31.10M

«Чародей слова». К 190-летию со дня рождения Николая Семеновича Лескова

1.

В
и
р
т
у
а
л
ь
н
а
я
в
ы
с
т
а
в
к
а
Санниковская библиотека
Первомайского района
Алтайского края
z
к
190-летию со дня рождения
Николая Семеновича Лескова
(16.02.1831 – 05.03.1895 гг.)

2.

Б
И
О
Г
Р
А
Ф
И
Я
Николай Семёнович Лесков родился 16
февраля 1831 года с. Горохово Орловского уезда
Орловской губернии, раннее детство его прошло в
Орле.
Отец, Семён Дмитриевич, выходец из
духовной среды, по словам сына, был «…большой,
замечательный
умник
и
дремучий
семинарист». Порвав с духовной средой, он
поступил на службу в Орловскую уголовную палату,
где дослужился до чинов, дававших право на
потомственное дворянство, и, по свидетельству
современников,
приобрёл
репутацию
проницательного
следователя,
способного
распутывать сложные дела.
Мать, Мария Петровна (урожд. Алферьева),
была дочерью обедневшего московского дворянина.
Это была женщина большой воли, трезвого ума,
крепких
жизненных
навыков,
чуждая
сентиментальностей,
властного
нрава.
По
определению сына-писателя, «характера скорого и
нетерпеливого».
Одна из её сестёр была замужем за
состоятельным орловским помещиком, другая — за
англичанином,
управлявшим
несколькими
поместьями в разных губерниях.

3.

Дом в с. Горохово где родился Н. С. Лесков
«Наш дом был в Орле на Третьей
Дворянской улице и стоял третий по
счету от берегового обрыва над
Орликом», - вспоминал Н. С. Лесков.
Дом – музей Н. С. Лескова в Орле

4.

В августе 1841 года в десятилетнем
возрасте Лесков поступил в первый класс
Орловской губернской гимназии, где
учился крайне плохо: через пять лет он
получил свидетельство об окончании лишь
двух классов.
В настоящие время это «Орловский
государственный университет»

5.

В 1849 году Лесков уезжает в Киев по приглашению дяди
по материнской линии, профессора и практикующего
терапевта
С. П. Алферьева.
Здесь молодой человек посещает (вольнослушателем)
лекции в университете, изучает польский язык, славянскую
культуру, интересуется религией, причем общается как с
православными христианами, так и с сектантами и
старообрядцами.
Значительное влияние на мировоззрение будущего
писателя в этот период оказал экономист Д. П. Журавский,
поборник отмены крепостного права.
В 1857 году Лесков начал работать в компании мужа своей
тетки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В
предприятии,
которое,
по
его
словам,
пыталось
«эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо
удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и
знания в многочисленных областях промышленности и
сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Николай
Семенович постоянно отправлялся в «странствования по
России», что также способствовало его знакомству с языком и
бытом разных областей страны.

6.

Н.С. Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать девятом году жизни, поместив в
1859 - 1860 годах несколько заметок в различных киевских изданиях и в газете «Санкт-Петербургские
ведомости».
Переехав в Санкт-Петербург, Н. С. Лесков сотрудничал уже со многими петербургскими газетами и
журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках», «Русской речи» и «Северной пчеле».

7.

Собственно писательская карьера Н. С. Лескова
началась в 1863 году, когда вышли его первые повести
«Житие одной бабы» и «Овцебык». Тогда же в журнале
«Библиотека для чтения» начал печататься роман
«Некуда», который носил, по признанию автора, «все
знаки поспешности и неумелости моей».
Спустя два-три года в печати появляются повести
«Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» —
произведения, в которых автор вывел яркие женские
образы разных сословий.
В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал
«антинигилистический» роман «На ножах», который
явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как
отмечал М. Горький, «после злого романа «На ножах»
литературное творчество Лескова сразу становится
яркой живописью или, скорее, иконописью, — он
начинает создавать для России иконостас её святых и
праведников».
Таковы герои романа-хроники «Соборяне» (1872 г.),
повести «Очарованный странник» (1873 г.), рассказов,
составивших цикл «Праведники» (1889 г.).

8.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895
года в Петербурге от очередного приступа астмы,
мучившей его последние пять лет жизни.
Похоронен писатель на Волковском кладбище в
Санкт-Петербурге.
«Думаю и верю, что «весь я не умру», - писал Лесков за
год до смерти. Но какая-то духовная пoстать уйдёт из тела и
будет продолжать вечную жизнь».

9.

10.

