толстого “Муравей и
голубка”, то дети пересказывают содержание
последней, вспоминая вывод: “Помогай
товарищу, если он в беде”. Затем учитель читает
басню И. Крылова “Чиж и Голубь”.
При работе над текстом басни учителю не нужно в первую очередь стремиться раскрыть ее
аллегорический смысл, поскольку детей привлекает в ней, прежде всего живописность сцен,
выражений, образы. Поэтому работа над этой басней вначале ведется как над рассказом или
сказкой из жизни животных; внимание учащихся концентрируется на образах двух персонажей Чижа и Голубя.
После оценки поведения героев дети выражают свое и авторское отношение к Чижу и
Голубю. Подтверждая текстом свои суждения, третьеклассники отмечают, что уже в первой
строчке басни автор с сочувствием относится к беде Чижа: западню он называет злодейкой, а
Чижа -бедняжкой.
Заключительная сцена и авторская оценка поведения Голубя, по сути, и являются моралью
басни, которая в значительной степени раскрывает ее аллегорию. Поэтому после выяснения
поступков героев и их оценки выявляется идейный смысл басни: друг познается в беде. Здесь
очень важно заострить внимание детей не на отрицательных явлениях, которые учащиеся
должны осудить, а на положительном выводе, вспомнив еще раз басню Л. Толстого “Муравей и
голубка”: “Что же нужно сделать, когда у товарища беда? Какую помощь вам приходилось
оказывать товарищам, родителям?”, т. е. содействовать тому, чтобы дети могли в качестве
примера привести свои жизненные ситуации и оценить их.
12.
Басня “Кукушка и Петух”, заключающая изучение этоголитературного жанра в начальных классах, идентична по
замыслу некоторым изобразительным средствам и идейной
направленности басне “Ворона и Лисица” . Поэтому работу над
ней необходимо вести в сравнительном плане, отдавая
инициативу высказываниям детей.
Прочитав самостоятельно басню “Кукушка и Петух”,
учащиеся находят слова в тексте, в которых заключена мораль
басни. При этом они поясняют, какие человеческие пороки
осуждает автор в данном произведении.
Затем учащимся предлагается сделать сравнительный анализ
басен “Ворона и Лисица” и “Кукушка и Петух”, в частности,
показать, что общего в действиях Кукушки, Петуха и Лисицы, т.
е. чем они похожи.
Особое внимание необходимо уделить ее языковому анализу,
способствующему проникновению учащихся не только в
подтекст произведения, то и в творческую лабораторию
писателя.
Дети отмечают, что характерной особенностью героев этих
басен является неискренность, желание угодить друг другу,
чрезмерная лесть. Они видят, что, высмеивая эти черты
характера, Крылов таким обычным словам, как голубушка,
носок, голосок, глазки, милый, красавица, придает особый
иронический оттенок. Употребляет слова с уменьшительноласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее
показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то,
как постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев.
Затем дети читают басню по ролям. На дом им предлагается
прочитать одну из басен И. Крылова, С. Михалкова, которые не
изучались в классе.
13.
Подведение итогов.Как мы узнали, в систему изучения
жанра басни в начальных классах
положены основные принципы
дидактики: от простого к сложному, от
известного к неизвестному, от легкого к
трудному. Учет имеющихся у
школьников знаний, умений и навыков и
на их основе постановка целевых задач
перед чтением произведения.
Углубленная логическая и языковая
работа над осмыслением и осознанием
прочитанного, а также перенос действий
героев в реальную действительность
позволяют учащимся активно
включаться в мыслительные процессы,
оценивать прочитанное, делать выводы
и обобщения, содействуют воспитанию
у них высоких нравственных качеств.
14.
Список источников и литературы:1. Басни Ивана Крылова. В восьми книгах. Сороковая тысяча. Санкт-Петербург.
В типографии А. А. Плюшара. 1840. В 8-ю д. л. 300 стр.
2. Белинский В. Г. Иван Андреевич Крылов // Взгляд на русскую литературу. М.:
Современник, 1981.- С. 481-505.1 ба.Белинский В.Г. О Крылове. Сборник статей и
высказываний. М.: Гослитиздат, 1944. - 71 с.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 9 т. М.: Изд-во АН СССР,
1953.
4. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания русского языка в
начальных классах. М, Просвещение, 2004г., с. 120-125.
5. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к
самообразованию. М, 2003г., с. 213.
6. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная дея-тельность
и воспитание школьников. М, Просвещение, 2002г., с. 56-68.
7. Гордеев Е. В., Дмитрюк М. В. Творческий подход к изучению слов с
непроверяемым написанием//Начальная школа, 2004г. № 3, с. 17-19.
8. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М.: Книга, 1985. - 284 с
9. Гудзик И . Ф. Книга по чтению. Учебник для 4 класса общеобразовательных
учебных заведений с русским языком обучения, К., «Освіта», 2004.
10. Гудзик И . Ф. Книга по чтению. Учебник для 3 класса общеобразовательных
учебных заведений с русским языком обучения, К., «Освіта», 2003.
11. Ефпосинина Л. А.,Оморокова М. И. Программа "Литературное чтение" I - IV
классы //Начальная школа, 2005г., N8, с. 20 -35.
12. Литературное чтение . Программа для общеобразовательных учебных
заведений. Под ред. О . В. Джелей, А. А. Емец, с. 1- 21