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских
«праведников» стал Левша, герой «Сказа о тульском косом
левше и о стальной блохе» (1881 г.).
«Жизнь героев Лескова, – писал М. Горький, – можно
сравнить с житиями святых, только это будут как бы жития
святых дурачков русских. Конечно, герои Лескова – люди
сомнительной святости, у них просто нет времени подумать о
своей святости и о своем спасении – они непрестанно
заботятся и думают о спасении и утешении ближних. А еще
неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни, где погряз
человек, в мир, где царят жестокость, зависть и злоба…».

11.

История создания
повести-сказа Н. С. Лескова «Левша»
И. С. Аксаков
Н. С. Лескова
В январе 1881 года Иван Аксаков, только что
открывший
в
Москве
газету
«Русь»,
просит
у
Н. С. Лескова
что-нибудь
беллетрическое. Он
понимает
риск
(у Лескова – опасная репутация). Но
просит. Вот две реплики из их переписки.
Аксаков – Лескову, 4 января 1881 г., из Москвы в
Петербург:
«...Я не очень жалую глумления. Выругать серьезно,
разгромить подлость и мерзость – это не имеет того
растлевающего душу действия, как хихиканье... Надо бить
дубьём, а не угощать щелчком... Поняли?»
Лесков – Аксакову, 7 января 1881 г., из Петербурга в
Москву:
«Понял... Но я не совсем с Вами согласен насчёт
«хихиканья»...
Хихикал Гоголь... и то же совершал
несчастный Чернышевский... Почему так гадка и вредна в
Ваших глазах тихая, но язвительная шутка, в которой
«хихиканье» не является бесшабашным, а бережет идеал?..
Вы говорите: «их надо дубьём»... А они дубья-то Вашего и не
боятся, а от моих шпилек морщатся».

12.

Десятилетия спустя, когда критики будут решать, кем же был Лесков:
серьёзным сатириком или шутейным анекдотистом, – вспомнится это
«хихиканье». К «Левше» оно имеет самое прямое отношение. Именно «Левшу»
вынашивает в эту пору Лесков и именно к «Левше» психологически готовит
Аксакова.
А ситуация взрывная: в марте народовольцами убит царь; наследник
разворачивает страну вспять от либерализма и тоже клянётся народом – народ,
«вечная» тема русских раздумий, встает перед литературой как бы заново.
В эту весну Лесков отказывается писать публицистические статьи:
«хаос»! Он пишет «Левшу»: «Это не дерзко, а ласково, хотя не без
некоторой правды в глаза», – ещё раз предупреждает он Аксакова 12 мая.
Через неделю Лесков везёт в Москву рукопись. Читает вслух. Оставляет.
Осенью, тремя порциями, Аксаков публикует лесковскую сказку в своей газете.
Впрочем, лучше сказать: легенду, басню, или уж вовсе по-лесковски:
«баснословие».
Именно это словцо употребил Лесков в авторском предисловии.
Предисловие важное, на него надо обратить внимание. Лесков пишет:
«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о
стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в
Сестрорецке...
Я
записал
эту
легенду
в
Сестрорецке...
от
старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых
силах и свежей памяти; он охотно вспоминал старину… читал
божественные книги… разводил канареек. Люди к нему относились с
почтением».
Впоследствии предисловие было исключено автором, так как критика
восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной
легенды.

13.

Герои повести-сказа
Левша – талантливый русский мастеровой, оружейник. Это имя стало нарицательным,
обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.
Матвей Иванович Платов (1753 – 1818 гг.) – русский военный, граф, казачий атаман, генерал от
кавалерии. Участвовал во всех войнах России конца XVIII – начала XIX века.
Александр I Павлович (1777 – 1825 гг.) – государь император и самодержец Всероссийский (с марта
1801 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.
Николай I (1796 – 1855 гг.) – император Всероссийский с декабря 1825 по февраль 1855 года, царь
Польский и великий князь Финляндский.

14.

Сюжет повести-сказа
В сюжете сказа смешаны выдуманные и реальные исторические события.
Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок
ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл
блоху и привёз её в Петербург.
Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли
среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории».
Атаман Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и
объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё
дело знают не хуже.

15.

Николай I поручил Платову среди местных умельцев найти тех, кто мог бы достойно ответить на
вызов англичан. Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с
мастеровым Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел
англичан. Возвращаясь на обратном пути, Платов заглянул в Тулу, где троица продолжала работать над
заказом.
Забрав Левшу с неоконченной, как считал Платов, работой, он отправился в Петербург. В столице
выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху.
Государь и весь двор были восхищены работой тульских мастеров. Государь распорядился отослать
подкованную блоху в Англию, чтобы показать умение русских мастеров, и также послать Левшу.
В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться
в Европе, но он отказался.
На обратном пути в Россию Левша держал с подшкипером пари, по которому они должны были
перепить друг друга.
По приезде в Петербург Левша, не получив вовремя медицинскую помощь, скончался в
простонародной больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».
English     Русский Правила